В последние годы все большее внимание мирового медицинского сообщества привлекают редкие или редчайшие болезни, причины и патогенез которых слабо изучены, а методы лечения мало разработаны.
К числу редких относят врожденные (наследственные) или приобретенные заболевания, частота которых не превышает определенной цифры, установленной законодательно. Например, в странах Европейского союза она составляет не более 5 случаев заболеваний на 10 000 пациентов. Так, в Европе число больных врожденной гипераммониемией (нарушение метаболизма мочевины) составляет 46 человек, болезнью Гунтера (мукополисахаридоз II) — 400 пациентов, а тяжелой формой детской эпилепсии (синдром Леннокса) — 65 000 человек.
К таким заболеваниям, названным "болезнями-сиротами", привлечено внимание медиков различных специальностей в связи с тенденцией к увеличению их числа, отсутствием своевременных методов диагностики и лечения и, что самое главное, их неизлечимостью. При этом ощутимо нежелание инновационных фармкомпаний вкладывать финансовые ресурсы в разработку лекарств, не имеющих в перспективе коммерческого успеха.
Впервые термин «орфанные» (сиротские) применительно к болезням и лекарствам был употреблен в США в 1983 г., когда был принят законодательный акт "Orphan Drug Act", определивший около 1600 известных заболеваний и синдромов и 300 лекарств, отнесенных к этой категории. В Японии в 1993 г. более 170 патологических состояний были определены как орфанные заболевания и примерно 100 – как возможные. Европейским парламентом введена в действие директива №141/2000, давшая определение болезням-сиротам и сиротским лекарствам и наметившая перспективы их изучения и лечения. Во исполнение Европейской директивы в апреле 2000 г. в Лондоне был создан Комитет по орфанным продуктам (COMP), который в срок до 90 дней должен рассматривать досье на представленное ЛС, а Европейская комиссия в 30-дневный срок должна принять решение о возможности его применения.
До февраля 2007 г. Европейской комиссией статус орфанных лекарств ("средства против редких заболеваний") был присвоен 450 препаратам, и это решение распространяется на 34 страны Евросоюза. В Европе число пациентов, страдающих редкими болезнями, составляет около 1,4 млн., причем лекарства-сироты применяются в 12% случаев у детей и почти в 60% — у детей и взрослых.
Сложность развития этого сектора клинической фармакологии обусловлена отсутствием разработанных подходов к изучению эффективности и безопасности применения лекарств при орфанных заболеваниях, т.к. традиционные подходы, применимые к крупномасштабным, хорошо спланированным клиническим исследованиям, в этих случаях неприемлемы.
Европейским медицинским агентством (EMEA) недавно был определен ряд компаний для разработки дизайна и проведения клинических исследований орфанных лекарств, а также выделен специальный бюджет для поддержки разработок в области лекарств-сирот, осуществляемых небольшими и средними фармкомпаниями.
В Германии предпринимаются попытки создать программу "Compassionate use" и сеть центров по концентрации редких больных и лекарств. Интерес к работе проявили 40 международных компаний и около 100 дочерних предприятий. В одной лишь Германии в проекте предполагается задействовать 86 000 сотрудников, из них 15 300 специалистов-разработчиков лекарств.
В настоящее время наибольшее число орфанных лекарств используют для лечения гемобластозов и рака у детей и взрослых, в т.ч. при наличии филадельфийской хромосомы, промиелоцитарные лейкемии, хронический миелолейкоз и тромбоцитемия; рак почки, надпочечников, пищевода, неходжкинская лимфома, семейный аденоматоз кишечника и т.д. На втором месте ряд наследственных заболеваний: акромегалия, болезнь Фабри, гипераммониемия, болезнь Гоше, Помпе, Вильсона, мукополисахаридоз I, II, IV типа, тирозинемия I типа. Третье место занимают тяжелые врожденные и наследственные заболевания центральной нервной системы: миоклоническая эпилепсия (синдром Драветса), эпилепсия Леннокса, катаплексия у взрослых с нарколепсией, хронический болевой синдром, резистентный к анальгетикам. И, наконец, неизлечимая до сих пор легочная гипертония, неминуемо приводящая к смерти, которая в Европе диагностирована у 95 000 пациентов. Для лечения первичной легочной гипертонии используют сегодня 4 лекарственных средства: бозентан, илопрост, силденафил (известный как виагра) и ситаксентан. Серьезной проблемой остается открытый артериальный проток (боталов проток), для закрытия которого ранее использовали индометацин, однако у недоношенных детей с массой тела менее 1000 г индометацин малоэффективен. Предлагают использовать ибупрофен (торговое наименование Педея, компания Оrphan Europe).
Однако, несмотря на внедрение орфанных лекарств, за последние 10 лет более 2000 граждан не получили адекватную помощь. В связи с этим в мире разработаны новые соединения: 6 препаратов для борьбы с раком и гемобластозами и столько же – для лечения тяжелых инфекций, по 4 препарата для терапии редкой патологии сердечно-сосудистой и нервной систем, а для помощи больным с заболеваниями почек, костей, легких и глаз, при патологии в родах и отравлениях — по одному новому препарату. Большая часть из них уже внедрена в клиническую практику.
В России обсуждение проблемы болезней-сирот и орфанных лекарств началось с внедрением системы ДЛО: появилась возможность определить количество больных и число необходимых ЛС, а также объемы поставок и финансирования. Последнее особенно важно, т.к. большинство больных нуждаются в лекарствах пожизненно.
Видимо, назрела необходимость создания Национальной междисциплинарной программы по редким заболеваниям, поскольку в России эта проблема имеет не только медицинское, но и социальное значение.
Источник: журнал "Ремедиум" №9 2007.