Большинство топовых фармдистрибьюторов активно наращивают рыночную долю
new_adm
Cреднесрочные перспективы участников оптового звена в значительной степени определяются макроэкономикой и фискальной политикой государства и только затем уже рыночными процессами, пишут аналитики RNC Pharma. Речь идет о денежно-кредитной политике ЦБ, который для стабилизации инфляции последовательно поднимает ключевую ставку.
С точки зрения экономических процессов изменение ключевой ставки закономерно приводит к росту стоимости кредитов. Для бизнеса это означает не только риски приостановки инвестиционных проектов, но и проблемы в рамках операционной деятельности. За последние три года уже были примеры резкого роста ключевой ставки, но эти периоды продолжались 1—2 месяца и глобальных последствий для бизнеса не имели. В текущем году минимальное значение ставки фиксировалось на уровне 16%, а это уже иная картина, с которой участники рынка в современной истории еще не сталкивались.
Последствия тут могут быть не только в отношении вопросов кредитования, но и в части потребления. Растущие доходы населения будут оседать на депозитах, доходность которых тоже достигла рекордных значений. Все это не может не сказываться на активности потребления и в конечном счете на динамике рынка.
Проблемы привлечения капитала пока вполне успешно решаются в формате первичного размещения на бирже. В текущем году было сразу два таких примера, но оба касались деятельности производственных компаний, в частности IPO провели компании «Промомед» и группа «Озон Фармацевтика». Для большинства крупных оптовых компаний острой необходимости в аналогичных действиях нет, в большинстве своем они успели ранее реализовать крупные инфраструктурные проекты по созданию складских мощностей. Для точечных сделок в рознице пока хватает собственных средств, но исключать подобную вероятность в будущем было бы неправильно.
Причем сейчас именно фармритейл выступает основной точкой приложения инвестиционной активности. Во-первых, рынок активно растет, а во-вторых, здесь уже выстраивается своеобразная очередь из числа собственников, желающих выйти из бизнеса. Процесс стимулирует не столько ситуация на кредитном рынке, сколько грядущие изменения в фискальной политике, которые поставят на грань рентабельности целый пласт ритейлеров.
В итоге для крупных игроков формируется уникальная реальность, в рамках которой можно кардинально нарастить и региональное присутствие и объем операций. И некоторые дистрибьюторы уже сейчас выступают одной из ключевых консолидационных сил, впрочем, не всегда в формате покупок. Ассоциативный формат актуальности не теряет, хотя темпы этой активности за последние пару лет существенно снизились, а конкуренция обострилась.
TOP25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учетом бюджетного сегмента фармрынка) в денежном выражении, по итогам I—III кв. 2024 года
Рейтинг
Дистрибьютор
Центральный офис
Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, %, руб.
I—III кв. 2024
I—III кв. 2023
1
Пульс*
Химки
13,5
11,4
2
Протек
Москва
12,9
12,3
3
Катрен
Новосибирск
11,1
10,5
4
ФК Гранд Капитал
Москва
6,8
6,2
5
БСС
Санкт-Петербург
3,9
3,8
6
Ирвин 2
Москва
3,6
2,4
7
Фармкомплект
Нижний Новгород
3,3
2,9
8
Р-Фарм
Москва
3,1
3,6
9
Фармимэкс*
Москва
2,3
1,3
10
Фармперспектива*
Самара
2,0
2,1
11
Агроресурсы*
Кольцово
2,0
1,7
12
Ланцет
Москва
1,3
1,0
13
Авеста Фармацевтика
Москва
1,3
1,4
14
Медэкспорт*
Омск
1,2
1,8
15
Здравсервис
Тула
1,0
0,6
16
АСФАДИС
Москва
0,8
1,2
17
Северо-запад
Санкт-Петербург
0,8
0,6
18
Медипал-Онко*
Москва
0,7
0,6
19
Фармстор
Москва
0,6
0,6
20
Евросервис
Москва
0,6
0,6
21
Интерлек
Москва
0,5
0,4
22
Нижегородская областная фармация*
Нижний Новгород
0,5
0,6
23
Витта компани
Москва
0,4
0,3
24
Фармацевт*
Ростов-на-Дону
0,3
0,3
25
Мединторг*
Москва
0,3
0,3
* Экспертная оценка.
Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов
Cреднесрочные перспективы участников оптового звена в значительной степени определяются макроэкономикой и фискальной политикой государства и только затем уже рыночными процессами, пишут аналитики RNC Pharma. Речь идет о денежно-кредитной политике ЦБ, который для стабилизации инфляции последовательно поднимает ключевую ставку.
С точки зрения экономических процессов изменение ключевой ставки закономерно приводит к росту стоимости кредитов. Для бизнеса это означает не только риски приостановки инвестиционных проектов, но и проблемы в рамках операционной деятельности. За последние три года уже были примеры резкого роста ключевой ставки, но эти периоды продолжались 1—2 месяца и глобальных последствий для бизнеса не имели. В текущем году минимальное значение ставки фиксировалось на уровне 16%, а это уже иная картина, с которой участники рынка в современной истории еще не сталкивались.
Последствия тут могут быть не только в отношении вопросов кредитования, но и в части потребления. Растущие доходы населения будут оседать на депозитах, доходность которых тоже достигла рекордных значений. Все это не может не сказываться на активности потребления и в конечном счете на динамике рынка.
Проблемы привлечения капитала пока вполне успешно решаются в формате первичного размещения на бирже. В текущем году было сразу два таких примера, но оба касались деятельности производственных компаний, в частности IPO провели компании «Промомед» и группа «Озон Фармацевтика». Для большинства крупных оптовых компаний острой необходимости в аналогичных действиях нет, в большинстве своем они успели ранее реализовать крупные инфраструктурные проекты по созданию складских мощностей. Для точечных сделок в рознице пока хватает собственных средств, но исключать подобную вероятность в будущем было бы неправильно.
Причем сейчас именно фармритейл выступает основной точкой приложения инвестиционной активности. Во-первых, рынок активно растет, а во-вторых, здесь уже выстраивается своеобразная очередь из числа собственников, желающих выйти из бизнеса. Процесс стимулирует не столько ситуация на кредитном рынке, сколько грядущие изменения в фискальной политике, которые поставят на грань рентабельности целый пласт ритейлеров.
В итоге для крупных игроков формируется уникальная реальность, в рамках которой можно кардинально нарастить и региональное присутствие и объем операций. И некоторые дистрибьюторы уже сейчас выступают одной из ключевых консолидационных сил, впрочем, не всегда в формате покупок. Ассоциативный формат актуальности не теряет, хотя темпы этой активности за последние пару лет существенно снизились, а конкуренция обострилась.
TOP25 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учетом бюджетного сегмента фармрынка) в денежном выражении, по итогам I—III кв. 2024 года
Рейтинг
Дистрибьютор
Центральный офис
Доля на рынке отгрузок в точки конечной реализации ЛП, %, руб.
I—III кв. 2024
I—III кв. 2023
1
Пульс*
Химки
13,5
11,4
2
Протек
Москва
12,9
12,3
3
Катрен
Новосибирск
11,1
10,5
4
ФК Гранд Капитал
Москва
6,8
6,2
5
БСС
Санкт-Петербург
3,9
3,8
6
Ирвин 2
Москва
3,6
2,4
7
Фармкомплект
Нижний Новгород
3,3
2,9
8
Р-Фарм
Москва
3,1
3,6
9
Фармимэкс*
Москва
2,3
1,3
10
Фармперспектива*
Самара
2,0
2,1
11
Агроресурсы*
Кольцово
2,0
1,7
12
Ланцет
Москва
1,3
1,0
13
Авеста Фармацевтика
Москва
1,3
1,4
14
Медэкспорт*
Омск
1,2
1,8
15
Здравсервис
Тула
1,0
0,6
16
АСФАДИС
Москва
0,8
1,2
17
Северо-запад
Санкт-Петербург
0,8
0,6
18
Медипал-Онко*
Москва
0,7
0,6
19
Фармстор
Москва
0,6
0,6
20
Евросервис
Москва
0,6
0,6
21
Интерлек
Москва
0,5
0,4
22
Нижегородская областная фармация*
Нижний Новгород
0,5
0,6
23
Витта компани
Москва
0,4
0,3
24
Фармацевт*
Ростов-на-Дону
0,3
0,3
25
Мединторг*
Москва
0,3
0,3
* Экспертная оценка.
Источник: RNC Pharma®: Рейтинг российских фармдистрибьюторов