Recipe.Ru

<Письмо> Роспотребнадзора от 23.06.2014 N 01/7043-14-32 «О результатах санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 2013 году»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 23 июня 2014 г. N 01/7043-14-32

О РЕЗУЛЬТАТАХ САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО КОНТРОЛЯ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013 ГОДУ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о результатах санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 2013 году, являющегося одним из приоритетных направлений деятельности по санитарной охране территории. Санитарно-карантинный контроль направлен на недопущение завоза и распространения на территории Российской Федерации инфекционных болезней, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, представляющих опасность для населения. В 2013 году был продолжен досмотр рейсов, прибывающих из стран, неблагополучных по опасным болезням, осуществлялся санитарно-карантинный контроль за возвращающимися с хаджа паломниками, также был продолжен радиационный контроль транспортных средств, грузов и лиц, прибывающих из Японии. По данным сводной формы отраслевого статистического наблюдения N 28-11 «Сведения о мероприятиях по санитарной охране территории Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом состоянии транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры» в 2013 году санитарно-карантинный контроль осуществлялся в 223 пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе — 55 в морских портах, 1 — в речном порту, 69 — в аэропортах, 29 — на железнодорожном транспорте, 61 — на автодорожных переходах и в 8 смешанных пунктах пропуска. Число досмотренных транспортных средств (по прибытии и убытии), в целом по Российской Федерации, имеет тенденцию к снижению, как и в прошлом году, и составило порядка 1 млн. единиц транспорта. Вместе с тем число досмотренных воздушных судов выросло на 11%. На 36% выросло общее количество досмотренных транспортных средств, прибывших из стран, неблагополучных по опасным болезням, в том числе на автодорожных переходах — в 1,8 раза, в аэропортах — на 16%. По сравнению с 2012 годом число досмотренных транспортных средств возросло в Курской области в 11 раз, в Брянской области — в 3 раза, в г. Москве — в 1,7 раза, в Псковской области — в 1,6 раза. При этом по сравнению с 2012 годом в Белгородской, Московской, Ульяновской, Амурской, Калининградской, Архангельской областях, Пермском, Ставропольском краях, ХМАО число досмотренных транспортных средств сократилось на 20-40%. В 2013 году общее число транспортных средств, пропуск которых через Государственную границу Российской Федерации был приостановлен (временно прекращен), снизилось от уровня 2012 года на 25%, а при прибытии в Российскую Федерацию — на 40%. В основном это произошло за счет железнодорожного и морского транспорта. Вместе с тем увеличилось число транспортных средств, пропуск которых был приостановлен по причинам несоблюдения условий транспортировки грузов, в воздушных, смешанных и автомобильных пунктах пропуска. Наибольшее количество транспортных средств, приостановленных при прибытии в Россию, отмечено в Брянской, Псковской и Ростовской областях. Основной задачей санитарно-карантинного контроля является выявление лиц с признаками инфекционных болезней в целях недопущения распространения опасных инфекционных болезней на территории Российской Федерации. Эпидемиологическая ситуация по опасным болезням в мире остается напряженной. В этой связи проводился санитарно-карантинный контроль за пассажирами и членами экипажей транспортных средств, прибывающими из стран, неблагополучных по инфекционным болезням. В целом по Российской Федерации на наличие признаков инфекционных болезней было досмотрено свыше 22,5 млн. человек. Наибольшее число лиц досмотрено на территории Брянской области (2,7 млн. чел.), города Санкт-Петербурга (2,6 млн. чел.), Белгородской области (1,6 млн. чел) и г. Москвы (1,5 млн. чел.). Зарегистрирован 1021 больной (лица с подозрением на инфекционные болезни) в 72 пунктах пропуска (29 воздушных, 18 автомобильных, 15 железнодорожных, 9 морских и 1 смешанный). Наибольшее число таких лиц выявлено на территории Забайкальского края — 289, г. Санкт-Петербурга — 163, Ростовской области — 111. В автомобильных пунктах пропуска выявлено 36% от числа всех выявленных больных и/или лиц с подозрением на инфекционные заболевания, воздушных — 34%, морских — 16%, железнодорожных — 13%. Лица с подозрением на инфекционные заболевания выявлялись на 9 участках Государственной границы Российской Федерации, на территории 35 субъектов Российской Федерации. Наибольшее число лиц выявлено на российско-китайском (297 человек) и на российско-украинском (178 человек) участках границы. Из числа прибывших с признаками инфекционных болезней диагноз был подтвержден в 174 случаях (17%), в том числе у 25 больных, снятых с железнодорожных составов, 126 больных — с воздушных судов, 21 — с морских судов, преимущественно с признаками острых респираторных инфекций. Из числа контактировавших с больными (подозрительными) инфекционными болезнями обследовано 6,25%, что выше уровня 2012 года на 40%. За 2013 год при санитарно-карантинном контроле было выявлено 259 человек с повышенным уровнем ионизирующего излучения на территории 11 субъектов Российской Федерации в 26 пунктах пропуска, из которых 11 автомобильных, 9 железнодорожных, 5 воздушных и 1 смешанный. При этом у 18 лиц были выявлены уровни ионизирующего излучения, требующие проведения мероприятий по радиационной безопасности, это железнодорожные пункты пропуска Выборг (13 человек), Успенская (4 человека) и Бусловская (1). В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации таможенным органам переданы полномочия по осуществлению документарного санитарно-карантинного контроля за грузами в специализированных пунктах пропуска. Санитарно-карантинный контроль в отношении подконтрольных грузов осуществляется специалистами санитарно-карантинных пунктов только после их направления представителями таможенных органов. В 2013 году, как и в предыдущем, продолжает прослеживается динамика снижения числа обследованных партий грузов при прибытии транспортных средств на территорию Российской Федерации. Так, общее число партий грузов, досмотренных в пунктах пропуска, в 2013 году снизилось от уровня 2012 года на 41%, это отмечается по всем видам транспорта. Среди общего объема досмотренных партий грузов преобладали грузы, перевозимые морскими судами — 89% и автомобильным транспортом — 8%. Наибольшее количество грузов досмотрено в Брянской области, Краснодарском и Приморском краях. Из общего числа досмотренных должностными лицами Роспотребнадзора партий грузов на долю товаров 1-11 групп Раздела II Единого перечня товаров пришлось 7%, остальные 93% досмотренных партий грузов — это товары, подлежащие СКК по системе управления рисками, а именно потенциально опасные химические и биологические вещества и предметы личной гигиены. Вместе с тем число партий подконтрольных товаров, ввоз которых был запрещен, в целом на российском участке внешней границы Таможенного союза в 1,6 раза меньше, чем в 2012 году. Так, доля пищевых продуктов, от общего числа всех приостановленных к ввозу, составила 35,6%, что в 1,3 раза меньше показателей 2012 года, также в 2013 году почти в 2 раза снизилось число опасных грузов, приостановленных к ввозу на территорию Российской Федерации. Доля досмотренных партий груза, ввоз которых был запрещен или временно приостановлен, снизилась с 1,02% в 2012 году до 0,45% в 2013 году. Наибольшее число грузов, запрещенных к ввозу в 2013 году, отмечено на воздушном транспорте (0,86% — 2012 год, 1,10% — 2013 год), а в 2012 году наибольшее количество запретов приходилось на железнодорожный транспорт (2,67%). Основной причиной, послужившей к запрещению ввоза грузов, являлось отсутствие или несоответствие сопроводительной документации (99,4% — 2012 год, 89,6% — 2013 год). Из-за нарушений условий перевозок приостановлен ввоз 1,6% грузов в 2013 году против 0,3% в 2012 году. В целом, мероприятия, проведенные управлениями Роспотребнадзора при осуществлении контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в 2013 году, позволили сохранить стабильную санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории страны. Вместе с тем при проведении ежегодных плановых проверок территориальных органов Роспотребнадзора по вопросу организации санитарной охраны территории (Мурманская, Новосибирская области, Республика Карелия) отмечается недостаточное техническое оснащение санитарно-карантинных пунктов, не планируется проведение ежегодных тренировочных учений в пунктах пропуска на случай выявления больных опасными инфекционными болезнями, а также проведение надзорных мероприятий в пунктах пропуска по соблюдению санитарного законодательства. Кроме того, требуется корректировка межведомственных планов по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В целях совершенствования мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, недопущения завоза и распространения инфекционных болезней, а также поступления на территорию Российской Федерации грузов, представляющих опасность для населения, предлагаю: 1. Обеспечить неукоснительное выполнение Постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 февраля 2014 года N 8 «Об усилении мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте 7 мая 2014 года N 32199) и от 26.09.2011 N 121 «Об обеспечении санитарно-карантинного контроля» (зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2011 N 22045). 2. Рассмотреть на заседаниях координационных советов пунктов пропуска вопросы о готовности пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации к проведению противоэпидемических мероприятий в случае выявления больных/подозрительных на инфекционные болезни. 3. При выявлении лиц с признаками инфекционных болезней обеспечить организацию и проведение в полном объеме комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных действующими нормативно-методическими документами. 4. Обеспечить материально-техническое оснащение санитарно-карантинных пунктов в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 27.08.2012 N 871 «О типовых требованиях к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». 5. При планировании контрольно-надзорной деятельности обеспечить в соответствии с СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации» осуществление специалистами санитарно-карантинных пунктов контроля в отношении санитарного состояния территории пункта пропуска и находящихся на ней объектов питьевого водоснабжения, объектов питания, обеспеченности общественными туалетами, системы удаления и обеззараживания отбросов, сточных вод, забракованных пищевых продуктов и других факторов риска для здоровья человека, а также проведением профилактической и по эпидемиологическим показаниям дезинфекции, дезинсекции, дератизации. 6. Обеспечить проведение контрольно-надзорных мероприятий за грузами при проведении санитарно-карантинного контроля в соответствии с действующим законодательством.

Руководитель
А.Ю.ПОПОВА


Exit mobile version