Recipe.Ru

Управление персоналом аптечных организаций: проблемы и пути совершенствования

И.Г.КОМИССИНСКАЯ, ГОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Одна из особенностей современного этапа развития российского фармрынка состоит в том, что по многим базовым параметрам хозяйствования аптечные организации в большинстве своем похожи друг на друга: во всех аптеках приблизительно одинаковый ассортимент фармацевтических товаров и услуг; повсюду установился примерно одинаковый уровень цен, издержек и т.д.; во многих, если не сказать во всех, аптеках уже давно используются приблизительно почти одинаковые маркетинговые подходы. Как же в условиях подобного «равенства» сделать именно вашу аптеку (и представленный в ней товар) максимально привлекательной для потребителя? Как вашей аптеке получить уникальные конкурентные преимущества? Трудно найти руководителя аптечного предприятия (да и просто специалиста!), которого бы не волновал этот вопрос. Попробуем хотя бы обозначить пути решения этих проблем.

Кадровые вопросы

Анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта в различных отраслях экономики показывает, что действие целого ряда факторов, характерных для последних 10-15 лет (усложнение внешней организационной среды, резкое возрастание темпов ее изменения, ужесточение конкуренции на товарных рынках и др.), потребовало от современных организаций поиска скрытых резервов и новых способов повышения КПД своей деятельности. При этом из всех организационных ресурсов именно «человеческий потенциал» оказался тем «стратегическим месторождением», где скрываются наибольшие резервы для усовершенствования работы предприятий. Сегодня «человеческий фактор» рассматривается как объект инвестиций наравне с оборудованием и технологиями. Затраты средств в области управления персоналом являются индикатором текущего и перспективного состояния организации. Согласно мнению многих ученых и практиков в различных отраслях, в т.ч. и в фармации, именно деловые и личностные качества, профессионализм и мастерство персонала являются «при прочих равных» основными конкурентными преимуществами любой организации.

В нашей стране выработаны и успешно используются на уровне фармацевтических организаций основные положения, принципы, методы и технологии кадрового менеджмента, связанные с отбором, наймом, деловой оценкой, профориентацией, адаптацией и мотивацией работников, управлением конфликтами и т.д. Вместе с тем необходимо помнить о тех особенностях и нюансах управления аптечным персоналом, которые тесно взаимосвязаны и обусловлены основными тенденциями и закономерностями кадровых процессов и отношений в сфере обращения ЛС. В частности, важнейшими из них, на наш взгляд, являются положения и характеристики, заложенные в ответах на следующие вопросы:

  • кто и где работает на фармацевтическом рынке (или характеристика кадрового состава и структуры занятости фармацевтических должностей);
  • кто имеет право работать (или нормативно-правовые аспекты порядка допуска к осуществлению фармацевтической деятельности);
  • в чем особенности формирования деловых карьер провизоров и фармацевтов;
  • почему надо учиться и по каким специальностям, что хотят знать провизоры и фармацевты, как часто и долго хотят учиться (или управление профессионализмом персонала: современная система послевузовского образования и непрерывного профессионального развития в свете Болонской декларации – состояние и ближайшие перспективы).

Хроника «провизорского дефицита»: 90-е

Последовательное рассмотрение означенных вопросов начнем с характеристики кадрового состава и структуры занятости фармацевтических должностей (вопрос «Кто и где работает?»). Мы ведем многолетний мониторинг по данному направлению и накопили кое-какую полезную информацию.

Исследования занятости фармацевтических должностей проводились еще в начале 90-х в 73-х областных (краевых, городских) ПО «Фармация», входящих в состав РО «Росфармация». Тогда в ходе 5-летней работы провизорами и фармацевтами совместно с проф. В.Л.Базарным было установлено, что общая укомплектованность должностей, уготованных для специалистов с высшим образованием, составляет 92,64%. При этом действительная укомплектованность (т.е. доля провизоров, замещавших обозначенные должности) оказалась равной лишь 50,11%. Иными словами, 42,53% (почти половину!) из провизорских должностей занимали фармацевты. Уровень дефицита в аптечной службе провизоров, масштабы ошибок в подходах к регламентации соответствия уровня образования и номенклатуры должностей специалистов аптечных учреждений на тот период времени подчеркивает еще ряд цифр. Так, всего в системе РО «Росфармация» для провизоров было выделено 80 790,25 штатных должностей. Следовательно, издавна фармацевты массово (в рассматриваемом случае в числе 34 360 человек) на всей территории России привлекались к выполнению производственных функций, требующих знаний, умений и навыков на уровне высшего образования. И, наверное, справлялись (только как – вопрос). Но, несмотря ни на что, все продолжали и продолжали привлекаться «не по чину». Привлекаются и сейчас.

А ведь действовавшие в доперестроечный период нормативные подходы к вопросу замещения должностей лицами с высшим или средним специальным фармацевтическим образованием до настоящего времени никто серьезно практически не пересматривал и не отменял, несмотря на реальную действительность и активные пожелания фармацевтической общественности. С незначительными изменениями и дополнениями используются эти положения и поныне. Никто также не устанавливал дополнительных требований к виду и продолжительности предсертификационного обучения фармацевтов, выполняющих провизорские должностные обязанности, специальности их последипломной подготовки в данной ситуации.

Хроника «провизорского дефицита»: 2000-е

В начале 2000-х годов мы вновь заинтересовались тем, кто и где работает, но уже в условиях фармацевтического рынка. Может быть, что-то и изменилось, и если «да», то как? Совместно с А.В.Потаповым методом сплошной выборки нами был проведен сравнительный анализ кадрового состава и структуры занятости провизорских должностей на примере государственных и муниципальных аптек, аптечных пунктов и предприятий оптовой реализации ЛС Тульской области (по состоянию на 01.07.01 г. и 01.01.03 г.).

Структура исследуемой государственной и муниципальной фармацевтической сети в соответствии с указанными периодами времени была следующей:

  • аптек — 201 и 15,
  • аптечных пунктов – 110 и 121,
  • предприятий оптовой реализации ЛС – 2 и 1.

Общее количество штатных провизорских должностей на 01.07.01 г. составляло 645 единиц, в том числе по специальностям:

  • УЭФ – 441 ед. (68,4%);
  • ФТ – 138,25 ед. (21,4%);
  • ФХ и ФГ – 65,75 ед. (10,2%).

Что же касается численности непосредственно работавших провизоров, то она оказалась почти в 2 раза меньше по сравнению с количеством штатных должностей – 337 человек, т.е. 78,4% от общего числа провизоров во всех фармацевтических организациях различных форм собственности и организационно–правового статуса, функционирующих на территории Тульской области.

К началу 2003 г. в Тульской области произошло уменьшение количества государственных и муниципальных хозяйствующих фармацевтических субъектов на 28 единиц, а также сокращение объемов их деятельности. Это привело к сокращению штатов провизоров до 481,5 единиц, т.е. на 25%, в том числе, соответственно, и по специальностям. При этом доля управленческих должностей в общем штатном расписании снизилась на 7,4%, а технологических и аналитических, наоборот, увеличилась на 5 и 2,4%.

Анализируя эти данные, следует отметить, что наибольшая часть провизоров (как и штатных должностей) оказалась сосредоточена в управленческой сфере. Данный показатель составляет более половины и имеет в Тульской области следующие значения: ранее – 61,4%, в настоящее время – 65,2%. Отмеченная тенденция обусловлена современными рыночными преобразованиями количественных структурных характеристик системы лекарственного обеспечения как в РФ в целом, так и на территории Тульской области в частности. Следует выделить значительную интенсивность роста с преобладанием за последние годы частного сектора по сравнению с государственным и муниципальным, в основном, за счет учреждений мелкорозничной реализации, приобретающих новый социальный статус «мини-аптек», а также организаций оптового отпуска ЛС. В наименьшем же количестве специалисты с высшим фармацевтическим образованием представлены в «аналитическом» звене: доля провизоров-аналитиков составляет 12,3-13,7% от общего числа провизоров (государственные и муниципальные фармацевтические организации Тульской области).

Интересно, что в государственных структурах рассматриваемого субъекта РФ наибольшая доля провизоров — 37,4–39,8% — работает по специальности «фармацевтическая технология». Это объясняется сохранением производственной функции в основном в аптеках, обслуживающих стационары.

Продолжая рассматривать полученные данные, следует отметить, что соотношение общей численности провизоров (337 чел.) и должностей, предусмотренных нормативными документами для замещения специалистами с высшим фармацевтическим образованием (645 единиц), показывает, что в 2001 г. только часть провизорских должностей была укомплектована по нормативу:

  • в целом – 64,2%;
  • должности управленческого персонала – на 56,9%;
  • должности провизоров–технологов – на 78,3%;
  • должности провизоров–аналитиков – на 83,3%.

Это стало возможным благодаря внутреннему совмещению и совместительству ставок коэффициентом 1,2-1,5.

Как ни парадоксально…

Подведем некоторые промежуточные итоги исследования. Четверть должностей, требующих выполнения функций на уровне высшего образования, занята фармацевтами. Это обеспечивает общую укомплектованность провизорских должностей государственных и муниципальных аптек, аптечных пунктов и предприятий оптовой реализации персоналом на 96,7%. Каким же образом до настоящего времени осуществлялся выход из сложившейся ситуации?

Как ни парадоксально, но наиболее привлекательными и доступными для фармацевтов являются должности руководителей, особенно аптечных пунктов. Управленческие позиции укомплектованы фармацевтами на 25,2%, в то время как должности провизоров–технологов – на 16,9% фармацевтами и на 75,6% — провизорами (что на 1,7% выше истинной укомплектованности должностей управленческого персонала). Наиболее близки к оптимальным показатели выполнения «аналитических функций»: в данной сфере лица со средним фармацевтическим образованием нашли свое применение лишь на 11,5% должностей.

Если же говорить только о кадровом обеспечении негосударственного фармацевтического сектора, функционирующего на территории Тульской области, то, сопоставив количественные показатели структуры сети и персонала за 2001 г., мы получим еще более удручающую картину. В то время как общее количество негосударственных фармацевтических организаций превышает число таковых, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 69 единиц, численность фармацевтического персонала, наоборот, меньше в 2,2 раза (т.е. на 555 специалистов). При этом доля провизоров частнопредпринимательского сектора составляет всего 20,5% от государственного и муниципального. Фармацевтов немного больше – 57,7%, что само по себе катастрофически недостаточно в условиях развивающейся многофункциональной структуры территориального фармацевтического рынка.

Векторы нормативной модернизации

Подобные «недоразумения» стали возможными во многом «благодаря» утвержденному в 1999 г. приказу МЗ РФ №18, регламентирующему соответствие специальностей и должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала. В нем, в частности, несмотря на всю профессиональную сложность и ответственность современной управленческой деятельности, фармацевтам все же было дано право работать в должностях руководителей аптечных учреждений. При этом, однако же, лица со средним фармацевтическим образованием не получили допуска к выполнению технологических функций, что было бы, на наш взгляд, гораздо логичнее и разумнее, учитывая их квалификационные характеристики.

Следует особо отметить, что соотношение численности провизоров и фармацевтов в государственных и муниципальных фармацевтических организациях Тульской области в рассматриваемые периоды времени составляло 337 чел./ 679 чел. и 325 чел./ 687 чел., т.е. 1 : 2, что практически повторяет общероссийские показатели на 01.01.2000 г. (соответственно, 69 000 чел./119 000 чел., т.е. 1 : 1,72). Такие расклады позволяют предполагать, что отмеченные негативные тенденции в структуре кадрового состава и занятости провизорских должностей являются достаточно типичными и характерными для системы лекарственного обеспечения на уровне субъектов РФ.

Естественно, что такое положение настоятельно требует радикального пересмотра и упорядочения действующих нормативных материалов по следующим направлениям:

  • разработка современной номенклатуры специальностей и должностей специалистов с высшим и средним фармацевтическим образованием;
  • введение действенного порядка замещения должностей специалистов с высшим фармацевтическим образованием с указанием возможности или невозможности их замещения средним. Кстати, исходя из этого потенциального нововведения можно сформулировать квалификационные требования, предъявляемые к фармацевтам при сертификации, которая, напомню, в настоящее время проводится для всех лиц со средним образованием, независимо от занимаемой должности и выполняемых функций, по единой специальности «Фармация»;
  • подготовка новых, адаптированных к современным рыночным условиям, единых для всех фармацевтических организаций различных форм собственности и организационно–правового статуса нормативов штатов в зависимости от объема деятельности, особенно для предприятий оптовой реализации и аптечных пунктов.

Почитаем трудовые книжки

Для анализа ситуации в аптечных организациях различных форм собственности и организационно-правового статуса совместно с А.Н.Мишуниным в 2005 г. нами было продолжено исследование по обозначенной проблеме: изучены трудовые книжки 627 фармацевтов, прошедших последипломное обучение и сертификацию в Курском ГМУ. Необходимая численность специалистов рассчитана по формуле бесповторной выборки, исходя из представленного выше числа генеральной совокупности. Все фармацевты имеют сертификаты по единой специальности «Фармация», вместе с тем 37% (232 чел.) из них замещают руководящие должности.

Как видно из таблицы 1, среди фармацевтов-управленцев подавляющее большинство (68,7%) руководит (или помогает руководить) на уровне фармацевтической организации, еще чуть более четверти (27,9%) – на уровне структурного подразделения (отдела).

Таблица 1

Долевое распределение фармацевтов-управленцев по должностям

Должности

Доля фармацевтов на этих должностях (%)

Руководитель/зам. руководителя организации

68,67

Руководитель/зам. руководителя отдела

27,90

Старший фармацевт

3,43

Должность «старший фармацевт» не имеет широкого распространения – их лишь 3,4%.

Наибольшая часть фармацевтов является сотрудниками аптек – 73,8 %. В аптечных пунктах доля лиц со средним образованием – 22,5 % (табл. 2.).

Таблица 2

Распределение фармацевтов по типам фармацевтических организаций

Типы фармацевтических организаций

Доля фармацевтов в этих организациях (%)

Аптеки

73,8

Аптечные пункты

22,5

Аптечные киоски

0,6

Аптечные магазины

0,2

Организации оптовой торговли ЛС

2,9

Почти по 20% работающих в аптеках и организациях оптовой торговли лекарственными средствами (ООТЛС) лиц со средним фармацевтическим образованием руководят организацией (нерегламентированно) и еще 15% – отделом (табл.3.). В структурах мелкорозничной реализации чуть более 40% из имеющихся в них фармацевтов руководят, в том числе и нерегламентированно, аптечными пунктами, почти 60% занимают должность фармацевта.

Таблица 3

Распределение фармацевтов по должностям в фармацевтических организациях

Типы фармацевтических организаций

Должности

Доля фармацевтов на этих должностях (%)

Организации оптовой торговли ЛС

Руководитель/зам. руководителя организации

23,1

Руководитель/зам. руководителя отдела

15,4

Фармацевт

61,5

Аптечные магазины

Руководитель/зам. руководителя организации

100,0

Аптечные киоски

Руководитель/зам. руководителя организации

44,4

Фармацевт

55,6

Аптечные пункты

Руководитель/зам. руководителя организации

41,5

Фармацевт

58,5

Аптеки

Руководитель/зам. руководителя организации

19,1

Руководитель/зам. руководителя отдела

14,3

Старший фармацевт

1,8

Фармацевт

64,8

Карьерные траектории

Представленная в сравнительно-историческом плане характеристика кадрового состава и структуры занятости фармацевтических должностей, являясь стационарным анализом ситуации на начало девяностых, начало и середину двухтысячных годов, вместе с тем отражает динамику состояния проблемы кадрового обеспечения в сфере обращения ЛС за последние 15-20 лет.

Не делая пока обобщающих выводов и предложений по улучшению сложившейся ситуации, следует отметить, что полученные значения ключевых «кадровых показателей» во многом обусловлены особенностям формирования деловых карьер фармацевтов. Для анализа основных тенденций и закономерностей в этом плане нами было продолжено изучение трудовых книжек 627 фармацевтов Центрального федерального округа за 1998-2004 гг. Исследование должностных перемещений осуществлялось с использованием относительного статистического показателя «Интенсивность», отражающего количество перемещений, совершаемых среди 100 фармацевтов в течение одного года, и рассчитываемого по формуле:

Ип = , где

Ип – интенсивность должностных перемещений за период времени;

КДПп – количество должностных перемещений, совершенных за период времени п;

КДКп – количество деловых карьер фармацевтов, подвергшихся анализу за период времени п;

п – период времени (год).

Исследование показало, что фармацевты, как правило, стабильны в выборе профессии: межсистемные перемещения для них не характерны. Общая интенсивность перемещений за 1998-2004 гг. составила 18,03. Это означает, что в среднем почти каждый пятый специалист за год один раз менял занимаемую должность. Наиболее распространены переходы с должности фармацевта на аналогичную позицию (Ип = 9,09%): они составляют половину всех видов перемещений.

В 2 раза меньше возможность назначений фармацевтов на руководящие должности (Ип = 4,31%), в том числе на уровне руководителя фармацевтической организации (Ип = 3,67%). Подобные подъемы составляют почти четверть (23,9%) от всех видов служебных передвижений.

В рамках должностей управленческого персонала перемещения обычно связаны с изменением организации (И = 1,91%) или структурного подразделения (И = 0,48%) как места работы. Доля перемещений фармацевтов как руководящего состава – 15%.

Если фармацевт попал в управленческий эшелон, то возврат на рядовую должность маловероятен. Такие «разжалования» имели место лишь в 10,65% случаев.

 Продолжение следует.

Источник: Журнал "Российские аптеки" №2 2007г.

Exit mobile version