Recipe.Ru

RMBC: Аптечный рынок России — итоги I полугодия 2008 года

Согласно данным Розничного Аудита ГЛС в РФ™, RMBC, объем коммерческого розничного рынка ГЛС России вырос на 29% в рублевом эквиваленте по сравнению с I полугодием 2007г. и достиг 4,2 млрд. долл. (100,6 млрд. руб.) в оптовых ценах и 5,4 млрд. долл. (130,2 млрд. руб.) в розничных ценах (без учета ДЛО). Потребление в натуральном выражении увеличилось на 8% и составило 1,9 млрд. упаковок. Средняя стоимость упаковки выросла с 2,17 долл. (56,8 руб.) в прошлом анализируемом периоде до 2,79 долл.(66,9 руб.) в розничных ценах, год спустя. Средняя розничная наценка составила 29% в рублевом эквиваленте, что несколько ниже уровня прошлого анализируемого периода (30%). В целом, в течение первых шести месяцев 2008г. российский потребитель потратил в ап-теке на лекарства, в среднем, 38,3 долл. (около 917 руб.).

Таблица 1. Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж по итогам I полугодия 2008г.

 

Место в рейтинге
Производитель
Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I пл. 2008г.
I пл. 2007г.
I пл. 2008г.
I пл. 2007г.
1
1
Novartis (вкл. Lek-Sandoz)
6,7
6,4
2
4
Фармстандарт
5,2
4,0
3
3
Servier/Egis
4,5
4,6
4
2
Sanofi-Aventis
4,2
4,8
5
5
Bayer Healthcare
(Bayer Schering Pharma AG)
3,9
3,8
6
6
Berlin-Chemie/
Menarini Pharma GmbH
3,6
3,6
7
8
Gedeon Richter
3,0
2,9
8
9
Nycomed
3,0
2,8
9
7
Pfizer International Inc.
2,8
2,9
10
10
Solvay Pharmaceuticals
2,4
2,3
Итого
39,3
38,1

 

Источник: Розничный Аудит ГЛС в РФ™, RMBC

По итогам первого полугодия состав ведущих производителей по объему аптечных продаж не претерпел существенных изменений, однако внутри списка нельзя не отметить некоторые перестановки (табл. 1). Ведущий отечественный производитель Фармстандарт, существенно увеличив объемы розничных продаж (+70%1 ), занял вторую строчку рейтинга. Корпорация Novartis укрепила ведущее положение, благодаря высокому приросту объема аптечной розницы (+34%). Servier/Egis (+24%), как и год назад, занимает третье место. Корпорация Pfizer (+24%) вследствие некоторого отставания по темпам роста по итогам анализируемого периода опустилась в рейтинге на две позиции, уступив растущим Gedeon Richter (+35%) и Nycomed (+37%). Несмотря на указанные перемещения, трем участникам списка удалось сохранить позиции, занятые в первом полугодии 2007г.,: Berlin-Chemie/Menarini Pharma (+34%), Bayer Healthcare (+27%) и Solvay Pharmaceuticals (+31%). По итогам первых шести месяцев 2008г. десять первых производителей аккумулируют свыше 39% объема розницы.

По итогам анализируемого периода рейтинг торговых наименований претерпел более заметные изменения (табл. 2). В состав десяти торговых наименований вошло два новых участника – отхаркивающий препарат Терпинкод и гепатопротектор Гептрал, объемы розничных продаж которых выросли в рублевом эквиваленте на 67% и 46%, соответственно. Отечественный препарат, Арбидол (+57%), укрепил позицию лидера рынка. Высоким спросом в первые шесть месяцев 2008г. пользовался препарат Ксеникал (рост продаж в 1,5 раза), что позволило данному участнику подняться на две строчки вверх. Следует отметить медленные темпы роста розничных продаж торговых марок Терафлю от гриппа и простуды и Мезим форте (+15% и +16%, соответственно), что привело к ослаблению позиций обоих участников. Снизив доли в общем объеме продаж, Предуктал и Но-шпа покинули список.

Таблица 2. Десять ведущих торговых наименований по объему аптечных продаж по итогам I полугодия 2008г.

 

Место в рейтинге
Торговое наименование
Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I пл. 2008г.
I пл. 2007г.
I пл. 2008г.
I пл. 2007г.
1
1
Арбидол
1,6
1,3
2
2
Актовегин
0,9
0,9
3
4
Эссенциале Н
0,9
0,8
4
3
Виагра
0,9
0,9
5
5
Линекс
0,8
0,7
6
8
Ксеникал
0,7
0,6
7
13
Терпинкод
0,6
0,5
8
6
Мезим форте
0,6
0,7
9
11
Гептрал
0,6
0,5
10
7
ТераФлю от гриппа и простуды
0,6
0,6
Итого
8,2
7,6

 

Источник: Розничный Аудит ГЛС в РФ™, RMBC

По итогам первого полугодия 2008г. состав десяти ведущих АТС групп относительно стабильным. Единственным новым участником списка стала группа R01 Назальные препараты (+45%) вследствие роста продаж торгового наименования Отривин (табл. 3). Первые пять групп стабильно удерживают занятые в 1 полугодии 2007г. позиции, при этом следует отметить, что лидер рынка J01 Антибактериальные препараты для системного использования (+20%) несколько сократил долю в общем объеме. Продемонстрировав опережающие темпы роста, группа R05 Препараты для устранения симптомов простуды и кашля (+40%) переместилась на 6-ю строчку, опередив C09 Противовоспалительные и противоревматические препараты (+33%). Вопреки росту продаж торговой марки Линекс (+45%), группа А07 Противодиарейные препараты выбыла из списка первых десяти участников.

Таблица 3. Десять ведущих групп по объему аптечных продаж по итогам I полугодия 2008г.

 

Место в рейтинге

ATC код

ATC группа
Доля в общем объеме аптечных продаж, %
I пл. 2008г.
I пл. 2007г.
I пл. 2008г.
I пл. 2007г.
1
1
J01
Антибактериальные препараты для сис-темного использования
5,5
5,9
2
2
N02
Анальгетики
5,4
5,4
3
3
L03
[Иммуностимуляторы
4,6
4,4
4
4
A11
Витамины
4,2
4,2
5
5
G03
Половые гормоны
3,8
3,6
6
7
R05
Препараты для устранения симптомов простуды и кашля
3,7
3,5
7
6
M01
Противовоспалительные и противоревма-тические препараты
3,7
3,6
8
8
C09
Препараты, влияющие на систему ренин-ангиотензин
3,4
3,3
9
11
R01
Назальные препараты
3,2
2,8
10
9
N06
Психоаналептики
3,0
3,2
Итого
40,5
39,9

 

Источник: Розничный Аудит ГЛС в РФ™, RMBC

Заключение Потребление лекарственных средств на душу населения через аптечную сеть выросло на 28% в рублевом эквиваленте (на 40% долларовом) по итогам I полугодия 2008г. При этом структура аптечного рынка страны осталась относительно стабильной, что подтверждается незначительными изменениями, наблюдаемыми в анализируемых рейтингах. Соотношение долей рецептурных и безрецептурных препаратов в аптечной рознице также осталось неизменным (52% и 48%, соответственно). На фоне роста продаж препарата для снижения веса Ксеникал и противодисбактериозного средства Линекс наблюдается заметное ослабление присутствия ферментного Мезим форте.


1Здесь и далее приросты указаны в рублях

Exit mobile version