Recipe.Ru

Решение коллегии Минздрава РФ «О медико-санитарном обеспечении работ, связанных с реализацией Федерального закона «Об уничтожении химического оружия», итогах и задачах» (протокол от 06.03.2001 N 5)

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

ПРОТОКОЛ

6 марта 2001 г.

N 5

О МЕДИКО — САНИТАРНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ», ИТОГАХ И ЗАДАЧАХ

С момента подписания Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Конвенция) и начала работ по выполнению Российской Федерацией международных обязательств по химическому разоружению Министерством здравоохранения Российской Федерации проделана значительная работа по медико — санитарному обеспечению этого процесса. В Российской Федерации подлежит уничтожению 40000 т боевых отравляющих веществ, которые хранятся на 7 объектах хранения в 6 субъектах Российской Федерации. В 2001 году планируется пуск в эксплуатацию первого технологического корпуса по уничтожению химического оружия (УХО) в п.г.т. Горный (Саратовская обл.), начаты работы по созданию объекта по УХО в г. Щучье (Курганская обл.). Указом Президента Российской Федерации от 24.03.95 N 314 и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 г. N 1627р на Минздрав России возложено медико — санитарное и научное медико — гигиеническое обеспечение работ по уничтожению химического оружия. К 2001 году проведена работа по подготовке нормативно — правовых и инструктивно — методических материалов по медико — санитарному обеспечению персонала объектов по уничтожению химического оружия. В частности, изданы 3 приказа Минздрава России и Федерального управления «Медбиоэкстрем», определяющие порядок организации медицинской помощи на объектах УХО; подготовлены и утверждены инструкции и пособия для врачей по клинике, диагностике, лечению, экспертизе трудоспособности при острых и хронических интоксикациях отравляющими веществами, по организации и проведению госсанэпиднадзора на объектах УХО; разработано 54 стандарта безопасности (ПДК, ПДУ, ОБУВ, АПВ), 31 из которых утвержден. В стадии завершения научно — исследовательские работы по созданию автоматизированного бинокулярного пупиллометрического комплекса для учреждений здравоохранения и автоматизированной системы «Гранат-3» для измерения активности холинэстеразы крови. Проводятся работы по созданию тест — системы для ранней диагностики поражений ипритом; экспериментальному обоснованию использования метода лазерной корреляционной спектроскопии для выявления минимальных доз ОВ и донозологических признаков интоксикаций. Специалистами НИИ токсикологии Минздрава России разработан новый профилактический антидот П-10М, применяемый при угрозе воздействия ФОВ, продолжаются работы по внедрению нового поколения антидотов (пеликсим и карбоксим). Федеральным управлением «Медбиоэкстрем» выдано 17 заключений госсанэпиднадзора на строительство объектов УХО в 5 регионах, проведена гигиеническая экспертиза проектной документации на строительство 2 объектов. В настоящее время постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены зоны защитных мероприятий (ЗЗМ) на 4 территориях, где расположены объекты хранения химического оружия (Саратовская, Курганская области и 2 зоны в Удмуртской Республике). Создание ЗЗМ позволяет более целенаправленно проводить мониторинг здоровья населения, контроль за окружающей средой, планировать развитие базы здравоохранения путем создания консультативно — диагностических центров и реконструкции лечебных учреждений, расположенных в них. В настоящее время Минздравом России утверждены медико — технические задания на создание консультативно — диагностических центров в 4 регионах, где определены ЗЗМ, подготовлены проекты методических указаний по организации работы этих центров. Федеральным управлением «Медбиоэкстрем» созданы 2 центра профпатологии (на базах МСЧ 40 и 144) и определены профильные НИИ по установлению связи заболеваний работников объектов УХО с условиями труда и ущерба, причиненного здоровью населения, проживающего в районах размещения объектов УХО. Проводилась работа по оснащению современным медицинским оборудованием здравпункта и ПСЛ ЦГСЭН первого объекта УХО (в п.г.т. Горный) и медсанчасти N 49, где будут получать медицинскую помощь работники объекта. С 1991 года проводится мониторинг здоровья населения и окружающей среды. Результаты данной работы не дают оснований считать, что наличие на территории в течение многих лет объектов по хранению химического оружия может рассматриваться как фактор, влияющий на медико — демографическую ситуацию в регионах. В 1999 и 2000 гг. результаты данных исследований были направлены для включения в доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию о ходе выполнения Конвенции. Институтом повышения квалификации Федерального управления «Медбиоэкстрем» совместно со специалистами НИИ гигиены, токсикологии и профпатологии, НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека и Российским Зеленым Крестом проведены выездные циклы по подготовке медицинских работников по данным вопросам во всех 7 регионах планируемого уничтожения ХО. Подготовку прошли 550 человек, из них 95 специалистов лечебного и гигиенического профилей учреждений территориального здравоохранения, Минобороны России и Федерального управления «Медбиоэкстрем». Проведены два выездных цикла обучения по программе оказания неотложной помощи при авариях в г.Щучье для среднего медицинского персонала и для служб ГО МЧС, пожарной службы и работников МВД (общее число слушателей — 106 чел.). Минздравом России совместно с Уполномоченным органом Российской Федерации по выполнению Конвенции (Росбоеприпасы) и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проведена работа по формированию политики в области охраны здоровья и безопасности. Выработанные принципы одобрены Конференцией государств — участников и утверждены как политика ОЗХО в области охраны здоровья и безопасности. С 1998 года ежегодно проводится 4-5 инспекций 03ХО объектов бывших производств химического оружия, в связи с чем Минздравом России проведен ряд организационных и практических мероприятий по медицинскому обеспечению международных инспекций. Совместно с Росбоеприпасами в октябре 2000 г. проведен международный семинар по реализации положений статьи Х Конвенции о запрещении химического оружия с докладами по вопросам организации и планирования медицинской помощи. Вопросы о реализации задач, возложенных на Минздравмедпром России и Федеральное управление «Медбиоэкстрем» по подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения, заслушивались на Коллегии 07.05.96 г. Из 12 пунктов решения Коллегии не выполнены 2: — по подготовке промышленных объектов Минздравмедпрома России к международным инспекциям (в связи с тем, что управление медицинской промышленности выведено из структуры Минздрава России); — по обеспечению Минздравом России, за счет централизованных поставок медицинского оборудования медсанчастям, научно — исследовательским институтам Федерального управления «Медбиоэкстрем», осуществляющих медико — санитарное сопровождение работ по УХО и учреждений здравоохранения в местах размещения объектов по уничтожению. Вместе с тем, в работе по медико — санитарному обеспечению работ по УХО имеется ряд проблем. Постоянно ощущается недостаточное финансирование работ как научно — исследовательских, так и по созданию поликлинических консультативно — диагностических центров для проведения обследования населения. По-прежнему, острой остается обеспеченность кадрами. Укомплектованность врачами ЦРБ в зоне защитных мероприятий неудовлетворительная, подготовка их часто недостаточная. До настоящего времени не решен вопрос об укомплектовании врачебными кадрами здравпункта на пусковом объекте УХО в п.г.т. Горный. Из-за недостатка квалифицированных специалистов мониторинг здоровья населения ЗЗМ в ряде случаев (Кировская обл.) проводится на низком уровне, что не дает возможности использовать в работе полученные данные. Крайне медленно идет работа по созданию поликлинических консультативно — диагностических центров для обследования граждан, проживающих в ЗЗМ. Отсутствие утвержденных Правительством зон защитных мероприятий в Пензенской, Брянской и Кировской обл. на неопределенное время откладывает работу по укреплению базы здравоохранения в этих регионах. Требуют решения вопросы планирования организации защиты и медицинской помощи населению ЗЗМ при аварийных ситуациях на объектах уничтожения (обеспечение антидотами, средствами защиты, пути эвакуации и т.д.), взаимодействия различных служб и ведомств. Заслушав и обсудив доклад руководителя Федерального управления «Медбиоэкстрем» В.Д. Ревы, КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Принять к сведению информацию об итогах деятельности подразделений Министерства здравоохранения Российской Федерации и руководителей органов здравоохранения субъектов Российской Федерации по медико — санитарному сопровождению работ по химическому разоружению. 2. Федеральному управлению «Медбиоэкстрем» (Рева В.Д.): 2.1. Принять меры по готовности лечебных учреждений и центров государственного санитарно — эпидемиологического надзора Федерального управления «Медбиоэкстрем» к пуску первого объекта по уничтожению химического оружия в п.г.т. Горный. Срок — III квартал 2001 г.
2.2. Завершить разработку инструктивно — методических документов по медицинскому и санитарно — эпидемиологическому обеспечению работ по уничтожению химического оружия. Срок — IV квартал 2001 г.
2.3. Обеспечить подготовку директивных материалов по реализации статей Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» согласно плану, утвержденному Правительством Российской Федерации. 2.4. Осуществлять предупредительный санитарно — эпидемиологический надзор за строительством объектов по уничтожению химического оружия в г.Щучье Курганской обл. и п.г.т. Горный Саратовской обл. и обеспечить контроль за организацией врачебных здравпунктов и промсанлабораторий ЦГСЭН на данных объектах. 2.5. Создать на базе учреждений Федерального управления «Медбиоэкстрем» клинико — токсикологические бригады, определить их организационную структуру и порядок финансирования. Срок — IV квартал 2001 г.
3. Департаменту Государственного санитарно — эпидемиологического надзора (Иванов С.И.): 3.1. Подготовить список необходимого аналитического оборудования для ЦГСЭН для осуществления государственного санитарно — эпидемиологического надзора за объектами окружающей природной среды в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия. Срок — II квартал 2001 г.
3.2. Закончить и утвердить список приоритетных загрязнителей, подлежащих обязательному инструментальному контролю центрами госсанэпиднадзора в местах расположения объектов по уничтожению химического оружия. Срок — II квартал 2001 г.
3.3. Усилить контроль за качеством проводимого мониторинга состояния внешней среды и здоровья населения в районах расположения объектов по хранению и уничтожению химического оружия. 4. Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Рогожников В.А.) совместно с Федеральным управлением «Медбиоэкстрем»(Рева В.Д.) взять под контроль организацию поликлинических консультативных диагностических центров обследования граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий. Срок — постоянно.
5. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.) совместно с органами управления здравоохранением Саратовской, Кировской, Курганской, Брянской, Пензенской областей, Удмуртской Республики обеспечить укомплектование центральных районных больниц медицинскими кадрами. Срок — к вводу объектов УХО в эксплуатацию. 6. Департаменту Государственного контроля и качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники (Хабриев Р.У.) совместно с НИИ токсикологии Минздрава России (Петров А.Н.) решить вопрос о выдаче разрешения на медицинское применение реактиватора холинэстеразы карбоксима. Срок — III квартал 2001 г.
7. Управлению организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями (Подгорбунских Н.И.): 7.1. Совместно с руководителями органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, где размещены объекты по хранению и уничтожению химического оружия, обеспечить оснащение за счет централизованных средств необходимым медицинским оборудованием ЦРБ и центры госсанэпиднадзора. 7.2. Совместно с Федеральным управлением «Медбиоэкстрем» (Рева В.Д.) оснастить необходимым оборудованием и автотранспортом создаваемые клинико — токсикологические бригады. 8. Всероссийскому центру медицины катастроф «Защита» (Гончаров С.Ф.), руководителям органов здравоохранения Саратовской, Кировской, Курганской, Брянской, Пензенской областей, Удмуртской Республики и Федеральному управлению «Медбиоэкстрем» разработать и представить на утверждение план взаимодействия по оказанию медико — санитарной помощи населению при чрезвычайных ситуациях на объектах по хранению и уничтожению химического оружия. Срок — III квартал 2001 г.
9. Координацию работ по вопросу медико — санитарного обеспечения химического разоружения возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Петрова Г.М. 10. Федеральному управлению «Медбиоэкстрем» (Рева В.Д.), Департаменту Госсанэпиднадзора (Иванов С.И.), Департаменту организации медицинской помощи населению и профилактики неинфекционных заболеваний (Рогожников В.А.), Всероссийскому центру медицины катастроф «Защита» (Гончаров С.Ф.) подготовить приказ о координации функций подразделений Минздрава России в области уничтожения химического оружия. Срок — III квартал 2001 г.
11. Просить Государственного заказчика — Российское Агентство по боеприпасам (Пак З.П.) ускорить решение проблемы обеспечения антидотами, средствами индивидуальной защиты, средствами контроля 0В в производственной и окружающей среде. 12. Контроль за выполнением настоящего решения Коллегии возложить на Первого заместителя Министра Онищенко Г.Г. и заместителя Министра Петрова Г.М.

Председательствующий на коллегии,
Первый заместитель Министра
здравоохранения Российской Федерации
А.И. ВЯЛКОВ

Секретарь коллегии
А.В.ВЕРЕМЕЕНКО


Exit mobile version