Recipe.Ru

Экономика образовательного стандарта

С 2012 г. вступил в силу новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).  Его цель – снабдить выпускника знаниями и умениями, необходимыми в самостоятельной работе. Для этого, по моему мнению, необходимо решить три задачи: создать новый уровень материально-технического обеспечения учебного процесса, заинтересовать преподавателей в качественном педагогическом труде и стимулировать студентов учиться.

Андрей Гаврилов, декан фармфакультета УГМА

 

Для решения первой задачи, прежде всего, необходимо законодательно установить, что вузу необходима собственная учебная аптека с рецептурно-производственным отделом. Организовать ее можно двумя способами. Первый – передать академии в аренду крупную муниципальную аптеку. Однако при этом возникают юридические (противоречия муниципальной и федеральной собственности) и экономические проблемы (одиночная аптека никогда не выдержит конкуренции с крупными сетевыми компаниями и будет убыточна). Второй способ – открыть в учебном заведении аптеку крупных сетевых компаний. В обмен на аренду площадей и заработную плату персоналу, сеть будет поставлять товар для реализации. Возможен и совмещенный вариант – приказом министерства здравоохранения передать на баланс медицинской академии определенное ЛПУ или аптеку федеральной собственности. При этом создается новое юридическое лицо, где уставной капитал делится пополам между академией и сетевой фармкомпанией.

Покупка оборудования – вопрос менее сложный. Авторы ФГОС попытались стимулировать оснащение фармацевтических факультетов приборами и оборудованием, установив в стандарте целый раздел, нормирующий материально-техническое обеспечение учебного процесса. К сожалению, из него непонятно, почему те или иные приборы должны быть в лабораториях факультета, да и перечень так велик, что даже академический институт вряд ли имеет такое богатое оснащение. Сложность состоит в том, что фармацевтические факультеты медицинских академий обеспечиваются оборудованием по остаточному принципу. Выходом в данной ситуации может стать пропорциональное распределение внебюджетных средств между факультетами в зависимости от количества обучающихся студентов-контрактников или централизованная закупка министерством минимального ассортимента оборудования, с последующим распределением по факультетам разных вузов, как делалось в советские времена. Оптовые закупки всегда дешевле, а однотипное оборудование облегчает его обслуживание сервисными центрами.

Говоря о заинтересованности преподавателей в качественном педагогическом труде, подчеркну, что оклад профессора сегодня – ниже, чем зарплата фармацевта первого стола. Практически все сотрудники факультета вынуждены трудиться дополнительно – репетиторами или совместителями в фармацевтических фирмах. Редкий специалист пойдет на такую зарплату преподавателем. Поэтому на кафедрах – огромное количество внешних совместителей. Это халтурщики, которым нужно отработать и заработать (ничего более). Поэтому необходимо законодательно установить во ФГОС предельный норматив численности внешних совместителей (не более 5%). Такой шаг позволит несколько повысить оплату труда за счет внутреннего совместительства.

В последнее время делаются попытки установить для преподавателей систему повышающих коэффициентов. Однако в медицинской академии, где факультеты значительно отличаются друг от друга, унифицированной методики расчета быть не может. Чтобы сравнить несравнимое, например, чтение лекций и подготовку научной статьи, необходимо оценить трудоемкость основных и дополнительных видов работ профессорско-преподавательского состава в единой размерности – часах.  Оплата должна проводиться согласно единых норм времени, установленных законодательно по каждому виду профессиональной деятельности (будь то чтение лекций или подготовка одного листа научной статьи) умноженных на размер почасовой оплаты ППС. Я – за сдельный заработок и увеличение роли государства в регулировании оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Нормы затрат времени и стоимость одного часа работы должны быть одинаковы для всех и утверждены приказом Министра.

Третье – студенты с каждым годом учатся хуже и хуже. Причин много. Первая – ЕГЭ. Кроме способа научиться отгадывать тесты – пользы никакой. Необходимо приказом Министерства здравоохранения передать все фармколледжи в ВУЗы. Это будет бакалавриат. ЕГЭ следует оставить только как основу для поступления в бакалавриат. Магистратура – только на платной основе, а поступление по результатам экзамена. Необходимо установить порядок расчета для плана приема абитуриентов пропорционально численности фармперсонала в каждом регионе. Например, в Свердловской области действует 1600 аптечных учреждений. Соответственно в них работает 3000 провизоров. Продолжительность работы каждого – 30 лет, соответственно в год необходимо 100 специалистов. Считаю, что бюджетные места должны подразумевать под собой целевое распределение в аптеки государственной формы собственности на три года. Количество бюджетных мест можно рассчитать пропорционально количеству специалистов, работающих в государственных аптеках. По такому пути пошли на Украине, где бюджетные места предлагаются только льготникам и целевикам. Все остальные учатся по контракту. Однако, увеличение контрактных мест ведет к снижению успеваемости.

По моему опыту, студенты-контрактники в большинстве своем учатся плохо. Понятно почему: проходной бал ЕГЭ на фармфакультет (бюджет) составляет 200-230, конкурс 11-17 человек на место. Для контрактников – 150-160 (конкурс 1,3 -1,7 человек на место). При плане приема 10 /42, мы принимаем 10 «отличников» и 42 потенциальных «двоечника». Для декана это огромная проблема. Можно отчислить на первом курсе сразу десяток «двоечников», но вместо четырех групп останется три, а это – учебные часы, ставки преподавателей. По моему мнению, заинтересовать контрактников в учебе можно двумя путями: стимулировать их стипендией (я не понимаю, почему контрактники не могут получать стипендии) или организовать конкурс и переводить с контракта на бюджет и в обратном направлении по результатам каждой сессии. Школьник, каким-то образом сдавший ЕГЭ на 230, может перебиваться в вузе с «тройки» на «тройку», в то время, как его коллеге, набравшему 229 баллов, придется учиться по контракту, даже если он станет «отличником». Хорошо бы законодательно установить ежегодный конкурс на бюджетные места. Есть третий вариант – переводить на следующие курсы с задолженностью и выдавать после окончания не диплом, а академическую справку.

И, наконец, в России слишком много вузов. Считаю необходимым ужесточить показатели аккредитации, уменьшив число высших учебных заведений до уровня, который был в советское время. Пусть выживут сильнейшие. Тогда увеличится конкурс среди студентов, конкуренция между вузами, факультетами, преподавателями (разумеется, правила отбора должны быть честными). Сознаю, что во многом это спорные предложения. Но спорить полезно.

Последнее и самое главное. В медицинских академиях фармацевтами руководят врачи, у которых совсем другое мировоззрение и понятийный аппарат. Мне долго приходилось объяснять, что название факультета фармацевтический сильно отличается от фармакологический. Довести мнение специалистов до руководства академии и регуляторов образования зачастую очень трудно. По отдельности нас никто слушать не станет. И даже понять не захочет. Необходим союз, экспертный совет, объединение деканов фармацевтических факультетов. Это был бы самый авторитетный орган, которому под силу сформировать стратегию развития и регулирования фармобразования.

Автор: Михаил Старков

Exit mobile version