Recipe.Ru

Дешевле заплатить

Спрос на эффективно функционирующую систему негосударственного здравоохранения будет расти. Большинство жителей российских мегаполисов категорически отказываются экономить на своем здоровье.

Никакой кризис не заставит их перейти на более дешевое лекарство (отечественный аналог импортного) или отказаться отплатной медицинской помощи.

Исследовательская компания Profi Online Research, опросившая жителей городов-миллионников, делает вывод о том, что почти 60% наших соотечественников, если речь идет об их здоровье,  весьма платежеспособны. В случае болезни эти люди будут покупать все необходимые им лекарства.

Кстати, принимать профилактические препараты (витамины, биодобавки) готовы еще 45% участников исследования. Эти данные лишний раздоказывают очевидное: это здоровье нельзя купить, а все, что связано с ним — еще как продается!

Отечественная система частного финансирования здравоохранения сложилась в 90-е годы, в ее основе деньги обычных граждан (населения) и работодателей. Общеизвестно, что частные клиники в последнее десятилетие росли как грибы после дождя, привлекая все больше и больше пациентов.

По данным Росстата,  за период с 1994 по 2007 г. уровень затрат на платные медицинские услуги и приобретение медикаментов выросли в 7,9 раза, в то время как государственные в 2006 г. превысили уровень 1994 г. лишь в 1,1 раза. При этом с 2000 г. затраты бюджета на здравоохранение поднялись в 1,5 раза, а частные — в 2,6 раза.

Оплата медуслуг рублем пациента возможна по трем каналам: добровольное медицинское страхование (ДМС), прямые платежи в кассу больницы и непосредственная оплата медработнику (неформальные платежи).

За большинство застрахованных по ДМС платят работодатели. Доля индивидуальных  клиентов, по оценкам страховых компаний,  от 5 до 10%. По прогнозам Института экономики переходного периода (ИЭПП), количество компаний, готовых платить за ДМС своих сотрудников, будет увеличиваться в ближайшие годы среди предприятий малого и среднего бизнеса (крупные компании уже давно ввели страхование в обязательном соцпакете).

Теперь о государственном финансировании. Сегодня в большинстве регионов больницы и поликлиники финансируются из разных источников: местных бюджетов и фондов ОМС. Это, признаются на местах, усложняет организацию и контроль. Нередки ситуации, когда у фондов ОМС не хватает средств, чтобы оплачивать больницам стоимость всего объема оказанных населению услуг, поэтому местные органы власти покрывают часть затрат больниц и поликлиник, но по старому "затратному" принципу. Немудрено, что иногда речь идет лишь о частичном финансировании.

В своем недавнем исследовании "Доступность медицинской помощи для населения России" группа социологов Независимого института социальной политики сделала вывод, что "разрыв между самыми бедными и богатыми регионами по уровню госфинансирования здравоохранения на душу населения составляет 10-12 раз. Это требует активной перераспределительной политики государства при использовании ресурсов федерального центра".

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года ставится задача "обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны новейшие инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний — говорится в Концепции, — эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы".

Вопрос – появится ли после модернизации у системы здравоохранения способность реагировать на нужды пациентов, по мнению социологов, остается открытым. В "Анализе перспектив развития частного финансирования здравоохранения", обнародованном ИЭПП, высказывается предположение, что "если государство сможет воплотить в жизнь установки на результативность и доступность системы здравоохранения, то частный сектор будет развиваться как дополняющий".

Если же растущие государственные инвестиции в здравоохранение не будут сопровождаться изменениями в организации оказания медпомощи, то прогресс в улучшении работы  госучреждений, по мнению социологов, будет едва заметным, а вот частники, напротив, значительно усилят свои конкурентные преимущества. И еще: политика государства по отношению к экономике государственных и частных медучреждений — это важный фактор развития для последних.

По мнению авторов исследования Сергея Шишкина и Ларисы Попович, если будет сохраняться ситуация, когда госклиники имеют право оказывать платные услуги и используют для этого оборудование, приобретенное за счет госинвестиций (пользуясь при этом налоговыми льготами, установленными для бюджетных учреждений), то о конкуренции говорить не приходится. Бюджетники всегда будут иметь возможность оказывать медицинские услуги по более низким, чем у частников, ценам.

Несколько слов о неформальной оплате. Эксперты ИЭПП приходят к неожиданному выводу: конверт в карман врача — это определенный позитив для здравоохранения. Прежде всего потому, что эти деньги компенсируют низкую оплату труда врачей государством и сохраняют врачебный корпус на своих рабочих местах. Более того, они выступают хорошим стимулом для профессионального роста медиков. 

Растущая год от года требовательность пациентов к качеству и результатам лечения, а также естественное желание врачей подзаработать заставляют их осваивать новые медицинские технологии и повышать профессиональный уровень. И все для того, чтобы продавать свои услуги по более высокой цене и быть конкурентоспособным среди коллег.

Неформальные платежи медработникам, прямая оплата услуг в кассу больниц, добровольное медстрахование — все это знакомо и привычно. Какие же новые формы возможны в здравоохранении? В экспертном сообществе сегодня активно обсуждается мысль о возможности сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования.

Также появляются предложения о развитии механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении. По мнению специалистов, наибольший интерес из зарубежного опыта представляют обязательные соплатежи населения при медицинской помощи (финансируемой за счет государства), а также лекарственное страхование и индивидуальные накопительные медицинские счета.

К примеру, система соплатежей действует в половине европейских стран, там население частично оплачивает медуслуги. Для пациентов установлены максимальные суммы, которые в разы меньше цены самих услуг. К примеру, в Германии день пребывания в госпитале стоит больному 10 евро (за год он может побывать там сколько потребуется, но оплатит всего две недели).

Малоимущие и хронически больные люди или совсем не платят, или используют минимальный тариф.  В Чехии день пребывания в госпитале стоит 80 крон (2,3 долл. США),  а в Эстонии один вызов врача обойдется в 5 эстонских крон (40 центов США).
 
От соплатежей освобождены пенсионеры, инвалиды и дети. Эксперты делают вывод, что эта система стала противодействием от некоторых предприимчивых граждан с чрезмерным желанием лечиться сверх реальной потребности.

Соплатежи действуют во многих странах с переходной экономикой: Албании, Болгарии, Венгрии, Киргизии, Латвии, Македонии, Словении, Хорватии, Чехии, Эстонии. Присоединится ли к этой компании Россия, покажет время.

Сегодня ясно одно: спрос на эффективно функционирующую систему негосударственного здравоохранения будет расти. В первую очередь потому, что будет расти конкуренция за высококвалифицированную рабочую силу.

Спрос на эффективно функционирующую систему негосударственного здравоохранения будет расти. Большинство жителей российских мегаполисов категорически отказываются экономить на своем здоровье.

Никакой кризис не заставит их перейти на более дешевое лекарство (отечественный аналог импортного) или отказаться отплатной медицинской помощи.

Исследовательская компания Profi Online Research, опросившая жителей городов-миллионников, делает вывод о том, что почти 60% наших соотечественников, если речь идет об их здоровье,  весьма платежеспособны. В случае болезни эти люди будут покупать все необходимые им лекарства.

Кстати, принимать профилактические препараты (витамины, биодобавки) готовы еще 45% участников исследования. Эти данные лишний раздоказывают очевидное: это здоровье нельзя купить, а все, что связано с ним — еще как продается!

Отечественная система частного финансирования здравоохранения сложилась в 90-е годы, в ее основе деньги обычных граждан (населения) и работодателей. Общеизвестно, что частные клиники в последнее десятилетие росли как грибы после дождя, привлекая все больше и больше пациентов.

По данным Росстата,  за период с 1994 по 2007 г. уровень затрат на платные медицинские услуги и приобретение медикаментов выросли в 7,9 раза, в то время как государственные в 2006 г. превысили уровень 1994 г. лишь в 1,1 раза. При этом с 2000 г. затраты бюджета на здравоохранение поднялись в 1,5 раза, а частные — в 2,6 раза.

Оплата медуслуг рублем пациента возможна по трем каналам: добровольное медицинское страхование (ДМС), прямые платежи в кассу больницы и непосредственная оплата медработнику (неформальные платежи).

За большинство застрахованных по ДМС платят работодатели. Доля индивидуальных  клиентов, по оценкам страховых компаний,  от 5 до 10%. По прогнозам Института экономики переходного периода (ИЭПП), количество компаний, готовых платить за ДМС своих сотрудников, будет увеличиваться в ближайшие годы среди предприятий малого и среднего бизнеса (крупные компании уже давно ввели страхование в обязательном соцпакете).

Теперь о государственном финансировании. Сегодня в большинстве регионов больницы и поликлиники финансируются из разных источников: местных бюджетов и фондов ОМС. Это, признаются на местах, усложняет организацию и контроль. Нередки ситуации, когда у фондов ОМС не хватает средств, чтобы оплачивать больницам стоимость всего объема оказанных населению услуг, поэтому местные органы власти покрывают часть затрат больниц и поликлиник, но по старому "затратному" принципу. Немудрено, что иногда речь идет лишь о частичном финансировании.

В своем недавнем исследовании "Доступность медицинской помощи для населения России" группа социологов Независимого института социальной политики сделала вывод, что "разрыв между самыми бедными и богатыми регионами по уровню госфинансирования здравоохранения на душу населения составляет 10-12 раз. Это требует активной перераспределительной политики государства при использовании ресурсов федерального центра".

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года ставится задача "обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны новейшие инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний — говорится в Концепции, — эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы".

Вопрос – появится ли после модернизации у системы здравоохранения способность реагировать на нужды пациентов, по мнению социологов, остается открытым. В "Анализе перспектив развития частного финансирования здравоохранения", обнародованном ИЭПП, высказывается предположение, что "если государство сможет воплотить в жизнь установки на результативность и доступность системы здравоохранения, то частный сектор будет развиваться как дополняющий".

Если же растущие государственные инвестиции в здравоохранение не будут сопровождаться изменениями в организации оказания медпомощи, то прогресс в улучшении работы  госучреждений, по мнению социологов, будет едва заметным, а вот частники, напротив, значительно усилят свои конкурентные преимущества. И еще: политика государства по отношению к экономике государственных и частных медучреждений — это важный фактор развития для последних.

По мнению авторов исследования Сергея Шишкина и Ларисы Попович, если будет сохраняться ситуация, когда госклиники имеют право оказывать платные услуги и используют для этого оборудование, приобретенное за счет госинвестиций (пользуясь при этом налоговыми льготами, установленными для бюджетных учреждений), то о конкуренции говорить не приходится. Бюджетники всегда будут иметь возможность оказывать медицинские услуги по более низким, чем у частников, ценам.

Несколько слов о неформальной оплате. Эксперты ИЭПП приходят к неожиданному выводу: конверт в карман врача — это определенный позитив для здравоохранения. Прежде всего потому, что эти деньги компенсируют низкую оплату труда врачей государством и сохраняют врачебный корпус на своих рабочих местах. Более того, они выступают хорошим стимулом для профессионального роста медиков. 

Растущая год от года требовательность пациентов к качеству и результатам лечения, а также естественное желание врачей подзаработать заставляют их осваивать новые медицинские технологии и повышать профессиональный уровень. И все для того, чтобы продавать свои услуги по более высокой цене и быть конкурентоспособным среди коллег.

Неформальные платежи медработникам, прямая оплата услуг в кассу больниц, добровольное медстрахование — все это знакомо и привычно. Какие же новые формы возможны в здравоохранении? В экспертном сообществе сегодня активно обсуждается мысль о возможности сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования.

Также появляются предложения о развитии механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении. По мнению специалистов, наибольший интерес из зарубежного опыта представляют обязательные соплатежи населения при медицинской помощи (финансируемой за счет государства), а также лекарственное страхование и индивидуальные накопительные медицинские счета.

К примеру, система соплатежей действует в половине европейских стран, там население частично оплачивает медуслуги. Для пациентов установлены максимальные суммы, которые в разы меньше цены самих услуг. К примеру, в Германии день пребывания в госпитале стоит больному 10 евро (за год он может побывать там сколько потребуется, но оплатит всего две недели).

Малоимущие и хронически больные люди или совсем не платят, или используют минимальный тариф.  В Чехии день пребывания в госпитале стоит 80 крон (2,3 долл. США),  а в Эстонии один вызов врача обойдется в 5 эстонских крон (40 центов США).
 
От соплатежей освобождены пенсионеры, инвалиды и дети. Эксперты делают вывод, что эта система стала противодействием от некоторых предприимчивых граждан с чрезмерным желанием лечиться сверх реальной потребности.

Соплатежи действуют во многих странах с переходной экономикой: Албании, Болгарии, Венгрии, Киргизии, Латвии, Македонии, Словении, Хорватии, Чехии, Эстонии. Присоединится ли к этой компании Россия, покажет время.

Сегодня ясно одно: спрос на эффективно функционирующую систему негосударственного здравоохранения будет расти. В первую очередь потому, что будет расти конкуренция за высококвалифицированную рабочую силу.

Exit mobile version