Анализ аптечных продаж, проведенный компанией «Группа DSM» (DSM Group) за первую половину 2015 года, продемонстрировал, что самой уязвимой категорией ассортимента в аптеке стала косметика. Больше всего пострадал сегмент «масс-маркет». Относительно первой половины 2014 года, спрос в данном сегменте упал на 27% в рублях. А средняя розничная цена косметического средства выросла на 24%.
По сравнению с первым полугодием 2014 года, в целом спрос на косметику сократился на 5% в рублях и на 24% в упаковках. Это самое заметное снижение продаж среди всего ассортимента аптечных сетей. Для сравнения, за первые шесть месяцев текущего года объем потребления лекарств в рублях увеличился на 23%, а в группе БАД прирост составил 16%.
— Причина сокращения спроса кроется в целом ряде факторов. Среди основных — ослабление потребительского спроса на фоне роста средних отпускных цен и сокращения реальных доходов населения. Так как косметика в большинстве случае остается сопутствующей покупкой, то в условиях экономии потребитель приходит в аптеку только за лекарством или БАД, или товаром, который реализуется только в аптеках. Новым трендом стала покупка косметики впрок с целью избежать повышенных расходов в будущем, — комментирует Юлия Нечаева, директор отдела стратегических исследований компании DSM Group.
В след за сокращением спроса в первой половине 2015 года на косметику масс-маркет (относительно этого же периода прошлого года), наблюдается снижение объема потребления дорогой селективной косметики, но всего на 3%. А вот спрос на лечебную косметику немного вырос на 4% к уровню первого полугодия 2014 года. Однако такая относительно позитивная картина отмечалась лишь в стоимостных объемах рынка – рост средней розничной цены сделал свое дело. В упаковках по всем сегментам наблюдалось снижение потребления: -38% по косметике масс-маркет, -15% по лечебной косметике, -16% по селективной.
Средняя розничная цена за упаковку косметического средства в аптеках страны составила в первом полугодии текущего года 223 руб, что на 24% дороже, чем в первом полугодии 2014 года. Подорожание косметики наблюдалось во всех сегментах: +11% в сегменте селективной косметики, +16% в сегменте масс-маркет и +22% в сегменте лечебной косметики.
Рейтинг брендов косметики премиум-класса по результатам первой половины 2015 года изменился незначительно. Поменялись местами в рейтинговой таблице бренды «Avene» и «Bioderma». Улучшение позиций последнего произошло благодаря росту продаж почти на 9% по сравнению с первым полугодием 2014 года. Рекорд по повышению цены побила косметика марки «Bioderma». Средняя стоимость упаковки данного французского бренда выросла на 27%. Более чем на 20% взлетели в цене марки «Lierac» и «Ducray».
Если анализировать продажи ключевых брендов премиальной косметики в упаковках, то почти все марки отметились довольно заметным (более чем на 10-15%) спадом объемов реализации относительно первой половины 2014 года. Исключение составил бренд «La Roche-Posay», спрос на который в упаковках увеличился в первом полугодии 2015 года на 6%.
Рейтинг брендов селективной косметики по стоимостным объемам продаж, 1 пол. 2015 г.
Номер в рейтинге |
Изменение в рейтинге |
Бренд |
Доля, 1 пол. 2015 |
Прирост 1 пол. 2014 г./1 пол. 2015 г. |
1 |
— |
VICHY |
34,3% |
-16,5% |
2 |
— |
LA ROCHE-POSAY |
24,2% |
21,2% |
3 |
1 |
BIODERMA |
8,8% |
8,7% |
4 |
-1 |
AVENE |
8,8% |
-8,1% |
5 |
— |
URIAGE |
6,6% |
8,0% |
6 |
— |
LIERAC |
4,8% |
-17,8% |
7 |
— |
KLORANE |
2,8% |
-4,8% |
8 |
— |
FILORGA |
2,3% |
22,0% |
9 |
— |
DUCRAY |
1,5% |
-1,4% |
10 |
— |
NUXE |
1,4% |
-9,7% |
Более динамичен рейтинг брендов лечебной косметики. В первом полугодии 2015 года лидером в данном сегменте аптечной косметики стал бренд «Librederm», показавший четырехкратный рост продаж по сравнению с первым полугодием 2014 года. Благодаря таким результатам ему удалось занять 4,5% сегмента рынка.
Спрос на продукцию бренда «Лошадиная сила» в сегменте лечебной косметики увеличился в первой половине 2015 года на 20,7%. Однако удержать первое место не удалось. Заметим, что по итогам первых шести месяцев текущего года пять из десяти ведущих брендов лечебной косметики отметились ростом продаж в рублях относительно первой половины прошлого года. Помимо брендов «Librederm» и «Лошадиная сила», это «Микозан» (+2,3% относительно уровня продаж 1-го полугодия 2014 г.), «Алерана» (+0,5%) и «Belverder» (+11,5%). Почти по всем маркам из «Top-10» брендов лечебной косметики был зафиксирован рост средней розничной цены, особенно сильно (почти на 40%) подорожали марки «Librederm» и «Mustela».
Рейтинг брендов лечебной косметики по стоимостным объемам продаж, 1 пол. 2015 г.
Номер в рейтинге |
Изменение в рейтинге |
Бренд |
Доля, 1 пол. 2015 |
Прирост 1 пол. 2014г./1 пол. 2015 г. |
1 |
24 |
LIBREDERM |
4,5% |
355,5% |
2 |
1 |
ЛОШАДИНАЯ СИЛА |
4,1% |
20,7% |
3 |
-2 |
DRY DRY |
4,0% |
-11,3% |
4 |
-2 |
МИКОЗАН |
3,9% |
2,3% |
5 |
-1 |
СОФЬЯ |
3,2% |
-4,1% |
6 |
-1 |
MUSTELA |
2,8% |
-10,3% |
7 |
-1 |
EMOLIUM |
2,8% |
-4,7% |
8 |
-1 |
АЛЕРАНА |
2,6% |
0,5% |
9 |
2 |
BELVEDER |
1,9% |
11,5% |
10 |
-2 |
ЛАКТАЦИД ФЕМИНА |
1,9% |
-13,0% |
Перечень ключевых брендов косметики масс-маркет изменился не существенно. Марка «Johnsons Baby» закрепилась на лидирующей позиции, несмотря на 13%-е снижение продаж относительно первого полугодия 2015 года. По остальным маркам-участницам рейтинга было зафиксировано более существенное снижение продаж. Единственный бренд в первой десятке косметики масс-маркет, отметившийся ростом, — «Детский крем» (+4% к уровню продаж первых шести месяцев 2014 г.). Он объединяет несколько позиций различных производителей. Что касается роста отпускной цены, то здесь максимальный прирост у бренда «Natura Siberica» (+31%). Сократились продажи в упаковках всех брендов из «Top-10».
Рейтинг брендов косметики масс-маркет по стоимостным объемам продаж, 1 пол. 2015 г.
Номер в рейтинге |
Изменение в рейтинге |
Бренд |
Доля, 1 пол. 2015 |
Прирост 1 пол. 2014г./1 пол. 2015 г. |
1 |
— |
JOHNSONS BABY |
9,6% |
-12,7% |
2 |
— |
ЛОШАДИНАЯ СИЛА |
5,8% |
-45,3% |
3 |
— |
NIVEA |
5,5% |
-30,3% |
4 |
— |
NATURA SIBERICA |
4,3% |
-36,5% |
5 |
— |
УМНАЯ ЭМАЛЬ |
4,0% |
-36,2% |
6 |
— |
NEUTROGENA |
3,6% |
-26,9% |
7 |
— |
STYX |
3,1% |
-22,9% |
8 |
1 |
КОРА |
2,9% |
-15,0% |
9 |
3 |
ДЕТСКИЙ КРЕМ |
2,7% |
4,0% |
10 |
-2 |
ФЛОРЕСАН |
2,7% |
-23,0% |
По информации пресс-службы DSM Group