Recipe.Ru

Вопрос: Аптека заключила договор с Управляющей компанией на вывоз твердых бытовых отходов. Нужно ли в договоре отдельно указывать классификацию мусора, и как происходит утилизация пищевых отходов, картона и прочее. Требуют контролирующие органы организовать в аптеке сбор мусора по классам отходов. (Консультация эксперта, 2014)

Вопрос: Аптека заключила договор с Управляющей компанией на вывоз твердых бытовых отходов. Нужно ли в договоре отдельно указывать классификацию мусора, и как происходит утилизация пищевых отходов, картона и прочее. Требуют контролирующие органы организовать в аптеке сбор мусора по классам отходов.

Ответ: Согласно статье 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.11.2013) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. В силу статьи 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 23.06.2014 г.) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются промышленные отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение этих отходов к конкретному классу опасности. С 1 августа 2014 года, с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности») юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы по типовой форме, утвержденной Постановлением. При составлении паспорта на отход I-IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями Постановления. В своих разъяснениях по вопросам паспортизации отходов от 03.10.2014 г. чиновники Росприроднадзора указали следующее: Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). Классификация отходов в ФККО выполнена по следующим классификационным признакам: происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода используются для кодирования происхождения отходов и их состава, девятый и десятый знаки кода — для кодирования агрегатного состояния и физической формы. Одиннадцатый знак показывает класс опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Для видов отходов значащая цифра «1» обозначает I класс опасности; «2» — II класс опасности; «3» — III класс; «4» — IV класс; «5» — V класс опасности отхода. Например, картриджи печатающих устройств с содержанием тонера 7% и более имеют по ФФКО III класс опасности отхода, отходы асбестовой бумаги — IV класс. Временному складированию отходов производства и потребления посвящен раздел III Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается, в частности, на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов. При этом пунктах 3.5 и 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусматривают разный порядок хранения для разных классов отходов. Так, в закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I-II классов опасности, должны быть предусмотрены пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II — в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III — в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV — навалом, насыпью, в виде гряд. Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировке, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Отметим, что Президиум ВАС РФ, рассматривая спор о правомерности привлечения организации к административной ответственности в ситуации, когда организация не сортировала мусор, ссылаясь, в частности, на указанный СанПиН, отметил, что нет оснований для ограничения субъектного состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами (Постановление от 12.07.2011 N 709/11). Таким образом, по нашему мнению, в договоре с управляющей компанией на вывоз твердых бытовых отходов, следует указать классификацию мусора и предоставить копии паспортов на опасные отходы, а также организовать в аптеке сбор мусора по классам опасности отходов.

Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
17.11.2014


Exit mobile version