Оборот ТОП-30 аптечных сетей за январь-июнь 2019 г. составил 393 млрд руб., что соответствует доле рынка 64%. В итоге совокупно эти компании приросли на 7%, тогда как аптечный рынок вырос всего на 1%. Но при этом стоит отметить, что если раньше сети, участвующие в рейтинге, в основном показывали положительную динамику, то сейчас ситуация в корне изменилась: 11 игроков демонстрируют падение продаж.
Возможностью или ограничением для дополнительного роста в скором времени может стать разрешение онлайн-торговли лекарственными препаратами. Несмотря на то, что в основном эту инициативу рассматривают с негативной точки зрения для рынка, подготовка к ней идет полным ходом.
Так, например, в интернет-аптеке 366.ru появился новый сервис — доставка заказа курьером на дом. В данный момент на сайте для курьерской доставки доступно более 3 тыс. товаров, разрешенных законодательством РФ к продаже дистанционным способом: парфюмерные и косметические средства, медицинская техника (тонометры, небулайзеры и т. д.), гигиенические средства, предметы для ухода за больными и новорожденными.
В середине июня аптечная сеть «Ригла» стала партнером сервиса онлайн-заказа «Все аптеки» в Московском регионе.
Не отстают от аптек и крупные ретейлеры. X5 Retail Group запускает маркетплейс по онлайн-бронированию лекарств, которые будут доступны в аптечных пунктах выдачи заказов. Соглашение о реализации проекта заключено между X5 ОМНИ, perekrestok.ru и фармацевтическим оператором ГК «Сантэнс». Помимо этого, X5 Retail Group заключила соглашение с Межрегиональной розничной фармацевтической компанией (МРФК) об открытии в течение 4 лет 450 аптечных пунктов выдачи заказов в магазинах X5.
В сторону аптечного рынка посмотрела и компания «Интерторг», развивающая сеть SPAR. В сентябре в Петербурге под брендом SPAR откроется первая аптека. Проекты будут реализованы на условиях субфраншизы. Планируется в 2019 г. запустить семь аптек, в 2020 г. аптек должно быть около 20.
Рейтинг | Аптечные сети | Объем, млрд руб. | Доля в коммерче-ском сегменте, | Прирост оборота по сравнению с | Количество точек продаж |
1П 2019, % | 1П 2018, % | ||||
1 | АСНА | 78,7 | 12, | 8 | 8 671 |
2 | Ригла | 33,1 | 5,4 | -14 | 2 559 |
3 | Эркафарм | 30,2 | 4,9 | -1 | 1 194 |
4 | Аптечная сеть «36,6» | 24,2 | 4,0 | 3 | 1 386 |
5 | Имплозия | 22,3 | 3,6 | -8 | 2 508 |
6 | Нео-Фарм | 21,2 | 3,5 | 29 | 669 |
7 | Вита | 20,8 | 3,4 | 44 | 1 683 |
8 | ИРИС | 20,6 | 3,4 | 11 | 1 598 |
9 | Апрель | 18,3 | 3,0 | 30 | 1 412 |
10 | Планета здоровья | 18,0 | 2,9 | 6 | 1 663 |
11 | Фармленд | 14,3 | 2,3 | 21 | 1 250 |
12 | Фармаимпекс | 10,7 | 1,7 | 27 | 701 |
13 | Мелодия здоровья | 9,6 | 1,6 | 56 | 885 |
14 | Аптека-Таймер | 8,5 | 1,4 | -7 | 872 |
15 | 36,7С&Максавит | 7,7 | 1,3 | 10 | 505 |
16 | Здоров.ру | 7,6 | 1,2 | 39 | 70 |
17 | Фармацевт+ | 5,7 | 0,9 | -15 | 461 |
18 | Губернские аптеки | 4,9 | 0,8 | 30 | 274 |
19 | ИДЕЯ | 4,6 | 0,8 | -6 | 189 |
20 | Невис | 4,2 | 0,7 | -7 | 437 |
21 | Алоэ | 3,8 | 0,6 | 13 | 231 |
22 | Здоровье (Усть-Лабинск) | 3,3 | 0,5 | 23 | 151 |
23 | Фармэконом | 2,9 | 0,5 | 14 | 129 |
24 | Монастырёв.рф | 2,9 | 0,5 | -5 | 48 |
25 | Мега Фарм | 2,8 | 0,5 | -50 | 585 |
26 | Антей | 2,6 | 0,4 | 5 | 219 |
27 | Эдельвейс | 2,6 | 0,4 | 13 | 190 |
28 | Волгофарм | 2,5 | 0,4 | 3 | 159 |
29 | Дешевая аптека | 2,3 | 0,4 | -10 | 73 |
30 | Петербургские аптеки | 2,3 | 0,4 | -8 | 85 |
Рейтинг маркетинговых ассоциаций | |||||
МФО | 27,5 | 4,5 | 34 | 3 395 | |
ПроАптека | 37,9 | 6,2 | 23 | 5 892 | |
Созвездие | 10,1 | 1,7 | 182 | 2 506 | |
Платформа ФармХаб | 9,8 | 1,6 | 16 | 1 200 | |
Весна | 9,2 | 1,5 | 11 | 1 422 |
Источник: DSM Group