Recipe.Ru

Патентная экспансия в России

В статье приведены результаты мониторинга патентов, опубликованных в 2005 г.

Основные тенденции

В последние годы происходит углубление тенденции, наметившейся с появлением в России рыночной экономики, — иностранные транснациональные фармфирмы проводят патентную экспансию на российском рынке. С одной стороны, это ущемляет торговые возможности отечественных компаний из-за блокирования аналогичных российских разработок патентами иностранных фирм и ведет к значительным финансовым потерям российского бизнеса, с другой стороны, существенно бьет по карману население, поскольку патентованные лекарства всегда были дороже дженериков. Большое число «дополнительных» патентов (на способ получения активного вещества или на лекарственные формы) приводит к тому, что даже по истечении срока действия первоначального патента вывести дженерик на рынок РФ не удается.

К сожалению, подобные способы «пролонгирования» патентной защиты не встречают сопротивления в государственных организациях, призванных следить за обращением товаров на внутреннем рынке. Иными словами, внятной государственной политики в сфере правовой охраны изобретений пока не наблюдается.

Хотя мировой фармрынок постоянно увеличивается в размерах, инновационных лекарственных веществ с каждым годом появляется все меньше. Это дестабилизирует некоторых фармацевтических производителей. Результат — процесс слияний и поглощений, ставший за последние годы основной тенденцией в мировой фармпромышленности, нарастает. При этом руководство транснациональных фармкомпаний пытается исправить положение с помощью двух рычагов. С одной стороны, развитие биотехнологических фирм, использующих методы генной инженерии. С другой стороны — закачивание денег в маркетинговые схемы, позволяющие увеличить объемы продаж существующих препаратов. Однако будущее биотехнологических разработок достаточно туманно. Другое дело — препараты, которые уже приносят прибыль. Здесь производители стараются различными способами отдалить срок окончания патентной защиты или какими-либо другими методами сохранить монополию или доминирующее положение на рынке.

В настоящее время можно наблюдать, что фармкомпании уделяют все больше внимания агрессивному маркетингу и все меньше — результатам собственных исследований. Патентная стратегия строится соответствующим образом.

Патентная ситуация в мире

Ситуацию, при которой отсутствует «патентная» конкуренция с зарубежными фирмами на фармрынке России, нельзя рассматривать в отрыве от положения в других отраслях промышленности и отношения государства к патентованию отечественных инноваций на мировых рынках.

Для анализа общей ситуации по всем отраслям можно воспользоваться данными Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которая ежегодно публикует статистическую информацию о количестве патентных заявок, поданных в рамках Договора о патентной кооперации. Эти данные могут служить индикатором технологического развития в различных странах.

Очередной отчет ВОИС, опубликованный 3 февраля 2006 г. (Press Release 436), анализирует итоги 2005 г. Некоторые данные представляют интерес для стратегов фармрынка и инвесторов. При постоянно возрастающем количестве международных заявок, сектор «фармация и парфюмерия» растет опережающими темпами – 7,7% по отношению к 2004 г. При этом большинство развитых стран демонстрирует стабильность или умеренный рост: США – 3,8%, Германия – 4,0%, Франция – 6,6%, Швейцария – 7,5%. Инновационный ветер с Востока гораздо сильнее: Япония – 24,3%, Ю.Корея – 33,6%, Китай – 43,7%. Российской Федерации похвалиться нечем — падение на 4% по сравнению с 2004 годом и на 17% по сравнению с 2000 г.

По количеству поданных в 2005 г. международных заявок (в секторе «медицина, фармация, косметология») можно выделить несколько лидирующих инноваторов.
Лидирующие по количеству поданных международных заявок инноваторы

THE PROCTER & GAMBLE COMPANY США 461 заявка
BAYER HEALTHCARE AG Германия 310 заявка
MEDTRONIC, INC. США 245 заявка
NOVARTIS AG Щвейцария 227 заявка
ASTRAZENECA AB Швеция 216 заявка
MERCK & CO., INC. США 189 заявка

Печально сознавать, что на мировом уровне инновационный потенциал только одной фирмы — «THE PROCTER & GAMBLE COMPANY» сопоставим с изобретательской деятельностью всей РФ. В 2005 г. резиденты России по всем отраслям промышленности (все формы собственности плюс физические лица) подали всего лишь 500 международных заявок.

Патентная ситуация в России

После проведенного анализа, который позволяет сделать вывод, что Россия еще не скоро займет лидирующие позиции в мировой экономике по разработкам новых продуктов, можно перейти к исследованию локального фармрынка.

Проведенный патентный поиск позволил систематизировать сведения о 855 новых фармацевтических патентах, официально опубликованных в бюллетене Патентного ведомства РФ в январе-декабре 2005 г. Для дальнейшего анализа патенты классифицировались по следующим категориям:

— ПРЕПАРАТЫ — фармпрепараты (композиции), отличительным признаком которых является качественный и количественный состав.

— СПОСОБЫ — технологии получения лекарственных препаратов или веществ, используемых в фармпромышленности.

ПРИМЕНЕНИЕ — изобретения, касающиеся использования ранее известных в фармации веществ по новым показаниям.

— СОЕДИНЕНИЯ — впервые синтезированные химические соединения, проявляющие биологическую активность или имеющие перспективы для применения в фармации.

— БИОТЕХНОЛОГИЯ — микроорганизмы, используемые для синтеза лекарственных соединений, получение мутаций, генная инженерия, векторы.

Иностранные компании активно патентуют новые соединения, проявляющие фармакологическую активность. Этот объект изобретения является наиболее выгодным с точки зрения патентного права, поскольку последующие патенты на лекарственные формы и новые способы получения активного соединения будут зависимы от первоначального патента на химическое соединение до тех пор, пока он будет действовать.

По сравнению с предыдущими годами имеет место явное усиление позиций иностранных фирм во всех категориях, это продолжение ранее наметившейся тенденции. В 2004 г. по количеству патентов, защищающих новое применение ранее известных лекарственных веществ, иностранцы опередили отечественных патентообладателей. В 2005 г. аналогичная судьба постигла категорию «способы получения лекарственных веществ».

В целом патентную ситуацию можно назвать достаточно стабильной. Наблюдается продолжение тенденций, наметившихся за последние годы. Количество охранных документов на впервые синтезированные вещества в период 1999-2005 гг. колеблется в районе 230-270 патентов в год (при увеличении инновационной активности как в мире, так и в России). С учетом возросшей капитализации крупнейших фармкомпаний, усилением позиций «дженериковых» фирм и увеличением объема фармрынка такие показатели свидетельствуют о стагнации фармисследований в области поиска новых биологически активных соединений.

Из всех фармацевтических патентов РФ, опубликованных в 2005 г., большинство — 62% принадлежат иностранным владельцам. С 1998-1999 гг. сохраняется тенденция по превосходству нерезидентов в количестве охранных документов. Причем доля иностранных владельцев патентов РФ из года в год увеличивается.

Распределение охранных документов, выданных иностранным владельцам, иллюстрируется на рисунке 2. В виде отдельного сектора диаграммы выделены страны, на долю которых приходится наибольшее количество патентов РФ (более 10 охранных документов, полученных за 2005 г.).

Существенных изменений в составе стран, лидирующих по количеству полученных патентов, не происходит. «Лидирующая тройка» — США, Германия, Япония остается без изменений много лет. Единственная неожиданность – появление в лидерах Украины. Подобная инноваторская активность наших соседей уже давно не наблюдалась.

Наряду с постоянными лидерами, в рейтинге «закрепились» «МЕРК ПАТЕНТ ГМБХ (Германия), АКЦО НОБЕЛЬ Н.В. (Нидерланды).

Анализируя данные официальных бюллетеней Патентного ведомства РФ, очень легко выявлять тенденции и строить графики. Безусловно, каждый выданный патент представляет собой инновацию, не важно «большую» или «маленькую». В связи с этим очень интересно проследить их дальнейшую судьбу на фармрынке.

Во времена СССР количество патентов, выданных фармацевтическим инноваторам, было несколько меньше, чем сейчас, но речь идет о цифрах одного порядка. Авторских свидетельств выдавалось гораздо больше, чем сейчас патентов. Однако приобрести «дефицитные новые» лекарства в аптеках было довольно проблематично.

При изучении рыночной ситуации в 2005 г. напрашивается неутешительный вывод – «дефицитных» лекарств практически нет, но вот с приобретением «новых» лекарств у населения возникают явные проблемы. Для этого достаточно взглянуть на Топ-20 торговых наименований ГЛС по объему аптечных продаж в России в 2005 г., приведенных в таблице 3 (данные DSM Group).

Топ-20 торговых наименований ГЛС по объему аптечных продаж в России в 2005 г

№ п/п

Торговое наименование
1 Виагра
2 Боярышник
3 Актовегин
4 Мезим форте
5 Энап
6 Витрум
7 Эссенциале
8 Но-шпа
9 Терафлю
10 Терпинкод
11 Пенталгин
12 Кавинтон
13 Ксеникал
14 Колдрекс
15 Линекс
16 Предуктал
17 Виферон
18 Простамол уно
19 Церебролизин
10 Дюфастон

Не надо быть патентным специалистом, чтобы понять – среди Топ-20 присутствуют от силы 2-3 патентованных ЛС. Остальные препараты достаточно давно существуют на рынке, многие имеют аналоги.

Выбор, который делает посетитель аптеки в России, наводит на размышления. В других странах на первых местах в рейтинге стоят ЛС, которые незаменимы при заболеваниях, создающих угрозу для жизни. У нас ситуация иная.

При всем уважении к разработке фирмы «Пфайзер», мне кажется, это лекарство не первой необходимости. Хотя, конечно, клиент всегда прав — и ему виднее, что надо лечить в первую очередь.

По препаратам боярышника претензий нет, можно только порадоваться за отечественных производителей. Прошлая зима была достаточно холодной, что вызывало некоторое беспокойство относительно урожая боярышника, но ничего, вроде обошлось.

Анализ остальных препаратов (за исключением одного) дает однозначный вывод – доминирующее положение на рынке достигается массированной рекламой и привязанностью потребителя к торговой марке.

В госпитальном сегменте рынка ситуация более вменяемая, хотя препаратов, которые находятся под защитой первоначального патента на химическое соединение, на верхних строчках рейтинга тоже немного.

Между тем в РФ зарегистрировано большинство недавно разработанных ЛС. При этом самые современные препараты занимают незначительную долю рынка. Скорее всего, на данный момент имеется несколько причин привязанности россиян к препаратам, разработанным в 70-х гг. прошлого века. Весьма существенными факторами являются недостаточные финансовые возможности потребителей и непринятие большинством населения «западных стандартов жизни».

Как известно, в 2005 г. (данные DSM Group) отечественный фармрынок показал небывалый рост — 35%, что позволило России подняться в мировом рейтинге на 12-ю позицию. Несмотря на это, можно говорить о сформировавшемся рынке «дефицитных» патентованных лекарств, «дефицитных» из-за отсутствия средств на их приобретение. В РФ дифференциация населения по денежным доходам гораздо выше, чем в западных странах, очень велики различия между регионами по уровню среднедушевых доходов, о размерах пенсии лучше просто промолчать.

Патентная монополия не должна бесконтрольно пролонгироваться, особенно в нашей стране. Между тем злоупотребление патентными правами в настоящее время довольно распространенное явление. Конечно, никто не призывает отменять патентную монополию, инновационный путь развития общества — единственно возможный на современном этапе. Это особенно актуально для фармпромышленности, которая является реальным сектором экономики и основывается на прикладных исследованиях.

Несомненно другое – отсутствие конкуренции в области патентования изобретений и поиска путей обхода многочисленных патентов, принадлежащих крупным фармфирмам, приводит к негативной ситуации на фармрынке. Рынок растет, а основной спрос сосредоточен в области недорогих препаратов с истекшим сроком патентной защиты.

По-видимому, дженериковым предприятиям необходимо проводить продуманную патентную политику, изначально агрессивную и конкурирующую с «юридическими изысками» западных патентоведов. Иначе, определенные успехи некоторых отечественных фармфирм, имеющие место на растущем рынке РФ могут оказаться временными.

Источник: Журнал "Ремедиум"№1

Exit mobile version