Отраслевые и общественные организации предупредили Правительство РФ о рисках введения правила «второй лишний» в отношении госзакупок стратегически значимых лекарств – «дестабилизации фармрынка, отказа от конкурентной модели его развития, зависимости производителей готовых лекарств от негарантированного объема выпуска субстанций на внутреннем рынке». В свою очередь, в Минпромторге утверждают, что прорабатывают механизм, который стимулировал бы углубление локализации производства таких препаратов и при этом не вводил бы никаких запретов для иностранных игроков рынка.
Условия правила «второй лишний» предполагают, что на аукционах по закупке препаратов из перечня стратегических значимых преимущество будут получать фармкомпании с препаратами, локализованными на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по полному циклу.
Фармацевтические производители и пациентские организации, среди которых Национальная ассоциация производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий АПФ и Всероссийский союз пациентов, направили письмо в адрес премьер-министра РФ Михаила Мишустина, предупредив, что из-за ограничения конкуренции может возникнуть дефицит препаратов, а некоторые производители могут уйти с рынка.
По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий АПФ Надежды Дараган, производители стран ЕАЭС будут вынуждены покрывать потребность в препаратах в масштабах всей системы здравоохранения, к чему могут оказаться не готовы, отчасти потому что правило ставит производителей в зависимость от «негарантированных» объемов производства субстанций на внутреннем рынке.
В Минпромторге, напротив, считают, что введение правила должно способствовать развитию локального производства полного цикла лекарств, в том числе фармсубстанций – самого сложного и затратного этапа с точки зрения организации производства. «Локализация производства на территориях всех стран-членов ЕАЭС тех или иных лекарственных препаратов и отдельных их стадий весьма капиталоемкий и трудозатратный процесс, это всегда взвешенное и проработанное решение компании-производителя», – сообщили в ведомстве, оправдывая инициативу.
При этом в Минпромторге отметили, что прорабатывают по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой такой механизм, который, с одной стороны, стимулировал бы локализацию производства полного цикла лекарств в ЕАЭС, а с другой, не вводил бы никаких запретов для иностранных производителей, «тем самым сбалансировав этот механизм с потребностями системы здравоохранения».
В ведомстве отметили, что по данным ГРЛС по состоянию на 1 января 2021 года, из 215 МНН, которые включены в перечень стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС), по 81 МНН на территории РФ отсутствует производство субстанций, по 32 МНН отсутствует производство готовой лекарственной формы.
Изначально в марте 2021 года Минпромторг предложил ввести новое правило «второй лишний» при госзакупках медизделий. Правило предполагает отказ от приобретения импортных аппаратов и изделий на рынке госзаказа в случае, если на тендер выйдет хотя бы один поставщик с российской продукцией. Предполагается, что такой механизм будет распространяться более чем на 140 видов медизделий. Спустя несколько дней стало известно о проработке подобного механизма и для закупки лекарств.
Сейчас на бюджетном рынке фарммедпрома действует правило «третий лишний», предусматривающее, что если на аукцион подаются заявки от двух поставщиков с товаром из стран ЕАЭС, то заявка участника с иностранной продукцией отклоняется.
Отраслевые и общественные организации предупредили Правительство РФ о рисках введения правила «второй лишний» в отношении госзакупок стратегически значимых лекарств – «дестабилизации фармрынка, отказа от конкурентной модели его развития, зависимости производителей готовых лекарств от негарантированного объема выпуска субстанций на внутреннем рынке». В свою очередь, в Минпромторге утверждают, что прорабатывают механизм, который стимулировал бы углубление локализации производства таких препаратов и при этом не вводил бы никаких запретов для иностранных игроков рынка.
Условия правила «второй лишний» предполагают, что на аукционах по закупке препаратов из перечня стратегических значимых преимущество будут получать фармкомпании с препаратами, локализованными на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по полному циклу.
Фармацевтические производители и пациентские организации, среди которых Национальная ассоциация производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий АПФ и Всероссийский союз пациентов, направили письмо в адрес премьер-министра РФ Михаила Мишустина, предупредив, что из-за ограничения конкуренции может возникнуть дефицит препаратов, а некоторые производители могут уйти с рынка.
По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий АПФ Надежды Дараган, производители стран ЕАЭС будут вынуждены покрывать потребность в препаратах в масштабах всей системы здравоохранения, к чему могут оказаться не готовы, отчасти потому что правило ставит производителей в зависимость от «негарантированных» объемов производства субстанций на внутреннем рынке.
В Минпромторге, напротив, считают, что введение правила должно способствовать развитию локального производства полного цикла лекарств, в том числе фармсубстанций – самого сложного и затратного этапа с точки зрения организации производства. «Локализация производства на территориях всех стран-членов ЕАЭС тех или иных лекарственных препаратов и отдельных их стадий весьма капиталоемкий и трудозатратный процесс, это всегда взвешенное и проработанное решение компании-производителя», – сообщили в ведомстве, оправдывая инициативу.
При этом в Минпромторге отметили, что прорабатывают по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой такой механизм, который, с одной стороны, стимулировал бы локализацию производства полного цикла лекарств в ЕАЭС, а с другой, не вводил бы никаких запретов для иностранных производителей, «тем самым сбалансировав этот механизм с потребностями системы здравоохранения».
В ведомстве отметили, что по данным ГРЛС по состоянию на 1 января 2021 года, из 215 МНН, которые включены в перечень стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС), по 81 МНН на территории РФ отсутствует производство субстанций, по 32 МНН отсутствует производство готовой лекарственной формы.
Изначально в марте 2021 года Минпромторг предложил ввести новое правило «второй лишний» при госзакупках медизделий. Правило предполагает отказ от приобретения импортных аппаратов и изделий на рынке госзаказа в случае, если на тендер выйдет хотя бы один поставщик с российской продукцией. Предполагается, что такой механизм будет распространяться более чем на 140 видов медизделий. Спустя несколько дней стало известно о проработке подобного механизма и для закупки лекарств.
Сейчас на бюджетном рынке фарммедпрома действует правило «третий лишний», предусматривающее, что если на аукцион подаются заявки от двух поставщиков с товаром из стран ЕАЭС, то заявка участника с иностранной продукцией отклоняется.