Принцип «третий лишний» распространяется на госзакупки лекарств и медизделий. Если на госторги выходит два и более российских производителя закупаемого товара, иностранные компании не могут участвовать в таком аукционе. Такая практика неоднократно вызывала критику, поскольку стимулировала закупки наиболее дешевых лекарств, у которых могли быть побочные эффекты.
В феврале правительство дало Минздраву ряд поручений с тем, чтобы облегчить практику закупок конкретных препаратов,— в частности, предлагалось использовать для этого так называемый перечень препаратов, которые можно закупать по торговым наименованиям. Ведомство, в свою очередь, предложило не распространять на него действие принципа «третий лишний». Но, как следует из письма ассоциации «Инфарма», такой подход вряд ли поможет пациентам получить доступ к необходимым препаратам. Перечень лекарств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, с 2013 года так и не был сформирован и утвержден, а проект постановления правительства, предложенный Минздравом, предлагает изменения к неработающему механизму.
Эффективнее было бы заменить несуществующий список препаратов на список социально значимых заболеваний и вывести его из-по действия принципа «третий лишний», следует из письма ассоциации.
В этом списке — ряд заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологические заболевания, сахарный диабет, ВИЧ, туберкулез и гепатиты, венерические заболевания и психические расстройства. В результате из-под действия «третьего лишнего» можно будет вывести все препараты из списка ЖНВЛП (большую часть госзакупок). «Медицинские работники должны руководствоваться качеством, эффективностью и безопасностью лекарственного препарата, а не страной, в которой препарат произведен. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что предложенный Минздравом подход не способствует решению задачи по подбору эффективной терапии и индивидуальной терапии для пациентов, в том числе несовершеннолетних»,— говорит глава ассоциации Вадим Кукава.