Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству не поддержал законодательные инициативы, направленные на запрет рекламы медицинских препаратов. Такое решение было принято на заседании комитета 7 марта, в ходе которого депутаты рассмотрели два законопроекта, вносящих изменения в ФЗ «О рекламе».
Первый законопроект, авторства Вологодской областной думы, предусматривает запрет распространения рекламы лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения. По мнению авторов документа, такая реклама провоцирует потребителей отказываться от квалифицированной медицинской помощи и прибегать к самолечению.
Одновременно в законопроекте значительно сокращен перечень установленных ФЗ «О рекламе» требований к содержанию рекламы — из 10 ограничений оставлено лишь 4. Причем подобная реклама, по идее разработчиков законопроекта, допустима для специалистов в области здравоохранения в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, конференций и других подобных мероприятий, а также в специализированных медицинских печатных изданиях.
Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству считает такой подход противоречащим международной и российской практике регулирования рекламы лекарственных средств и медицинских изделий. В РФ в соответствии с ФЗ «О лекарственных средствах» к таковым относятся различные обезболивающие, противопростудные, антимикробные и другие средства, профилактические растворы и мази и проч., а к изделиям медицинского назначения (в соответствии с приказом Минздравсоцразвития) — пластыри, бинты, термометры, очки и проч. То есть все эти товары являются легально производимой продукцией, находящей в обороте без каких-либо ограничений.
По мнению комитета, достоверная реклама таких препаратов и медицинских изделий не только не нарушает право граждан на охрану здоровья, но и способствует информированию потребителей о новейших разработках в области медицины.
В связи с этим комитет отклонил данный законопроект.
Не поддержал он и другой документ, внесенный в Госдуму депутатами А.Крутовым и Н.Леоновым. Он предусматривает введение полного запрета рекламы медицинских услуг по прерыванию беременности в связи с тем, что, как отмечается в пояснительной записке, такая реклама «является дополнительным стимулом к осуществлению абортов». Заметив, что в России медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности являются легальными, комитет счел предлагаемый законопроектом запрет нецелесообразным.
Председатель комитета Евгений Федоров заметил в то же время, что хотя два рассмотренных законопроекта комитет не поддерживает, тем не менее «в них содержится рациональное зерно». Обратив внимание на то, что в рекламе медицинских препаратов присутствует некий элемент навязывания лекарств, он заявил, что в дальнейшем эту проблему предстоит решать.