ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 июля 1997 г.
N 53/18
О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Туберкулез в области как и в России становится угрожающей медико — социальной проблемой. За последние 5 лет показатели заболеваемости туберкулезом в области выросли среди взрослых, детей и подростков в 2 раза, среди работников фтизиатрической службы — в 5 раз, среди больных психическими заболеваниями — в 2,7 раза, а среди лиц, находящихся в подразделениях и учреждениях уголовно — исполнительной системы ГУВД области, — в 3 раза. Среди заболевших лица активного трудоспособного возраста (20-49 лет) составляют 65,2%. В структуре заболеваемости туберкулезом в 2 раза возросли тяжелые формы и составили 45,8% от общего количества больных. Число бацилловыделителей возросло в 2 раза, рецидивы — в 1,5 раза. Первичный выход на инвалидность увеличился в 1,8 раза, смертность — в 2,5 раза. В половине городов и районов основные эпидемиологические показатели по туберкулезу превышают среднеобластные, а на 8 территориях — выше среднеобластных в 1,5-2,5 раза (Егорьевский, Подольский, Орехово — Зуевский, Ступинский, Воскресенский, Лотошинский, Серебряно — Прудский районы и г. Рошаль). Проблема напряженной эпидситуации по туберкулезу в области обусловлена как изменившимися социально — экономическими условиями в стране, так и другими факторами. Ослаблено взаимодействие общей лечебной сети, центров Госсанэпиднадзора и фтизиатрической службы. Малоэффективна работа по выявлению, изоляции и лечению больных туберкулезом среди контингентов уголовно — исполнительной системы ГУВД области. Отсутствует система направления на обследование вынужденных переселенцев и других социально дезадаптированных лиц. В 1996 году снизилось обеспечение изолированным жильем лиц с бацилловыделением туберкулеза до 12,6% от нуждающихся (в 1991 г. — 46,4%). Проведение заключительной дезинфекции в очагах туберкулеза камерным способом составило 54,9% от потребности. Недостаточное оснащение диагностической техникой, неудовлетворительное обеспечение противотуберкулезными препаратами лечебных учреждений области, в том числе системы ГУВД, отрицательно влияют на объем и качество профилактических осмотров и эффективность лечения. Несмотря на усилия Главного управления здравоохранения и глав городов и районов, направленные на проведение капитальных ремонтов противотуберкулезных учреждений и приобретение диагностического оборудования, большинство туберкулезных учреждений в связи с аварийным состоянием подлежит закрытию из-за несоответствия требованиям санитарных норм и правил. Под угрозой закрытия находятся санатории «Зеленый бор» с базовой баклабораторией, «Спутник». Приостановлена эксплуатация санаториев «Глуховский» и «Солнышко». Обеспеченность туберкулезными койками в 2 раза ниже нормативных, при этом 2/3 из них выполняют межрайонные функции. Отсутствуют специализированные койки для лечения детей и подростков. Штаты сотрудников противотуберкулезных учреждений укомплектованы на 72,8%, из них 57,1% составляют лица пенсионного возраста. Падение престижа специальности фтизиатра, отсутствие социальной защиты медицинских работников противотуберкулезных учреждений, увеличение удельного роста асоциальных больных среди контингентов больных туберкулезом приводит к оттоку молодых специалистов. Обострению проблемы способствует и сокращение в течение последних десяти лет объема работы по профилактике и раннему выявлению туберкулеза. Охват профилактическими флюорографическими осмотрами сократился до 28,9% за счет неработающего населения, при сохранившемся уровне охвата декретированных контингентов (82,7% — 1996 г.). Вышеизложенное создает условия к расширению резервуара туберкулезной инфекции и высокой степени инфицированности населения. Потенциальную угрозу здоровью населения создает заболеваемость туберкулезом крупного рогатого скота. В 1994 году разработана Главным управлением здравоохранения и утверждена Администрацией Московской области целевая программа «Усиление борьбы с туберкулезом в Московской области» (далее — Программа). Стоимость Программы по здравоохранению без капвложений 9031,5 млн. руб., в том числе из областного бюджета 5276,2 млн. руб., из местного — 3755, 3 млн. руб. в ценах 1997 года. Финансирование начато в 1995 году.
Поставленные в Программе цели не достигнуты из-за дефицита финансирования. В 1995 году Программа профинансирована из областного бюджета на 16,8%, в 1996 году — на 20,3%, из местных бюджетов — соответственно на 10,7% и 47,2%. В 39 территориях области разработаны и утверждены территориальные программы по профилактике туберкулеза. В целях снижения напряженности и стабилизации эпидситуации по туберкулезу в Московской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информацию начальника Главного управления здравоохранения Администрации Московской области В.В. Лябина «О неотложных мерах по борьбе с туберкулезом в Московской области» и считать сложившуюся эпидситуацию по туберкулезу в Московской области неблагополучной и требующей неотложных мер по предупреждению распространения туберкулеза в Московской области. 2. Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.), Главному государственному санитарному врачу по Московской области (Коваленко Э.Б.) обеспечить организацию и проведение комплекса профилактических и лечебных мер по борьбе с туберкулезом, а также противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза в соответствии с действующими нормативными документами. 3. Комитету по экономике (Усков Е.И.), Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.), Комитету по финансам и налоговой политике (Дьяконова Л.А.): 3.1. Предусматривать при разработке прогнозов социально — экономического развития Московской области, а также областного бюджета на 1998 и последующие годы выделение средств Главному управлению здравоохранения для реализации целевой программы «Усиление борьбы с туберкулезом в Московской области». 3.2. Начиная с 1998 года ежегодно предусматривать при разработке проектов областного бюджета выделение средств Главному управлению здравоохранения для централизованной закупки основных химиопрепаратов для лечения больных в муниципальных противотуберкулезных учреждениях (отделениях), выполняющих межрайонные функции. 4. Комитету по экономике (Усков Е.И.), Министерству архитектуры и строительства (Петраков А.И.), Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.), Департаменту социальной защиты населения (Тишурова Л.С.), Комитету по финансам и налоговой политике (Дьяконова Л.А.) при формировании планов социально — экономического развития области начиная с 1998 года и в последующие годы определять объем и очередность целевого финансирования капитального строительства, ремонта и реконструкции противотуберкулезных учреждений. 5. Главному управлению внутренних дел (Куликов А.Н.) неукоснительно исполнять постановление Правительства Московской области N 48 от 27.12.96 в части реализации мер медицинского обслуживания осужденных, подследственных и лиц, содержащихся в подразделениях уголовно — исполнительной системы ГУВД Московской области, обеспечивая своевременную изоляцию осужденных с активными формами туберкулеза. 6. Главному управлению сельского хозяйства (Королев Ю.В.) обеспечить своевременное проведение полного комплекса мероприятий по выявлению больных туберкулезом сельскохозяйственных животных и птиц, оздоровлению животноводческих хозяйств всех форм собственности. 7. Департаменту по вопросам миграции населения при Администрации Московской области (Андропов С.Н.) при регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем направлять их на обследование с целью выявления заболевания туберкулезом в лечебно — профилактические учреждения по месту предполагаемого проживания. 8. Комитету по управлению имуществом Московской области (Левицкий Ю.И.), Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.) в срок до 01.10.97 изучить возможность использования находящихся в областной собственности объектов социально — культурного назначения под размещение в них противотуберкулезных учреждений. 9. Главам городов и районов:
9.1. Разработать и утвердить муниципальные целевые программы по профилактике туберкулеза, обратив особое внимание на укрепление материально — технической базы, раннее выявление туберкулеза, проведение комплекса профилактических мероприятий. 9.2. Начиная с 1998 года, при формировании муниципальных бюджетов здравоохранения включить в перечень защищенных статей расходов финансирование помощи, оказываемой в межрайонных противотуберкулезных учреждениях. 9.3. Принять меры по обеспечению отдельной жилплощадью больных активными формами туберкулеза (постановление Совета Министров СССР N 58 от 13.01.83). 9.4. Осуществлять финансирование муниципальных и областной целевых программ в соответствии с объемом, заявленным муниципальным органом управления здравоохранением. 10. Областному фармацевтическому управлению (Шелаева Т.И.): 10.1. Обеспечить ежегодное формирование областного заказа на противотуберкулезные препараты и его размещение среди оптовых поставщиков медикаментов, регулирование цен на льготное обеспечение противотуберкулезными препаратами. 10.2. Оказывать содействие в обеспечении подразделений УИС ГУВД лекарственными средствами, прежде всего противотуберкулезными, бактериологическими и иммунологическими препаратами и рентгенофлюорографической пленкой. 11. Руководителям областной и местной служб средств массовой информации регулярно освещать ход реализации Программы. 12. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы Администрации В.В. Лябина.
И.о. Губернатора
Московской области
В.В.СЕМАЕВ