Оригинальный способ снижения цен на лекарства найден на Западе. Разрешение на продажу безрецептурных лекарств в обычных магазинах, как показывает опыт развитых стран, выгодно практически всем участникам рынка, пишет Фарма 2020. У фармацевтических компаний появляется новый канал сбыта. У магазинов — новый ходовой товар. У покупателей — возможности приобрести лекарства дешевле.
Аптекари сопротивляются, но не слишком успешно: в мире неуклонно растет число стран, где лекарственные средства разрешается продавать даже на АЗС. В РФ пока такой вариант только обсуждается. Проблема в том, что в развитых странах основной акцент в торговле лекарствами фармацевты делают на производстве новых препаратов. Их в супермаркетах, понятно, продавать не будут: это слишком специфический товар.
В РФ, как уже говорилось ранее, оборот достигается за счет давно обкатанных на рынке препаратов. Если уж в аптеках можно нарваться на фальсифицированные лекарства, то в обычных магазинах их будет еще больше. Тут многое будет зависеть от стратегии поставщиков лекарств — насколько они сумеют повысить эффективность каналов дистрибуции.
Как сообщает Фарма 2020, нельзя также сбрасывать со счетов, что на мировые рынки в последние годы все более существенное влияние оказывает такой фактор, как контролируемое самолечение безрецептурными средствами. Это те лекарства, стоимость которых населению возмещается по медицинскому страхованию. Выгода для государства в таком случае очевидна.
Во-первых, страховка выделяется на те препараты, которые существенно влияют на величину смертности населения. Во-вторых, люди, если у них появляется возможность экономить на лекарствах за счет страховки, предпочитают не ложиться в стационар, не посещать поликлиники, а самостоятельно лечиться с помощью безрецептурных препаратов, периодически консультируясь с врачом.
В свою очередь, это способствует увеличению объема рынков лекарств. А если растет оборот, то массовые препараты начинают продавать и в магазинах. Впрочем, есть и другие методы разрушения монополий аптечных сетей: во Франции, Германии, Испании, Австралии, Новой Зеландии аптечных сетей как таковых не существует. Аптеки в этих странах, как правило, представляют собой малый семейный бизнес.
А сети представлены специализированными оптовыми базами, которые, между прочим, гораздо проще контролировать, чем российские аптечные сети, у каждой из которой свои склады и системы оптовых закупок. При такой модели семейные аптеки все больше превращаются в магазины, где торгуют не только лекарствами, но и различными сопутствующими товарами — для дома и дачи, бытовой химией, бижутерией и продуктами для поддержания здорового образа жизни.
В некоторых аптеках оказывают медицинские, косметические и парикмахерские услуги. Это магазины так называемого формата дрогери (от нем. drogerie и англ. drugstore — аптекарский магазин). Венцом эволюции в таком случае может оказаться аптечный супермаркет (фармаркет).