Оксана Семенова умерла полтора года назад в тюремной больнице в Санкт-Петербурге от рака шейки матки. Руководитель правозащитной организации «Зона права» Cергей Петряков, представляющий интересы пострадавшей стороны, рассказал о вынесенном судебном решении журналистам.
Независимыми экспертами было установлено, что медицинское обслуживание было неадекватным: онкологическое заболевание было диагностировано слишком поздно, не были использованы медицинские тесты и современные методы диагностики. Больную не обеспечили необходимыми лекарствами. Кроме того, в ходе судебного разбирательства было выяснено, что тюремная больница не имела соответствующей лицензии и не смогла удовлетворить потребности больной раком.
ЕСПЧ счел, что все это является нарушением статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (бесчеловечное и унижающее достоинство обращение). Кроме того, РФ не выполнила обеспечительную меру, тем самым нарушив обязательство по ст. 34 Конвенции (воспрепятствование подачи индивидуальной жалобы).
История болезни Оксаны Семеновой
Онкологическое заболевание у Оксаны было зафиксировано в июле 2015 года в областной больнице имени Гааза УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, которая на тот момент не имела лицензии на предоставление медицинских услуг. Уже через два месяца рак достиг неоперабельной стадии, и больной была назначена лучевая терапия. Все это время Оксана испытывала сильную боль и не получала достаточно эффективных обезболивающих препаратов.
Правозащитники требовали предоставить больной все необходимые препараты, в том числе и обезболивающие, либо перевести больную в гражданскую клинику, но тюремная администрация не предприняла никаких шагов для выполнения этих рекомендаций. Семенова оставалась в тюремной больнице, по-прежнему не получая адекватного лечения, где она и умерла в апреле 2016 года. Вскоре скончалась и ее мама. В связи с этим заявителем по жалобе в ЕСПЧ стала дочь Оксаны Семеновой.
Почему это решение ЕСПЧ важно для других больных, находящихся в заключении
«Сегодняшнее решение может стать ориентиром для всех жалоб тяжелобольных осужденных, которым не оказывается адекватная медицинская помощь в питерской больнице имени Гааза, — говорит Петряков. — В частности, в ближайшее время мы ожиданием решения еще по двум жалобам онкобольных женщин, которые при схожих обстоятельствах не получали качественного лечения и умерли. По делу Семеновой ЕСПЧ подверг критике позицию российских властей, не основанную на экспертных заключениях и носящую предположительный характер, и принял решение на основе мнения специалистов в области медицины».
Ситуация с медициной в местах заключения остается очень тяжелой. Основные проблемы в этой сфере — недофинансирование, дефицит специалистов и поздняя диагностика заболеваний. По данным правозащитников, в системе ФСИН в 2015 году скончались 3 977 человек. Российские суды удовлетворяют лишь одно из пяти ходатайств осужденных об освобождении по состоянию здоровья. Возможно, что после очередного решения ЕСПЧ в пользу заключенных и их родственников, условия содержания больных в тюрьмах России наконец будут пересмотрены.