– В чем состоит основная идея разработанного вами сервиса? Как вы к ней пришли?
– Давайте вернемся немного в прошлое. Когда я работал в сфере искусственного интеллекта в медицине, мы делали сервисы по анализу медицинских карт, поэтому приходилось много общаться с главными врачами, собственниками частных клиник и управленцами в здравоохранении. Из этих диалогов выяснилось, что у всех есть одни и те же «боли» – это качество оказания медпомощи и экономика. То есть нужно, с одной стороны, наращивать выручку, но при этом не потерять в качестве услуг и соблюсти закон.
Выяснилось, что экономика клиники страдает как раз от того, что врачи не всегда делают нужные перенаправления к специалистам, порой не назначают диагностические исследования, которые прописаны в клинических рекомендациях и стандартах медпомощи.
Тому могут быть разные причины: кто-то жалеет кошелек пациента, а кто-то просто не знаком со всеми современными алгоритмами диагностики.
Выход нашелся: если мы поможем клинике выполнять стандарты и контролировать их исполнение, это существенно повысит эффективность работы клиники и ее выручку. Так мы пришли к идее создания сервиса, который будет подсказывать врачам нужные на диагностическом этапе назначения.
– Как этот замысел был воплощен на практике?
– Для начала мы оцифровали все стандарты, все клинические рекомендации, которые у нас есть сейчас в стране, а затем попробовали внедрить эти стандарты в текущий функционал медицинских информационных систем (МИС). Когда врач ставит диагноз, перед ним появляются подсказки, что именно из обследований, исследований, перенаправлений подходит для этого диагноза. Сами клиники не всегда готовы браться за стандартизацию медпомощи, поскольку на это у них ушло бы слишком много ресурсов, а мы эту задачу решаем и проблему закрываем.
– Что уже показало применение вашей технологии?
– В зависимости от первоначальных условий, наше решение позволяет увеличивать выручку – от 5% до 25–30% – именно за счет того, что врачи не пропускают обязательные назначения, а перед пациентом появляется дополнительный аргумент в целесообразности назначений.
В этом случае не приходится убеждать пациента, что назначение нужно: оно попадает под российский стандарт, закон – не больше и не меньше.
Врачей, особенно если это крупная сеть, проще контролировать и давать им обратную связь по их работе.
– Вы начали работать с частными клиниками, насколько ваш сервис подходит для госсегмента?
– Частный сегмент для нас – первый этап, поскольку в нем проще опробовать новые продукты. Далее мы будем идти в сторону интеграции с госклиниками, но для этого потребуется чуть больше сил и времени в связи с особенностями регуляторики системы ОМС.
– С какими-то серьезными трудностями и вызовами в реализации проекта сталкивались?
– Один из наших клиентов сказал: «Нужна большая воля к победе, чтобы внедрить такую систему стандартов». Очень важно, какой диалог выстраивается между менеджментом клиники, сотрудниками и врачами. Важно донести до врачей, почему стандартизация действительно важна. То есть условно сказать: «Коллеги, есть закон, нужно выполнять клинические рекомендации, стандарты, мы работаем вот так, поэтому ваша обязанность и ваш долг как специалиста эти требования выполнять». Важно также наладить работу по контролю исполнения этих стандартов, потому что сам по себе сервис проблем с качеством, если таковые есть, не решит. Вы наверняка знаете: несмотря на то что стандарты обязательны, у двух врачей, как в том анекдоте, все равно могут быть три разных мнения.
Второй момент – диалог с пациентом. Инструменты могут быть любые, но в конечном счете решение о лечении принимает сам пациент, и важно, чтобы у него не было сомнений в компетентности специалиста, при этом сам пациент компетентность оценить не может.
Пациент может опираться только на коммуникативные навыки врача. Поэтому развитие soft skills врача становится таким же важным навыком, как и медицинские знания.
– А проблем по интеграции с МИС у вас не возникло?
– На самом деле то, что мы делаем, не требует интеграции с МИС – это внедрение в текущий функциональный софт.
– Как вы считаете, заменит ли в будущем цифровая медицина врача?
– Мне кажется, цели заменить врача ни у кого нет, но развитие технологий для активной и нативной помощи специалистам неизбежно. Я имею в виду что-то вроде цифрового помощника в реальном времени, поэтому мы и выбрали такой путь. Для создания полноценного цифрового помощника еще, конечно, много чего предстоит пройти, но помощь на первом этапе лечения, в диагностике, мы уже как раз налаживаем.
– Предлагаете ли вы статистику по назначениям, появляющуюся по запросу на столе у менеджмента клиники?
– Да, машина, собирая данные, всегда будет сигнализировать, если назначения отклоняются от стандартов. В дальнейшем руководство организации будет на основе такой статистики принимать необходимые управленческие решения.
– Как скоро вы намерены выходить на полноценную систему поддержки принятия врачебных решений?
– Действительно, мы уже начали оцифровку стандартов и клинических рекомендаций по лечению, то есть данных о том, какие терапевтические процедуры и лекарства нужно назначить, в каком объеме. Также сейчас оцифровываем показания к назначениям, диспансеризацию.
У нас в планах построить полноценную платформу управления пациентским путем в клиниках, которая будет в себе содержать самые современные достижения медицины.
– Повлияют ли происходящие сегодня геополитические события, волна антироссийских санкций на достижение ваших целей?
– Мы пока не почувствовали со стороны наших клиентов какого-то пессимизма или заморозки желания улучшить качество оказания медпомощи, даже наоборот.
Рынок частной медицины растет ежегодно, даже несмотря на все ковидные ограничения и спад экономики, а все прошлые кризисы частная медицина выдерживала более стойко, чем другие отрасли.
Кроме того, если будет какая-то серьезная изоляция России, то клиенты с высоким доходом начнут лечиться в отечественных клиниках, а люди с доходом выше среднего все равно останутся в частном здравоохранении. Чтобы выжить, клиникам будет чрезвычайно важно совершенствовать качество оказания медпомощи, стандартизировать свои внутренние процессы и тем самым удерживать клиента. Те, кто сумеет быстро адаптироваться, улучшать качество при небольших финансовых затратах, а этому мы как раз помогаем, будут устойчиво расти – даже выше рыночных показателей.