Recipe.Ru

50% россиян жалуются на ухудшение доступности лечения по ОМС из-за пандемии COVID-19

50% россиян жалуются на ухудшение доступности лечения по ОМС из-за пандемии COVID-19

Всероссийский союз пациентов (ВСП) и Центр гуманитарных технологий и исследований «Социальная Механика» провели опрос об удовлетворенности граждан медпомощью по ОМС и выяснили, что в период пандемии коронавирусной инфекции 50% респондентов жаловались на ухудшение качества и доступности лечения в сравнении с 2018-2019 годами. При этом только 24,6% опрошенных были в той или иной степени довольны оказанной медицинской помощью, а 38,8% – не удовлетворены.


Сбор и обработка информации для первой волны исследования проводились с 1 марта по 31 августа 2021 года. Специалисты осуществляли анкетный онлайн-опрос граждан России, обращавшихся за медпомощью по полису ОМС за последние три года. В опросе приняли участие 3 130 человек из 83 субъектов.


Также анализировались данные «горячей линии» ВСП по поступившим обращениям граждан за март-май 2021 года. Кроме того, проводился опрос экспертов. В нем участвовали 43 руководителя из 12 общероссийских и 31 региональных общественных организаций пациентов.


В ходе опроса граждан выяснилось, что только 7,9% респондентов отметили улучшение ситуации с оказанием медпомощи по сравнению с допандемийным периодом. Экспертные оценки более скептичны – только 2,3% отметили позитивную динамику.


Среди основных направлений ухудшения качества медпомощи эксперты назвали снижение приоритетности оказания плановой медпомощи по всем нозологиям, кроме COVID-19, усугубление ситуации с дефицитом кадров в первичном звене (в особенности с обеспеченностью узкими специалистами), недоступность планового стационарного лечения для хронических пациентов из-за перепрофилирования клиник, ухудшение отношения врачей к пациентам из-за перегрузок в связи с дополнительной работой по вакцинации, мониторингом пациентов с COVID-19 и возросшего числа отчетов в бумажном и электронном виде. Среди причин также указан дефицит льготных лекарств для пациентов с хроническими заболеваниями в связи с использованием их при лечении коронавирусной инфекции.


Удовлетворены амбулаторным приемом в 2021 году были 25,4% из гражданского опроса, вообще не удовлетворены медпомощью в поликлиниках – 35,7% опрошенных. Наиболее распространенными проблемами респонденты назвали сложности с доступом к профильным врачам (49,1%), отсутствие необходимого специалиста в учреждении (41,8%) и невозможность получить все необходимые услуги в одном месте (41,6%).


Также 37% участников опроса не устроило отсутствие возможности записаться к терапевтам и фельдшерам при первом обращении в поликлинику. На очереди перед кабинетами врачей, когда пациенты ожидают приема более 20 минут от назначенного времени, пожаловались 36,4% респондентов, а на длительное ожидание инструментальных и лабораторных исследований – 36,1% и 24,9% соответственно.


В случае со стационарным лечением, по данным исследователей, ситуация немного лучше – доля удовлетворенных лечением в стационарах составила 42–45%. При этом не довольны лечением в больницах в 2021 году были 23,2% опрошенных.


Главными проблемами респонденты назвали отказ в бесплатной госпитализации родителей/опекунов с детьми до 4 лет или до 18 лет при наличии медицинских показаний (58,7%), приобретение назначенных врачом лекарств за собственные средства (47%), некорректное поведение медработников (39,2%) и направление в стационаре на платные обследования или анализы перед госпитализацией (36,2%). При этом 31,6% опрошенных пожаловались на приобретение за свой счет расходных материалов, а 31,4% – сообщили о дополнительных расходах на платные услуги во время пребывания в стационаре.


В феврале 2021 года Минздрав РФ представил проект Порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС. В обновленном документе, который должен прийти на смену Приказу ФФОМС №36 от 28 февраля 2019 года, отмечалось, что контролировать будут не только объем оказанной медпомощи, но и финансовое обеспечение лечения, а также то, как медицинские организации вписываются в план и не допускают превышения объемов.


В мае Vademecum выяснил, что в Минюст был направлен обновленный документ, который после общественного обсуждения был доработан Минздравом. В частности, в обновленной редакции проекта указано, что экспертиза качества может проводиться по обращению застрахованного во время оказания ему медпомощи с оценкой соблюдения порядков, клинических рекомендаций и стандартов медпомощи, включая рекомендации медработников национальных медицинских исследовательских центров.


При этом в документе отсутствует норма об информировании пациента о результатах проверки и «степени соответствия оказываемой медицинской помощи» порядкам оказания такой помощи, а также о правах застрахованного в сфере ОМС. Сопредседатель ВСП Юрий Жулев отмечал, что пункт, в котором прописан порядок проведения экспертизы по инициативе пациента, очень важен для пациентского сообщества, так как он «позволяет принимать меры реагирования еще на стадии лечения, когда можно скорректировать ход и качество медицинской помощи, пресечь возможные нарушения».

Exit mobile version