Recipe.Ru

ФАРМА-2020: А вдруг получится?

В планах правительства — до 2020 года создать такие условия на российском рынке, чтобы продукция отечественных фармкомпаний в основном состояла из инновационных препаратов. Сегодня в денежном выражении доля импортных лекарств — 76% и лишь 24% — собственное производство. В натуральном объеме ситуация обратная — 65% у отечественных препаратов и 35% — у зарубежных. Эта статистика подтверждает, что российская фармпромышленность массово производит по устаревшим технологиям однотипную номенклатуру дешевых лекарств.

Программа "Фарма-2020" призвана восстановить отечественную Фарминдустрию. К 2014 году все российские компании должны перейти на международные стандарты качества GMP. По мнению авторов программы, поставленные задачи вполне выполнимы, если объемы инвестиций в отрасль достигнут 200 млн долл. в год, причем основную часть этих расходов должно будет взять на себя государство.

Конъюнктура для реализации "Фармы-2020" самая благоприятная. Начиная с 2003 года объем российского фармрынка (в рублях) увеличивался на 10-12% ежегодно. Если в денежном выражении в 2002 году его объем составлял 3 млрд долл., то в 2010-м уже 12 млрд долларов. По оценкам экспертов, к 2020 году рынок может вырасти до 60 млрд долларов. Для сравнения, аналогичные показатели роста в США ежегодно увеличиваются на 4-5%, а мировые прибавляют по 5-10% в год.

Отечественная фармацевтическая промышленность оценивается как весьма перспективная с точки зрения инвестиционных вложений. Ее росту способствуют крупные государственные заказы (ОНЛС и госпитальный сектор), а также повышение уровня жизни. По данным аналитического портала Pharm-MedExpert.Ru, в 2005 году россиянин в среднем тратил на покупку медикаментов 58 долл., в 2006 году — 70 долл., в 2008 году — 67 долларов. Сегодня в России потребляется лекарств на 82 долл. на душу населения в год. В странах ЕС этот показатель в среднем равен 200-250 евро на душу населения в год, а в США доходит до 700 долларов. Кроме того, в России доля фармрынка в формировании ВВП не превышает 1% (в развитых странах около 2%). Так что возможности для развития есть.

ДЕНЬГИ НА ЛЕКАРСТВА Естественно, возникает вопрос: за счет каких средств планируется осуществить масштабные задачи, поставленные в "Фарме-2020"? Основная нагрузка ляжет на плечи государства, которое свою миссию осознает. Расходы казны на здравоохранение с 2005-го по 2010 год выросли в три раза, соотношение цифр в консолидированном бюджете поменялось с 10 на 27%.

В ходе рабочего совещания по "Фарме-2020" в декабре 2010 года в Химках премьер-министр Владимир Путин озвучил планы по финансированию отрасли. По его словам, только федеральные власти выделили 123 млрд руб. на модернизацию фармацевтической промышленности. "Эти серьезные ресурсы должны послужить своего рода "стартовым капиталом" для модернизации отрасли, для качественного инновационного прорыва", — сказал Владимир Путин.

Государственные средства в приоритетном порядке должны быть направлены на запуск перспективных исследовательских проектов и на технологическое перевооружение более чем 160 предприятий. Так, в рамках ФЦП планируется создать 17 научно-исследовательских центров по разработке лекарственных препаратов и медицинской техники. Предполагается, что часть из них будет создана в ведущих вузах страны: МГУ, Уральском федеральном университете и других.

"К 2020 году на территории России должно производиться не менее 90% препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, а доля медицинского оборудования отечественного производства — вырасти до 50%. Одновременно Россия должна серьезно укрепить свои позиции на международном рынке: экспорт фармацевтической продукции должен увеличиться в восемь раз", — отметил премьер.

По словам главы Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой, в скором времени на рынке появится около десяти российских препаратов из 57 стратегических лекарственных средств. В этот перечень входят препараты против онкологических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы, гепатита В и С, болезни Гоше, рассеянного склероза. В списке есть новейшие антибиотики и анестетики, противоопухолевые и противовоспалительные препараты. Государство ставит задачу к 2015 году производить продукцию на территории страны, чтобы России не пришлось закупать дорогостоящие лекарства за рубежом. Отдельной статьей проходит техническое переоснащение медицинских учреждений. "Сейчас на цели капитального ремонта и закупку оборудования за два года будет потрачено 300 млрд рублей. Это вызов для развития медицинской промышленности", — сказала Голикова.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА В качестве наиболее эффективного инструмента поддержки фармотрасли нередко упоминается частно-государственное партнерство, но говорить об отлаженном механизме этой связки пока рано. По словам Олега Корзинова, руководителя инновационного отдела ЦВТ "ХимРар", все заинтересованные участники инвестиционного процесса должны четко понимать свои роли. "На Западе начальные этапы разработок в основном проходят в академических институтах за счет государственных денег, а "доклинику" и первые фазы клинических испытаний финансируют посевные фонды, — утверждает Корзинов. Мировая статистика свидетельствует: для того чтобы одно принципиально новое лекарство вышло на рынок, необходимо 75-100 проектов на стадии научно-исследовательских работ. Затем проекты подхватывают венчурные фонды или фармкомпании. Мы предлагаем создавать те же механизмы в России". Сейчас средства, выделяемые частными инвесторами в совокупности с региональными бюджетами, оцениваются в 142 млрд рублей.

Важнейшим аспектом модернизации фармотрасли является перевод отечественных предприятий на стандарты GMP до 2014 года. Сегодня в России насчитывается около 600 локальных производителей лекарственных средств. Из них только 10% работают по международным критериям. При этом степень износа основных фондов в российской Фарминдустрии составляет 60%. Переход на мировой уровень — дело дорогостоящее. По разным оценкам, сумма затрат на переоборудование производства, переобучение персонала может колебаться от 5 до 20 млн долларов. Государство и здесь готово оказать содействие, но частные компании в любом случае будут вынуждены потратиться на модернизацию. Наиболее крупные российские компании включаются в процесс совершенствования технологических мощностей охотно и без лишних возражений. Так, недавно один из крупнейших отечественных производителей лекарств "Акрихин" объявил о запуске инвестиционной программы по развитию и модернизации производственного комплекса, в рамках которой будет осуществлен переход на стандарты GMP. Общий объем инвестиций в 2010-2014 годах составит более 28 млн долларов. Источник финансирования — в первую очередь собственные средства компании и кредиты. Предполагается, что к процессу технической модернизации с 2011 года присоединится еще ряд ведущих российских компаний.

Во многом уровень реализации положений "Фармы-2020" будет зависеть от степени вовлеченности международных инвесторов. Курс на протекционизм постепенно приносит плоды — сегодня все больше зарубежных компаний дают согласие на строительство собственных заводов на территории РФ. Еще один вид локальных инвестиций — покупка уже имеющихся предприятий. По данным Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM), в 2001-2007 годах в российскую фармотрасль пришло более 500 млн долл. в виде новых производственных мощностей. С учетом заявленных проектов в настоящий момент эта сумма приближается к 1 млрд долларов. Крупнейшие из пришедших компаний — германские Stada, Merck, Fresenius, английская Glaxo Smith Kline, французские Sanofi-aventis и Servier, венгерский Gedeon Richter, словенская Krka, норвежский Nycomed, польская Polpharm. Из последних проектов необходимо упомянуть будущие заводы в Калужской области от AstraZeneca и Novo Nordisk.

По мнению аналитиков, предварительные итоги можно будет подводить в конце года. Их оценка позволит скорректировать курс. Большинство экспертов сходится во мнении, что, помимо финансовых субсидий, реформированию фармотрасли нужно придать системный характер, включая изменения в структуре здравоохранения страны. Иначе потраченные средства смогут удовлетворить лишь частные интересы предпринимателей, так и не дойдя до рядового потребителя.

***

Мировая статистика свидетельствует: для того чтобы одно принципиально новое лекарство вышло на рынок, необходимо 75-100 проектов на стадии научно-исследовательских работ. Затем проекты подхватывают венчурные фонды или фармкомпании.

В планах правительства — до 2020 года создать такие условия на российском рынке, чтобы продукция отечественных фармкомпаний в основном состояла из инновационных препаратов. Сегодня в денежном выражении доля импортных лекарств — 76% и лишь 24% — собственное производство. В натуральном объеме ситуация обратная — 65% у отечественных препаратов и 35% — у зарубежных. Эта статистика подтверждает, что российская фармпромышленность массово производит по устаревшим технологиям однотипную номенклатуру дешевых лекарств.

Программа "Фарма-2020" призвана восстановить отечественную Фарминдустрию. К 2014 году все российские компании должны перейти на международные стандарты качества GMP. По мнению авторов программы, поставленные задачи вполне выполнимы, если объемы инвестиций в отрасль достигнут 200 млн долл. в год, причем основную часть этих расходов должно будет взять на себя государство.

Конъюнктура для реализации "Фармы-2020" самая благоприятная. Начиная с 2003 года объем российского фармрынка (в рублях) увеличивался на 10-12% ежегодно. Если в денежном выражении в 2002 году его объем составлял 3 млрд долл., то в 2010-м уже 12 млрд долларов. По оценкам экспертов, к 2020 году рынок может вырасти до 60 млрд долларов. Для сравнения, аналогичные показатели роста в США ежегодно увеличиваются на 4-5%, а мировые прибавляют по 5-10% в год.

Отечественная фармацевтическая промышленность оценивается как весьма перспективная с точки зрения инвестиционных вложений. Ее росту способствуют крупные государственные заказы (ОНЛС и госпитальный сектор), а также повышение уровня жизни. По данным аналитического портала Pharm-MedExpert.Ru, в 2005 году россиянин в среднем тратил на покупку медикаментов 58 долл., в 2006 году — 70 долл., в 2008 году — 67 долларов. Сегодня в России потребляется лекарств на 82 долл. на душу населения в год. В странах ЕС этот показатель в среднем равен 200-250 евро на душу населения в год, а в США доходит до 700 долларов. Кроме того, в России доля фармрынка в формировании ВВП не превышает 1% (в развитых странах около 2%). Так что возможности для развития есть.

ДЕНЬГИ НА ЛЕКАРСТВА Естественно, возникает вопрос: за счет каких средств планируется осуществить масштабные задачи, поставленные в "Фарме-2020"? Основная нагрузка ляжет на плечи государства, которое свою миссию осознает. Расходы казны на здравоохранение с 2005-го по 2010 год выросли в три раза, соотношение цифр в консолидированном бюджете поменялось с 10 на 27%.

В ходе рабочего совещания по "Фарме-2020" в декабре 2010 года в Химках премьер-министр Владимир Путин озвучил планы по финансированию отрасли. По его словам, только федеральные власти выделили 123 млрд руб. на модернизацию фармацевтической промышленности. "Эти серьезные ресурсы должны послужить своего рода "стартовым капиталом" для модернизации отрасли, для качественного инновационного прорыва", — сказал Владимир Путин.

Государственные средства в приоритетном порядке должны быть направлены на запуск перспективных исследовательских проектов и на технологическое перевооружение более чем 160 предприятий. Так, в рамках ФЦП планируется создать 17 научно-исследовательских центров по разработке лекарственных препаратов и медицинской техники. Предполагается, что часть из них будет создана в ведущих вузах страны: МГУ, Уральском федеральном университете и других.

"К 2020 году на территории России должно производиться не менее 90% препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств, а доля медицинского оборудования отечественного производства — вырасти до 50%. Одновременно Россия должна серьезно укрепить свои позиции на международном рынке: экспорт фармацевтической продукции должен увеличиться в восемь раз", — отметил премьер.

По словам главы Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой, в скором времени на рынке появится около десяти российских препаратов из 57 стратегических лекарственных средств. В этот перечень входят препараты против онкологических заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой системы, гепатита В и С, болезни Гоше, рассеянного склероза. В списке есть новейшие антибиотики и анестетики, противоопухолевые и противовоспалительные препараты. Государство ставит задачу к 2015 году производить продукцию на территории страны, чтобы России не пришлось закупать дорогостоящие лекарства за рубежом. Отдельной статьей проходит техническое переоснащение медицинских учреждений. "Сейчас на цели капитального ремонта и закупку оборудования за два года будет потрачено 300 млрд рублей. Это вызов для развития медицинской промышленности", — сказала Голикова.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ КАПИТАЛА В качестве наиболее эффективного инструмента поддержки фармотрасли нередко упоминается частно-государственное партнерство, но говорить об отлаженном механизме этой связки пока рано. По словам Олега Корзинова, руководителя инновационного отдела ЦВТ "ХимРар", все заинтересованные участники инвестиционного процесса должны четко понимать свои роли. "На Западе начальные этапы разработок в основном проходят в академических институтах за счет государственных денег, а "доклинику" и первые фазы клинических испытаний финансируют посевные фонды, — утверждает Корзинов. Мировая статистика свидетельствует: для того чтобы одно принципиально новое лекарство вышло на рынок, необходимо 75-100 проектов на стадии научно-исследовательских работ. Затем проекты подхватывают венчурные фонды или фармкомпании. Мы предлагаем создавать те же механизмы в России". Сейчас средства, выделяемые частными инвесторами в совокупности с региональными бюджетами, оцениваются в 142 млрд рублей.

Важнейшим аспектом модернизации фармотрасли является перевод отечественных предприятий на стандарты GMP до 2014 года. Сегодня в России насчитывается около 600 локальных производителей лекарственных средств. Из них только 10% работают по международным критериям. При этом степень износа основных фондов в российской Фарминдустрии составляет 60%. Переход на мировой уровень — дело дорогостоящее. По разным оценкам, сумма затрат на переоборудование производства, переобучение персонала может колебаться от 5 до 20 млн долларов. Государство и здесь готово оказать содействие, но частные компании в любом случае будут вынуждены потратиться на модернизацию. Наиболее крупные российские компании включаются в процесс совершенствования технологических мощностей охотно и без лишних возражений. Так, недавно один из крупнейших отечественных производителей лекарств "Акрихин" объявил о запуске инвестиционной программы по развитию и модернизации производственного комплекса, в рамках которой будет осуществлен переход на стандарты GMP. Общий объем инвестиций в 2010-2014 годах составит более 28 млн долларов. Источник финансирования — в первую очередь собственные средства компании и кредиты. Предполагается, что к процессу технической модернизации с 2011 года присоединится еще ряд ведущих российских компаний.

Во многом уровень реализации положений "Фармы-2020" будет зависеть от степени вовлеченности международных инвесторов. Курс на протекционизм постепенно приносит плоды — сегодня все больше зарубежных компаний дают согласие на строительство собственных заводов на территории РФ. Еще один вид локальных инвестиций — покупка уже имеющихся предприятий. По данным Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM), в 2001-2007 годах в российскую фармотрасль пришло более 500 млн долл. в виде новых производственных мощностей. С учетом заявленных проектов в настоящий момент эта сумма приближается к 1 млрд долларов. Крупнейшие из пришедших компаний — германские Stada, Merck, Fresenius, английская Glaxo Smith Kline, французские Sanofi-aventis и Servier, венгерский Gedeon Richter, словенская Krka, норвежский Nycomed, польская Polpharm. Из последних проектов необходимо упомянуть будущие заводы в Калужской области от AstraZeneca и Novo Nordisk.

По мнению аналитиков, предварительные итоги можно будет подводить в конце года. Их оценка позволит скорректировать курс. Большинство экспертов сходится во мнении, что, помимо финансовых субсидий, реформированию фармотрасли нужно придать системный характер, включая изменения в структуре здравоохранения страны. Иначе потраченные средства смогут удовлетворить лишь частные интересы предпринимателей, так и не дойдя до рядового потребителя.

***

Мировая статистика свидетельствует: для того чтобы одно принципиально новое лекарство вышло на рынок, необходимо 75-100 проектов на стадии научно-исследовательских работ. Затем проекты подхватывают венчурные фонды или фармкомпании.

Exit mobile version