АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИКАЗ
29 января 1998 г.
N 22
О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ ДЕТСКИХ И АКУШЕРСКО — ГИНЕКОЛОГИЧЕСКИХ ЛЕЧЕБНО — ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ГИГИЕНИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ БЕРЕМЕННЫХ, МОЛОДЫХ МАТЕРЕЙ И СЕМЕЙ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА
Профилактическая работа — один из наиболее важных принципов деятельности детских и родовспомогательных ЛПУ, прямо или косвенно связанных с социальным и гигиеническим поведением обслуживаемого контингента населения. В целях предупреждения и снижения заболеваемости, смертности, улучшения качественных показателей здоровья матери и ребенка ГУЗАМО, МОНИАГ и МОНИКИ подготовили ряд региональных профилактических программ, направленных на планирование семьи, охрану материнства, организацию питания детей раннего возраста, физическое воспитание и оздоровление школьников. Необходимо отметить некоторую стабилизацию младенческой смертности в области и незначительное снижение количества абортов (на 2,9%). Активная массовая иммунизация против полиомиелита (99,2% детей от 3 мес. до 3 лет) и против дифтерии (95% детей декретированного возраста) показала высокую эффективность работы учреждений здравоохранения Московской области при проведении квалифицированной пропагандистской кампании через средства массовой информации. Вместе с тем, как показывает проверка приказов МЗ и МП РФ N 364 от 22.12.95 г. и ГУЗАМО N 27 от 17.04.96 г. «О мерах по развитию медицинской профилактики» выполнение их детскими и акушерско — гинекологическими учреждениями осуществляется не в полной мере и профилактические подходы к работе со стороны акушеров — гинекологов и педиатров, среднего медицинского персонала оставляют желать лучшего: они практически не участвуют в формировании навыков матери по уходу за ребенком до 3 лет.
Примечание.
Приказ Минздравмедпрома РФ от 22.12.1995 N 364 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 23.09.2003 N 455, которым утверждено Положение об организации деятельности республиканского, краевого, областного, окружного, городского центра медицинской профилактики.
В то же время, показатели здоровья и медицинского обслуживания женщин и детей, уровень их здоровья требуют активного вмешательства медперсонала в гигиеническое воспитание семьи. Так, в силу ряда социальных и медико — гигиенических причин, в том числе из-за саморазрушающего и рискованного поведения девушек, 25% из них страдают нарушением репродуктивной функции. Высокий уровень экстрагенитальной патологии женщин приводит к тому, что количество нормальных родов не превышает 44,8%. Более половины женщин «разучились рожать» из-за детренированности мышц, а в то же время акушеры — гинекологи перестали обращать внимание на физическую подготовку беременных к родам. Поступление беременных в срок до 12 недель под наблюдение женской консультации в городах Московской области снижается и составляет в 1996 г. 71,4%, по селу 65,9%, что говорит о недооценке женщинами роли своевременной диспансеризации и снижении доверия к врачу. Соотношение родов к абортам остается неблагоприятным: 1:2. Имеют место 7 случаев смертельных исходов от внебольничных абортов. При низком уровне рождаемости (7,05 в 1996 г.) и рождении в основном желанных в семье детей, все еще остается высокой младенческая смертность (15,6 на 1000 родившихся); 43,4% новорожденных умерли от заболеваний, возникших в перинатальном периоде. В структуре заболеваемости за 1996 г. преобладают заболевания органов дыхания, которые в 7,5 раз превышают детскую инфекционную заболеваемость. Менее половины детей вскармливаются грудью матери, а 60% их переводятся на искусственное вскармливание уже в 3-месячном возрасте. После полугода получает грудь только каждый 4-й малыш. У половины новорожденных не соблюдается режим дня, каждый 8-й ребенок не получает закаливающих процедур. Все это требует от акушерско — гинекологической и педиатрической служб целенаправленного проведения профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится обучение семьи гигиеническим навыкам. В то же время разъяснительная работа с родителями, с женщинами фертильного возраста, их медико — гигиеническое консультирование врачами ведется формально, без учета конкретных особенностей ребенка и актуальных задач здравоохранения региона. На местах не внедряются основные принципы успешного грудного вскармливания, принятые в 1989 г. ВОЗ/ЮНИСЕФ в Декларации «Охрана, поощрение и поддержка практики грудного вскармливания: особая роль родовспомогательных служб». Не во всех регионах области в составе детских поликлиник функционируют кабинеты здорового ребенка (КЗР). Работа же существующих КЗР, а также их оформление, материально — техническая база, кадры не соответствуют требованиям жизни и действующих приказов МЗ СССР N 60 от 19.01.83 г., МЗ и МП РФ N 364 от 22.12.95 г. и N 295 от 6.10.97 г.
Примечание.
Приказ Минздрава РФ от 06.10.1997 N 295 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 23.09.2003 N 455.
Дородовый и послеродовый патронаж проводится недостаточно эффективно, без учета обратной связи с семьей, не соблюдается своевременность, актуальность и поэтапность сообщения матери необходимых гигиенических сведений и навыков, особенно о значимости грудного вскармливания. В то же время навязчивое, никем не контролируемое рекламирование детского питания и предметов ухода за ребенком СМИ, не всегда отвечают современным требованиям медицины и дезориентирует выбор матерей, вызывая их растерянность и беспомощность. При этом, в силу социально обусловленных факторов и снижения числа родов, произошло сокращение объемов лечебной помощи, оказываемой акушерами — гинекологами и педиатрами. Тем не менее, несмотря на это обстоятельство гигиеническому обучению беременных женщин и матерей при детских и акушерско — гинекологических ЛПУ уделяется меньше внимания, чем в предыдущие годы. Исходя из вышеизложенного, в целях усиления профилактической направленности в работе службы и выполнения приказа МЗ и МП РФ N 295 от 06.10.97 г.
Примечание.
Приказ Минздрава РФ от 06.10.1997 N 295 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 23.09.2003 N 455.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Главным врачам РТМО, ЦРБ, ЦПБ:
1.1. Организовать вновь и восстановить закрытые КЗР при детских ЛПУ. Обеспечить их работу, учет и отчетность в соответствии с действующими приказами МЗ СССР N 60 от 19.01.83 г., МЗ МП РФ N 364 от 22.12.95, N 295 от 06.10.97, а также положением о кабинете медицинской профилактики, утвержденного первым зам. Министра МЗ и МП РФ Онищенко Г.Г. 22.04.97 (приложение N 1).
Примечание.
Приказ Минздрава РФ от 06.10.1997 N 295 утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава РФ от 23.09.2003 N 455.
1.2. Оборудовать КЗР согласно установленному перечню имущества, оснастить наглядной тематической агитацией (не менее 6 стендов) (приложение N 2). 1.3. Организовать гигиеническую подготовку беременных и матерей при женских консультациях, родильных домах и детских поликлиниках, обеспечивая этапность и преемственность в вопросах вскармливания по принципам декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ, а также закаливания, режима, воспитания здорового ребенка (приложение 3). 1.4. Обеспечить систематический дородовый (женская консультация) и послеродовый (детская поликлиника) патронажи беременных и матерей с обязательным проведением с ними собеседования по утвержденной тематике (приложение N 4). 1.5. Проведение профилактической работы, в том числе по гигиеническому образованию матери и медико — гигиеническому консультированию семьи считать неотъемлемой частью всей лечебно — профилактической деятельности акушеров — гинекологов, педиатров, патронажных акушерок и медсестер независимо от занимаемой должности, обязательно учитывать ее при проведении аккредитации ЛПУ, аттестации врачей — педиатров, акушеров — гинекологов, акушерок и детских патронажных медсестер. 2. Главному педиатру ГУЗАМО Захаровой Н.И., главному акушеру — гинекологу Гридчику А.Л. осуществлять систематическую выборочную проверку выполнения настоящего приказа на местах с заслушиванием главных врачей ТМО и районных специалистов на заседаниях коллегии, Совета по формированию ЗОЖ, Совета по профилактике инфекционных заболеваний при ГУЗАМО и др. 3. Главному врачу МОДЗ и МР Крошнину С.М., главному нештатному специалисту ГУЗАМО по медицинской профилактике Шарыгину Р.Х. оказывать методическую помощь ЛПУ при организации КЗР, а также в обеспечении их популярными и наглядными материалами в пределах бюджетных ассигнований. 4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления организации медицинской помощи детям и матерям ГУЗАМО Тамазян Г.В.
Начальник Главного Управления
здравоохранения администрации
Московской области
В.В.ЛЯБИН
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО:
Первым заместителем
Министра здравоохранения
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
22 апреля 1997 г.
ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ (КАБИНЕТОВ) МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Отделение меди- Кабинет медицинской цинской профи- профилактики, каби- лактики нет здорового ребенка Перечень лечебно-профилактических учреждений штаты зав. от- средний делением медицин- средний медицинский - врач ский ра- работник ботник 1 2 3 4
- Республиканские, краевые, об- ластные больницы с поликлини- ческими отделениями 1 1 —
- Республиканские, краевые, об- ластные диспансеры и больницы 1 1 —
- Городские диспансеры 1 1 —
- Поликлиники свыше 500 посещений 1 1 —
- Детские поликлиники свыше 200 посещений 1 1 —
- Поликлиники до 500 посещений — — 1
- Детские поликлиники до 200 по- сещений — — 1
Приложение N 2
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Н.Н.ВАГАНОВ
12 августа 1993 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. начальника Главного
управления по охране
материнства и детства
Минздрава РФ
Л.В.ГАВРИЛОВА
11 августа 1993 г.
ПЕРЕЧЕНЬ
ИМУЩЕСТВА ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ КЗР И ХОЛЛА ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ
В кабинете здорового ребенка должно быть предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста: 1. Стол пеленальный.
2. Весы медицинские, ростомер.
3. Стол для проведения массажа.
4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка. 5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери. 6. Стенд «Гигиеническая ванна».
7. Кукла с набором одежды для новорожденного. 8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни. 9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни. 10. Шкаф по вскармливанию и питанию детей первого года жизни. 11. Стенд по питанию детей 2-3 года жизни. 12. Стенд по массажу и гимнастике.
13. Стенд по закаливанию.
14. Один — два стенда с выставкой одежды 1, 2, 3 годов жизни. 15. Стенд показателя нервно — психического развития 2-3 года жизни. 16. Шкаф с выставкой игрушек для 1, 2, 3 годов жизни. 17. Игрушки для диагностики нервно — психического развития детей первых трех лет жизни — диагностические наборы с описанием методики диагностики. 18. Стенд по гигиене полости рта.
19. Стенд по устранению вредных привычек.
В оформлении холла при отделении должны быть шесть стендов по вопросам правильного воспитания ребенка в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев; с 3 до 6 месяцев; с 6 до 9 месяцев; с 9 до 12 месяцев; от 1 года до 2 лет; от 2 до 3 лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно — психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное детское учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок; стенд по срокам диспансеризации детей дошкольного возраста.
Приложение N 3
УТВЕРЖДАЮ
Начальник управления
организации медицинской
помощи матерям и детям
Г.В.ТАМАЗЯН
ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ В «ШКОЛЕ МАТЕРИНСТВА»
ПРИ ЖЕНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ, РОДДОМЕ, ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ
I этап — занятия в женской консультации (проводят врач акушер — гинеколог или опытная акушерка)
- Организация здорового образа жизни в I половине беременности.
- Организация здорового образа жизни во II половине беременности.
- Подготовка к родам.
- Значение грудного вскармливания, подготовка женщины к успешному кормлению грудью.
II этап — занятия в роддоме
- Гигиена женщины в послеродовом периоде (проводят врач акушер — гинеколог или опытная акушерка).
- Ребенок родился — особенности периода новорожденности. (проводят врач — неонатолог или опытная детская медсестра).
- Роль грудного вскармливания и правила кормления новорожденного (проводят врач — неонатолог или опытная детская медсестра).
- Уход за новорожденным ребенком в семье (проводят врач — неонатолог или опытная детская медсестра).
III этап — занятия в детской поликлинике (проводят участковый врач — педиатр и медсестра КЗР)
- Родителям о ребенке 1-3 месяцев жизни (вопросы режима, важности исключительно грудного вскармливания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, профилактических прививок, обязательной диспансеризации).
- Родителям о ребенке 4-6 месяцев жизни (те же вопросы), а также сроки введения докорма.
- Родителям о ребенке 7-9 месяцев жизни (те же вопросы, а также профилактика наиболее частых кишечных и острых респираторных заболеваний).
- Родителям о ребенке 10-12 месяцев жизни (те же вопросы, а также подготовка ребенка к поступлению в детское учреждение).
- Родителям о ребенке 2-го года жизни (те же вопросы, а также профилактика травматизма у детей).
- Родителям о ребенке 3-го года жизни (те же вопросы — режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, профилактических прививок, обязательной диспансеризации).
Приложение N 4
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель Министра
здравоохранения
Российской Федерации
Н.Н.ВАГАНОВ
12 августа 1993 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. начальника Главного
управления по охране
материнства и детства
Минздрава РФ
Л.В.ГАВРИЛОВА
11 августа 1993 г.
ТЕМАТИКА БЕСЕД УЧАСТКОВОЙ МЕДСЕСТРЫ С МАТЕРЯМИ ПРИ ПАТРОНАЖАХ С ЦЕЛЬЮ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
На первом месяце:
— правила гигиенического ухода за новорожденным — особенности исключительно грудного вскармливания; — особенности режима и питания кормящей женщины; — гигиенические процедуры, содержание предметов для купания, белья, стирка белья; — общение матери с ребенком;
— одежда ребенка в зависимости от времени года; — вредные привычки;
— предметы ухода за ребенком;
— роль отца в воспитании ребенка;
— занятия с ребенком;
— организация бодрствования;
— осмотр врачами — специалистами, профилактика рахита; — массаж, гимнастика.
От 1 месяца до 12 месяцев:
— роль витаминов и микроэлементов в питании кормящей женщины и ребенка; — профилактические прививки;
— особенности ухода, режима при вскармливании, воспитания ребенка 1-го, 2-го полугодия; — как приучить ребенка самостоятельно бодрствовать, засыпать, профилактика вредных привычек; — организация бодрствования;
— профилактика простудных заболеваний;
— повторный осмотр врачами — специалистами; — профилактика травматизма.
На 2-м и 3-м году жизни:
— 1 г. 3 мес. — значение выполнения режимных процессов в организации бодрствования; — 1 г. 6 мес. — вредные привычки у детей; — 1 г. 9 мес. — значение речевого общения у детей; — 2 г. — профилактика травматизма, как правильно чистить зубы; — 2 г. 6 мес. — значение игровой деятельности; — 3 г. — занятия с ребенком в семье, воспитание культурно — гигиенических навыков, физическое воспитание ребенка и закаливание, профилактика СПИДа; — профилактика травматизма.