В России ежегодно потребляется 2,7 млрд. шприцев. Около миллиарда шприцев реализуется через аптеки, то есть свободно покупается населением и используется в основном для выполнения самостоятельных внутримышечных инъекций.
Между тем, как любое вмешательство в организм, укол, пусть даже самый безобидный, может спровоцировать нежелательные последствия. Самые распространенные из них – это аллергические реакции, абсцессы, возникающие при несоблюдении правил асептики, постинъекционные флегмоны и инфильтраты, причиной которых может быть недостаточно глубокое введение лекарства из-за недостаточно длинной иглы (препарат в этом случае попадает не в мышцу, а в подкожную жировую клетчатку). Кроме того, неверно выбрав место для инъекции, можно повредить нерв, а выполняя укол не зная техники, человек рискует оставить в мышце сломанную иглу.
Специалисты настаивают, что инъекции должны делать профессионалы. А вот правила выбора шприцев и игл населению знать необходимо, поскольку часто приобретение шприца вместе с инъекционным препаратом входит в индивидуальные расходы.
Помочь с выбором шприцев и игл, в первую очередь, может фармацевт или провизор, поскольку именно их рекомендациям доверяют покупатели в аптеках.
Рафаэль Оганов, академик РАМН, профессор, президент ВНОК: «У нас широко распространена практика проведения инъекций в домашних условиях. Косвенно об этом свидетельствуют данные о продажах шприцев в аптеках. В этой ситуации необходимо проводить разъяснительную работу среди населения о правилах подбора шприцев и игл, которые покупаются в аптеках и должны использоваться вызванной на дом медсестрой. Но в первую очередь необходимо разработать четкие рекомендации для сотрудников аптек, ведь именно от них зависит, какой продукт купит пациент».
Сейчас при покупке шприцев для внутримышечных инъекций граждане руководствуются тремя основными критериями: страна-производитель (предпочтение отдается исключительно импортным шприцам), объем вводимого лекарства и острота иглы. Провизоры в свою очередь, согласно исследованию, проведенному компанией COMCON-Pharma, рекомендуя покупателю шприц, принимают во внимание также лишь объем вводимого раствора и страну-производителя. Между тем, размер иглы, место введения препарата в качестве критерия рекомендации не выступают. Единый алгоритм рекомендации шприца покупателям вовсе отсутствует.
В связи с этим на Круглом столе было отмечено, что необходимо повышать уровень осведомленности сотрудников аптек по правилам выбора шприца и длины иглы, чтобы они хорошо разбирались в ассортименте и могли посоветовать потребителю нужный шприц, в зависимости от назначения инъекции.
Специалисты, выступавшие на Круглом столе, дополнительно называют такие критерии:
1. Выбор шприца и длины иглы должен зависеть от того, кому будет сделан укол – мужчине, женщине или ребенку, поскольку развитие подкожной жировой клетчатки у этих групп отличается.
2. Выбор шприца и длины иглы зависит от места внутримышечного укола (ягодица или бедро).
Галина Масленникова, к.м.н., ведущий научный сотрудник ФГУ «ГНИЦ Профилактической медицины» Минздравсоцразвития: «При выборе иглы для внутримышечной инъекции следует учитывать пол и вес пациента, а также место введения препарата. Дело в том, что, как правило, у мужчин и женщин слой подкожной жировой клетчатки в ягодичной области разной толщины, поэтому в большинстве случаев женщинам требуются более длинные иглы. Это же касается пациентов с избыточной массой тела. Правила выбора шприца и длины иглы необходимо сделать доступными не только медработникам, но и пациентам, которые зачастую приобретают шприцы самостоятельно. Это должны быть очень простые и четкие рекомендации, исключительно для того, чтобы пациенты умели ориентироваться в том огромном выборе, который предлагают на данный момент аптеки. Помочь с выбором нужной иглы и шприца сможет и лечащий врач, если он будет указывать в листе назначений рекомендуемую длину иглы и объем шприца».
По словам специалистов, если шприцы условно разделить на «мужские» и «женские» то их характеристики должны быть такими: «Мужские» должны комплектоваться иглами толщиной 0,7 мм и длинной – 30 мм. «Женские» — толщиной 0,8 мм и длинной – 40 мм. Третий вариант – это иглы для уколов в бедро, которые могут применяться и у мужчин, и у женщин, т.к. в этой области подкожный жировой слой практически не различается. Их толщина — 0,6мм, длина – 25мм. Кстати, именно такая длина рекомендована для проведения инъекций детям.
Андрей Гришковец, медицинский директор Некоммерческого партнерства «Общество по развитию медицины и здравоохранения»: «Очевидно, что для фармацевтов необходимо разработать специальную образовательную программу. В этом случае покупателю не нужно будет пытаться самому определить необходимую длину иглы, ему достаточно будет сказать сотруднику аптеки, для кого именно он покупает шприц – для мужчины, женщины или ребенка, а так же предупредить, если инъекция планируется в бедро. Решение для покупателя будет еще проще, если работник аптеки сам задаст эти вопросы, ведь опыту и рекомендации фармацевта покупатели сильно доверяют. Конечно, было бы идеально, если бы информацию о рекомендуемой длине иглы писал на рецепте врач, но в настоящий момент такой практики нет».
По итогам работы Круглого стола была принята резолюция, основными рекомендациями которой стали:
1. Разработка алгоритмов выбора объемов шприцев и размеров игл для введения инъекционных препаратов;
2. Создание рекомендаций по стандартам выбора шприцев и игл для введения инъекционных препаратов и технике инъекционной процедуры;
3. Проведение информационной и образовательной кампаний по правилам выбора шприцев и игл для введения инъекционных препаратов и технике инъекционной процедуры через учреждения здравоохранения, аптечную сеть, медицинские образовательные учреждения, СМИ.
4. Проведение образовательной компании среди работников аптечных сетей по правилам рекомендаций шприцев и игл для населения.