Recipe.Ru

Вопрос: Как ведется учет и контроль отходов класса А и Г в аптечных учреждениях? Нужно ли в аптечном учреждении вести журналы движения отходов? (Консультация эксперта, 2015)

Вопрос: Как ведется учет и контроль отходов класса А и Г в аптечных учреждениях? Нужно ли в аптечном учреждении вести журналы движения отходов?

Ответ: Согласно п. 8.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 учет и контроль движения отходов классов А, Г, Д осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно Таблице 1 пункта 2.1 вышеуказанных СанПиН лекарственные, диагностические и дезинфицирующие средства относятся к классу опасности «Г» (токсикологические опасные отходы I-IV классов опасности). Сюда относятся недоброкачественные, фальсифицированные и контрафактные лекарственные средства. Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 13.07.2015) определены основания и порядок уничтожения лекарственных средств (статья 59). Так, недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из обращения и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом, основанием для уничтожения лекарственных средств является решение владельца лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда. Названные лекарственные средства уничтожаются в соответствии с «Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 (в ред. от 04.09.2012). Исходя из требований перечисленных документов, для уничтожения лекарственных средств необходимо решение владельца лекарственных средств. Это может быть, к примеру, приказ об уничтожении лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда. Помимо этого аптечной организации необходимо заключить договор об уничтожении недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств с организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV класса опасности. Поскольку расходы, связанные с уничтожением лекарственных средств, возмещаются их владельцем (пункт 9 Правил), должны быть бухгалтерские документы, подтверждающие расходы. Организация, осуществляющая уничтожение лекарственных средств, составляет акт об уничтожении лекарственных средств. В соответствии с пунктом 13 Правил этот акт или его копия, заверенная в установленном порядке, в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется владельцем уничтоженных лекарственных средств в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения. Кроме медицинских отходов у фармацевтических организаций могут быть и твердые бытовые отходы, в том числе, отходы I-IV классов опасности, например, люминесцентные ртутьсодержащие лампы. При уничтожении таких отходов фармацевтическая организация должна руководствоваться Законом N 89-ФЗ. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 13.07.2015) право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Таким образом, для учета и контроля отходов класса А необходимо иметь один из упомянутых видов договоров на отчуждение отходов, документы, подтверждающие передачу отходов (согласно условиям договора) и бухгалтерские документы. В случае аренды помещения, возможно, что условие о вывозе бытовых отходов оговаривается в договоре аренды. В этом случае право собственности в неявном виде передается другому лицу (арендодателю, или организации, осуществляющей вывоз отходов), что может вызвать нарекания контролирующих органов. Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Составить проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может специалист-технолог, обладающий специальными знаниями в области обращения с отходами. Если в штате фармацевтической организации нет таких специалистов, организации придется обращаться к сторонним организациям, которые специализируются на услугах по экологической экспертизе (инвентаризации отходов) и составлению нормативов. Порядок разработки и утверждения лимитов, утвержден приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50. Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства. Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уполномоченные органы исполнительной только отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с Порядком представления и контроля отчетности утвержденным приказом Минприроды России от 16.02.2010 N 30. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год. Журнал движения отходов аптечной организацией не ведется. Требование об учете движения отходов распространяется лишь на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (пункт 1 статьи 19 Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ред. от 13.07.2015).

Юрисконсульт юридической
компании «Юнико-94»
Н.И.СТРЕЛКИНА
16.09.2015


Exit mobile version