По данным аптечного аудита фармацевтического рынка России, проводимого DSM Group, за 1 квартал 2016 года объем продаж антибиотиков составляет 55,46 миллиона упаковок лекарственных средств на сумму 7,41 млрд рублей в ценах закупки аптек. В сравнении с первыми тремя месяцами 2015 года объемы продаж в упаковках сократились на 23%, в рублях — на 17%.
В общем объеме аптечных продаж лекарств в стоимостном выражении группа антибиотиков занимает 3,9%, в натуральном – 4,4%. В 2015 году в российских аптеках объем продаж группы составил 175,01 млн упаковок, что составило 22,11 млрд рублей в ценах закупки аптек. По сравнению с 2014 годом натуральный объем сократился 6%, стоимостный вырос на 10%.
В настоящий момент в аптеках реализуется порядка 370 различных брендов антибиотиков, которые производятся 240 производителями. С учетом различных форм выпуска и дозировок в аптеках можно найти более 1 000 наименований препаратов, которые относятся к данной группе.
«Лечение антибиотиками должно носить системный характер, а все препараты данный группы относятся к рецептурным и должны отпускаться в аптеках строго по рецепту врача. Но, несмотря на правила отпуска по рецепту, очень многие россияне покупают их сами, поэтому рейтинг во многом отражает их предпочтения, а не только популярность препарата у врачей. Отмечу также, что большая часть антибиотиков включена в список ЖНВЛП, то есть подпадает под государственное ценовое регулирование: в стоимостном объеме процент таких препаратов составляет 72%, в натуральном 79%», — говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Аналитики DSM Group отмечают, что ТОП-10 рейтинга брендов за 1 квартал 2016 года претерпел незначительные изменения, сохранив очередность ТОП-5 препаратов с 2015 года. При этом лидеры рейтинга показывают наибольшее падение в натуральном объеме продаж.
ТОР-10 брендов стоимостных объёмов продаж за 1 квартал 2016 года
Рейтинг |
Бренд |
Объём, 3 мес. 2016, тыс. руб. |
Доля, 3 мес. 2016, % |
Прирост 3 мес. 2016/ 2015, % |
1 |
АМОКСИКЛАВ |
512 368 |
9,1% |
-30% |
2 |
СУМАМЕД |
412 910 |
7,3% |
-34% |
3 |
ФЛЕМОКСИН |
402 036 |
7,1% |
-17% |
4 |
СУПРАКС |
306 039 |
5,4% |
-13% |
5 |
МОНУРАЛ |
200 286 |
3,6% |
-3% |
6 |
ФЛЕМОКЛАВ |
196 215 |
3,5% |
-1% |
7 |
АУГМЕНТИН |
181 074 |
3,2% |
-23% |
8 |
АМОКСИЦИЛЛИН |
168 941 |
3,0% |
-28% |
9 |
КЛАЦИД |
158 387 |
2,8% |
-28% |
10 |
АЗИТРОМИЦИН |
148 558 |
2,6% |
-16% |
ТОР-10 брендов по натуральным объёмам продаж (упаковок) за 1 квартал 2016 года
Рейтинг |
Бренд |
Объем, 3 мес. 2016, тыс. упак. |
Доля, 3 мес. 2016, % |
Прирост 3 мес. 2016/ 2015, % |
1 |
ЦЕФТРИАКСОН |
5 483 |
12,9% |
-19% |
2 |
АМОКСИЦИЛЛИН |
2 717 |
6,4% |
-31% |
3 |
АЗИТРОМИЦИН |
1 815 |
4,3% |
-22% |
4 |
АМОКСИКЛАВ |
1 792 |
4,2% |
-24% |
5 |
ЦЕФАЗОЛИН |
1 780 |
4,2% |
-28% |
6 |
ЦЕФОТАКСИМ |
1 550 |
3,7% |
-29% |
7 |
ФЛЕМОКСИН |
1 427 |
3,4% |
-22% |
8 |
МЕТРОНИДАЗОЛ |
1 286 |
3,0% |
-8% |
9 |
СУМАМЕД |
1 134 |
2,7% |
-31% |
10 |
ЦИПРОЛЕТ |
1 127 |
2,7% |
-15% |