Recipe.Ru

Электростимуляция мозга помогает учиться

Электростимуляция мозга помогает учиться

Чтобы выполнить большой объём умственной работы за короткое время, мы обычно пьём кофе. Иногда — литрами! Некоторым альтернативой кофе служат стимуляторы нервной деятельности — предшественники нейромедиаторов, вещества, улучшающие кровообращение в мозге, и т. д. Однако часто такие способы подстёгивания мозга, во-первых, не всегда достаточно эффективны, а во-вторых, порой чреваты неприятными побочными эффектами.

Исследователи из Университета Вандербильта (США) предлагают свой метод стимуляции способности к обучению — правда, речь пока идёт не столько о готовом устройстве, сколько о принципе. Обучение, как и любая другая психическая функция, сопровождается особой активностью нейронов, причём активность эта будет сосредоточена преимущественно в некоей определённой зоне мозга. Очевидно, что если повлиять на нейронную активность, это скажется и на самой нервной функции. Поэтому понятно, почему Роберт Рейнхарт (Robert Reinhart) и Джеффри Вудмен (Geoffrey Woodman) обратились к транскраниальной электростимуляции: этот метод позволяет без каких-либо операций повлиять на жизнедеятельность выбранного участка мозга.

Оказывается, электростимуляция мозга помогает избегать ошибок в обучении. (Фото Randy Faris.)

Исследователи пытались стимулировать среднюю лобную кору, которая, как считается, отвечает за фиксацию ошибок. То есть когда мы пишем, что дважды два равно пяти, а потом бьём себя по лбу, то это срабатывает средняя область лобной коры, в которой в момент обнаружения ошибки появляется специфическая активность. При этом эксперименты на животных показали, что эту активность можно как усиливать, так и подавлять, в зависимости от того, каким электрическим полем действовать на мозг.

Мозг добровольцев стимулировали в течение 20 минут с помощью двух электродов, прикреплённых к голове; сама же стимуляция была настолько мягкой, что человек мог ощутить разве что слабое покалывание или пощипывание в начале сеанса. Таких 20-минутных сеансов было три, причём у некоторых испытуемых полярность электродов была одна, у других — обратная, а третьим вообще ничего не стимулировали (при этом ни одни, ни другие, ни третьи сами не могли отличить разные варианты опыта).

После стимуляции подопытные проходили тест, в котором методом проб и ошибок нужно было выяснить, какая кнопка на игровом пульте соответствует тому или иному цветовому сигналу на мониторе. Тест осложняло то, что в некоторых случаях человек не должен был ничего предпринимать — он видел «сигнал бездействия». Кроме того, задачу нужно было выполнять очень быстро — каждый ответ давать менее чем за секунду, поэтому возможностей для ошибок было уйма.

Результаты оказались вполне положительными: электростимуляция «центра ошибок» в большинстве случаев повышала его активность (если говорить точнее, в 75% случаев), а это, в свою очередь, уменьшало само число ошибок и улучшало способность учиться на собственных промахах. Но результат строго зависел от полярности электрического поля: если полярность меняли, эффект был обратный — активность коры уменьшалась и количество ошибок в задании увеличивалось. Причём эффект стимуляции, по словам авторов работы, был больше, чем при использовании каких-либо веществ или психологических ухищрений, длился около пяти часов и распространялся на другие задачи.

Способность выявлять собственные ошибки и учиться на них лежит в основе любого обучения, так что, по-видимому, с помощью транскраниальной электростимуляции можно и впрямь поднять общую обучаемость. Кроме того, этот метод можно использовать в терапии некоторых психоневрологических болезней, при которых сильно ослабляются высшие когнитивные функции.

Стоит также добавить, что стимуляция мозга как способ активировать те или иные психические функции в последнее время пользуется большой популярностью. Скажем, год назад мы писали, как с помощью электростимуляции можно повысить креативность, а совсем недавно оказалось, что, стимулируя мозг, можно вернуть сознание бессознательным больным (правда, в этом случае речь шла о магнитной стимуляции).

Результаты исследования опубликованы в Journal of Neuroscience.

Подготовлено по материалам Университета Вандербильта. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.

Exit mobile version