Генеральный директор управляющей компании «Лекарственная экосистема», оператора PharmaSpace, Герман Иноземцев, и директор по продукту PharmaSpace Оксана Щирба, поделились своими мыслями и выводами по вопросу перспектив развития В2В интернет маркетплейсов как в моно-, так и в мультиформатах, с учетом специфических условий эволюции российской фармацевтической отрасли.
«Новый тренд эры цифровизации — это B2B платформы, связывающие игроков на различных рынках: транспорт, логистика, агро и т.д. Фармацевтический рынок в последние два года также стал активно осваивать это направление. Многие фармпроизводители начинают задавать себе вопрос: пользоваться ли независимыми универсальными B2B платформами или создавать собственную моноплощадку в интернете «с нуля». Роль «монополиста» на собственной интернет-площадке, продвигающей только собственную продукцию напрямую в интересующиеся аптечные сети, кажется очень привлекательной.
Некоторые коллеги посматривают на В2C сегмент, где уже можно проводить анализ существующего локального опыта и делать некоторые выводы. Все понимают, что B2B площадки только появляются и этот постоянный и потенциально интересный процесс еще только движется к мейнстриму, поэтому реальным опытом хотя бы полуторагодовой протяженности обладают единицы.
Какие же выводы можно попробовать сформулировать для «старых» цифровых B2C площадок:
- Потребители во всем мире более 50% онлайн-покупок совершают на маркетплейсах из-за удобства транзакций, экономии времени и большого ассортимента. По прогнозам одного из ведущих международных аналитических агентств ForresterResearch, к 2022 году их количество увеличится до 67%. Поэтому маркетплейсы — это канал, который в общих случаях можно игнорировать только в ущерб своим продажам.
- Собственные площадки брендов работают только с самыми лояльными покупателями — приверженцами брендов. Рядовой покупатель ищет скорости, удобства и альтернатив выбора, которые дают мульти-маркетплейсы.
- Собственная моноплощадка дает определенные возможности для удержания знания своего бренда среди лояльных покупателей, формирования своей пользовательской базы, более глубокой аналитики.
Попробуем более детально сравнить эти два подхода для B2B сегмента.