Recipe.Ru

<Письмо> Роспотребнадзора от 23.05.2016 N 01/6340-16-27 «Об эпидемиологической ситуации по кори в Российской Федерации в 2015 году»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО
от 23 мая 2016 г. N 01/6340-16-27

ОБ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ПО КОРИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2015 ГОДУ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что в последние годы по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается рост заболеваемости корью во многих странах мира. В 2015 году наиболее крупные вспышки кори зарегистрированы в Конго (30 тыс. случаев), Монголии (9,6 тыс. случаев), Высокая заболеваемость корью регистрировалась также в Украине, Грузии, Боснии, Германии, Италии, Китае, Колумбии, США. В 2015 году в Российской Федерации, после пика заболеваемости корью в 2014 году, отмечено существенное ее снижение. Всего в отчетном году зарегистрировано 843 случая заболевания корью (0,58 на 100 тыс. населения), что в 5,6 раз меньше, по сравнению с предыдущим годом (4711 и 3,3 на 100 тыс. населения). Сократилось и количество субъектов Российской Федерации, где были зарегистрированы случаи кори: с 77 в 2014 году до 47 в 2015 году. При этом 37,7% случаев кори выявлено на территории субъектов Центрального федерального округа, 21,1% — в Сибирском, 17,8% — в Северо-Кавказском, 10,2% — в Приволжском федеральных округах. В сравнении с предыдущими годами в 2015 году отмечено увеличение доли заболевших корью в субъектах Сибирского и существенное снижение заболеваемости в субъектах Южного федеральных округов. В 2015 году в 26 субъектах Российской Федерации выявлено 79 импортированных случаев кори (9,4% от всех зарегистрированных случаев кори) из 16 стран: Киргизии, Сербии, Казахстана, Грузии, Испании, Азербайджана, Белоруссии, Турции, Молдавии, Израиля, Армении, Узбекистана, Украины, Монголии, Черногории и Египта. В 76,7% случаев сформированные в результате импортирования очаги не имели вторичного распространения. Наиболее высокие показатели заболеваемости корью зарегистрированы в Алтайском крае (4,3 на 100 тыс. населения), в Республике Саха (Якутия) (3,7), Республике Северная Осетия-Алания (2,98), Чеченской Республике (2,6), в Ставропольском крае (2,5), г. Москве (1,9), Кабардино-Балкарской Республике (1,9) и Тюменской области (1,65). Помимо указанных территорий превышение среднефедерального уровня заболеваемости корью зарегистрировано в Московской, Астраханской, Самарской, Оренбургской областях, республиках Адыгея, Калмыкия, Башкортостан и Мордовия, Красноярском крае и Ханты-Мансийской автономном округе. Анализ распределения случаев кори по месяцам года показал, что в течение 4 месяцев (с февраля по май) заболеваемость находилась на стабильно высоком уровне (156-166 случаев), в этот период заболело 643 человека (76,5%), в июне число заболевших уменьшилось вдвое. Всего за 5 месяцев (с февраля по июнь) переболело 718 человек, что составило 85,4% от числа заболевших за год. В летне-осенние месяцы года число регистрируемых случаев кори резко сокращалось. По результатам генотипирования, проводимого Национальным референс-центром по надзору за корью и краснухой (на базе ФБУН МНИИЭ им. Г.Н.Габричевского), установлено, что в 2015 году также как в прошлом году большинство штаммов вирусов кори, выделенных на территории Российской Федерации, принадлежали к генотипу D8 (93%). Также были определены единичные штаммы генотипов HI (10) и ВЗ (1). Результаты генотипирования свидетельствуют о множественном повторном импортировании вируса кори как из стран СНГ, так и из дальнего зарубежья. Заболевания корью в 2015 году зарегистрированы во всех возрастных группах, соотношение доли заболевших детей и взрослых составило 39,1% и 60,9% соответственно. Наибольшая доля заболевших корью приходилась на лиц, не привитых против кори или не имевших сведений о прививках — 71,1%. Причем 45,9% всех заболевших корью из этой категории регистрировались на территориях, курируемых Московским региональным центром. Доля среди заболевших лиц, вакцинированных и ревакцинированных по данным анамнеза, в целом по стране практически не изменилась и в среднем в сумме составила 28,9%. Однако, наибольшее число заболевших, имевших прививки против кори, наблюдалось в регионах, курируемых Ростовским и Новосибирским региональными центрами. Обращает внимание, что на многих территориях продолжает увеличиваться число детей и взрослых, не привитых против кори из-за отказа от вакцинации, в том числе при проведении прививок по эпидпоказаниям, что является результатом низкой эффективности работы по пропаганде вакцинопрофилактики. Всего в 2015 году было зарегистрировано 463 очага кори, из них 371 (80,1%) не имели распространения, как и все последние 10 лет, что указывает на высокий уровень популяционного иммунитета у населения. Вторичное распространение кори наблюдалось в 92 очагах (19,9%), где пострадало 472 человека. В два раза снизилось среднее число заболевших в очаге: 5 чел. в текущем году против 11 в 2014 году, что свидетельствует о снижении интенсивности эпидемического процесса в результате увеличения иммунной прослойки населения после проведения подчищающих прививочных кампаний. В 2015 году эпидемический процесс по кори продолжали определять не привитые против кори лица из труднодоступных для иммунизации слоев населения (члены религиозных общин, конфессий, цыганское населения, мигранты), среди которых были зарегистрированы крупные групповые очаги. В 2015 году наиболее крупные очаги были зарегистрированы среди верующего населения в г. Москве (85 человек, в т.ч. 56 детей) и цыганского населения в Ставропольском крае (19 чел., в т.ч. 12 детей), Самарской области (7 чел., в т.ч. 6 детей). В 2015 году продолжали регистрироваться очаги кори в медицинских организациях в республиках Саха (Якутия) (2 очага, число заболевших в очагах 11 и 13 чел.), Башкортостан (1 очаг — 16 чел.), Алтайском крае (4 очага, 7, 10, 3 и 14 чел.), Оренбургской области (1 очаг, 9 чел.). Заболело корью 34 сотрудника медицинских организаций, в том числе 24 медицинских работника и 10 человек среди обслуживающего персонала (уборщицы, сантехники и пр.). Также групповые заболевания корью отмечались в Оренбургской области — среди сотрудников и учащихся гимназии (вовлечено 5 чел.), в Иркутской области — среди сотрудников ОАО «Международный аэропорт Иркутск» (5 чел.). В числе причин групповой заболеваемости остаются: поздняя диагностика заболеваний, некачественное проведение эпидрасследования, несвоевременное начало и неполный объем проводимых противоэпидемических мероприятий в очаге, сужение границ очага, в т.ч. неверное определение численности подлежащих иммунизации, отсутствие прививок у персонала, недостаточная разъяснительная работа с населением. Это свидетельствует о том, что меры по устранению причин возникновения и распространения заболеваемости корью в ряде субъектов недостаточны. Возникновение групповой заболеваемости на фоне высоких уровней охвата населения прививками (95% и более) свидетельствует о возможном недоучете непривитого населения или недостоверности представляемых отчетных данных. При эпидрасследовании очагов выявляется значительная когорта населения, не иммунного к кори. В отчетном году продолжилось выявление возможных случаев кори среди лиц с пятнисто-папулезной сыпью и лихорадкой («экзантемные» больные). При активном надзоре за корью в 2015 году обследовано 2877 пациентов, в результате выявлено 75 случаев кори, что составило 8,9% от общего числа зарегистрированных случаев заболевания. По результатам серомониторинга кори в индикаторных группах населения установлено, что и в 2014 году в среднем по стране доля серонегативных результатов среди обследованных детей 3-4 лет составила 5,0%, школьников 9-10 лет — 6,8%. Среди обследованных подростков 16-17 лет доля серонегативных была чуть выше — 12,4%. В возрастной группе взрослых 25-29 лет процент серонегативных лиц составил в целом по стране 11,7%. Следует отметить, что не на всех территориях страны подбор возрастной группы для обследования осуществлялся в соответствии с действующими методическими указаниями. В группе 30-35 лет отмечается самое низкое число серонегативных к кори лиц -4,3%. В ряде субъектов Российской Федерации отмечено превышение среднероссийских показателей (% серонегативных) в отдельных индикаторных группах. Так, в возрастной группе 3-4 года показатель превышен в Смоленской области (29%); в возрастной группе 9-10 лет: в Карачаево-Черкесской Республике(24,01%); в группе 16-17 лет: в Карачаево-Черкесской (35,3%) и Чувашской (32%) республиках, г. Москва (32,8)%, Смоленской (33%), Мурманской (32,4%) областях, Ставропольском (39,0%), Краснодарском (25,6%), Хабаровском (24,2%), Приморском (23%) краях; среди лиц 25-29 лет: в г. Москва (23,2%), Карачаево-Черкесской (34,6%) и Чувашской (26%) республиках, Смоленской (33%) и Амурской (28%) областях; среди лиц 30-35 лет: в Пермском крае (29,5%), Кировской области (22,9%). Обращает внимание факт, что в Смоленской области и Карачаево-Черкесской Республике практически во всех возрастных группах выявляются до 40% серонегативных лиц. По результатам серомониторинга противокоревого иммунитета в группе медицинских работников в 2014 году показатель составили 7,2% (2013г. — 5,4%). Превышение среднероссийского показателя доли серонегативных лиц по кори отмечено в Нижегородской (12,1%) и Костромской (8,2%) областях. По итогам 2015 года против кори суммарно (в соответствии с планом и по эпидпоказаниям) привито более 4,8 млн. чел., в т.ч. 3,5 млн. детей. Не в полном объеме выполнен план вакцинации взрослого населения против кори в Курганской области (31,6%) и Республике Крым (84,2%), план ревакцинации — во Владимирской области (88,7%), планы по вакцинации и ревакцинации — в Приморском крае (84,2% и 88,5% соответственно). В ряде субъектов Российской Федерации отмечается перевыполнение плана иммунизации на 30% и более: в Республиках Дагестан, Бурятия, Тыва, Московской, Ивановской, Калужской, Липецкой, Сахалинской областях и Ханты-Мансийском автономном округе, что свидетельствует о некорректности в планирования или отчетности. Анализ отчетной формы 6 «Сведения о контингентах детей и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний» (далее — ф. 6) показал, что уровни охвата профилактическими прививками против кори декретированных контингентов населения в целом по стране высокие: на 01.01.2016 охват прививками против кори детей в 1 год составил 97,9% (ниже 95% — в Чеченской республике). Охват ревакцинацией против кори детей в 6 лет составил 97,3%; охват взрослого населения (18-35 лет) вакцинацией против кори — около 98,4%. В 2015 году Роспотребнадзором в Министерство здравоохранения Российской Федерации направлены предложения о пролонгации прививочного возраста до 55 лет в рамках национального календаря профилактических прививок в отношении профессиональных и социальных групп риска (работников медицинских и образовательных организаций, работников торговли, транспорта, коммунальных объектов, социальных работников и мигрантов). В настоящее время этот вопрос рассматривается в Минздраве России. Такая мера позволит предупредить возникновение и распространение инфекции, прежде всего, в организованных коллективах детей и взрослых. Исходя из задач Европейского региона, Роспотребнадзором подготовлена и совместно с Минздравом России утверждена (в декабре 2015 г.) новая национальная Программа «Элиминация кори и краснухи в Российской Федерации» (2016-2020 гг.) (далее — национальная Программа) и план по ее реализации, основной задачей которых является достижение достоверно высокого уровня охвата населения прививками живой коревой и краснушной вакцинами. Глобализация торговли, рост миграционных потоков, туристический бизнес, активизация взаимодействия на международном уровне способствуют увеличению рисков распространения существующих инфекций, в том числе кори. Учитывая осложнение эпидемиологической ситуации по кори в мире и перенос сроков верификации элиминации кори, краснухи с 2015 на более поздние сроки возрастает важность работы в этом направлении со странами ближнего и дальнего зарубежья. Данный вопрос был включен в повестку саммита БРИКС, который состоялся в июне 2015 года. Успех реализации Программы ликвидации кори и краснухи в Российской Федерации во многом зависит от прогресса в противодействии кори в соседних странах, в особенности в регионе Содружества Независимых государств (далее — СНГ). В связи с этим Российская Федерация последовательно проводит политику по оказанию технического и организационного содействия странам СНГ в реализации национальных программ по ликвидации этого заболевания. В течение 2-х лет Роспотребнадзором осуществлялась работа, направленная на повышение потенциала стран СНГ в борьбе с корью и краснухой (в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N 523-р). Реципиентами данной программы стали 7 стран СНГ (республики Беларусь, Армения, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан и Казахстан). За 2014-2015 годы Роспотребнадзором поставлено лабораторное оборудование для диагностики методами ИФА, ПЦР, секвенирования и вирусологических исследований, проведено: совещание с участием Главных государственных санитарных врачей государств-участников СНГ, 7 обучающих семинаров по вопросам достижения целей элиминации и лабораторной диагностики кори и краснухи и 4 региональных совещания по вопросам эпиднадзора за корью и краснухой, на которых обучено более 50 специалистов стран СНГ. Эту работу планируется продолжить в ближайшей перспективе. На основании изложенного выше и в целях совершенствования работы по профилактике кори и краснухи в субъектах Российской Федерации предлагаю: 1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФБУЗ — центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья: 1.1. Обеспечить реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных национальной Программой и планом по ее реализации. 1.2. Разработать региональные программы и планы. 1.3. Провести анализ организации работы по профилактике кори в субъекте Российской Федерации, с оценкой ее эффективности, уделив особое внимание организации и проведению иммунопрофилактики кори, в том числе в группах риска, достоверности отчетности о выполненных прививках, полноте и своевременности проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах кори. 1.4. С учетом результатов анализа разработать комплекс дополнительных профилактических мероприятий, направленных на стабилизацию эпидситуации, в том числе: 1.4.1. Обеспечить корректировку планов профилактических прививок против кори, включая организацию дополнительной (подчищающей иммунизации) отдельных наиболее поражаемых и не защищенных (по данным серологического мониторинга) возрастных, профессиональных и социальных групп населения; 1.4.2. Организовать выборочные исследования напряженности иммунитета к коревой инфекции у медицинских работников, студентов медицинских учебных заведений, ранее привитых или переболевших корью (по данным медицинской документации), с последующей иммунизацией не иммунных лиц. 1.5. Принять меры по достижению и поддержанию регламентируемых (не менее 95%) уровней охватов населения (детей и взрослых) профилактическими прививками против кори в декретированных возрастах в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, по обеспечению достоверности их учета. 1.6. В целях улучшения диагностики кори обеспечить проведение регулярной переподготовки сотрудников медицинских организаций по вопросам клиники, диагностики и профилактики кори с обязательной проверкой уровня знаний по ее итогам. 1.7. Обеспечить проведение:
1.7.1. Своевременных и в полном объеме противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах коревой инфекции с последующей оценкой их эффективности; 1.7.2. Серологического мониторинга за напряженностью коллективного иммунитета к кори и краснухе в индикаторных группах населения. 1.8. Принять меры по:
1.8.1. Активизации плановой разъяснительной работы с населением, а также с религиозными конфессиями, диаспорами, профессиональными объединениями и ассоциациями по вопросам пропаганды приверженности различных групп граждан к вакцинации против кори; 1.8.2. Организации межведомственного взаимодействия по вопросам проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий против кори среди мигрантов, в том числе нелегальных, и других труднодоступных контингентов (религиозных, кочующих групп населения и др.), при необходимости вынести указанные вопросы на заседание СПЭК. 1.9. Обеспечить своевременную доставку и качество образцов сывороток крови от больных корью и краснухой, направляемых в региональные центры по надзору за корью и краснухой. 2. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья рекомендовать: 2.1. Взять на контроль организацию и проведение иммунизации детей, имеющих временные и длительные медицинские отводы от профилактических прививок против кори, а также своевременность их пересмотра. 2.2. Проведение иммунизации против кори работников медицинских организаций, привитых однократно и не привитых, — без ограничения по возрасту, а также мигрантов, кочующих и других труднодоступных групп населения. 2.3. Совместно с территориальными органами Роспотребнадзора организовать систематическое заслушивание руководителей муниципальных органов здравоохранения и лечебно-профилактических организаций о состоянии работы по иммунопрофилактике населения и медицинских работников. 2.4. Принять меры по обеспечению соблюдения санитарно-противоэпидемического режима в медицинских организациях, своевременному проведению противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекции в соответствии с требованиями санитарных правил. При госпитализации пациентов в стационар учитывать их прививочный статус по кори. 3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации: 3.1. Усилить контроль за:
3.1.1. Планированием работы по вакцинопрофилактике кори в субъектах Российской Федерации и достоверности представляемых отчетных данных о выполненных профилактических прививках; 3.1.2. Соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины; 3.1.3. Организацией противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах инфекции. 3.2. Обеспечить проведение качественного эпидемиологического расследования очагов кори с установлением источников инфекции. 4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Московской, Ивановской, Калужской, Липецкой, Сахалинской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу совместно с органами управления здравоохранением провести анализ причин расхождения отчетных форм (ф. 6) и планов профилактических прививок против кори на 2015г., принять меры по их корректировке. 5. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Смоленской области и Карачаево-Черкесской Республике провести анализ причин высокого процента серонегативных лиц к кори. 6. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования рекомендовать осуществлять контроль за достоверностью представляемых сведений о профилактических прививках подростков при формировании новых коллективов средних и высших учебных организаций (колледжи, ВУЗы и др.), при необходимости проводить серологическое обследование студентов на напряженность иммунитета к кори. 7. Директору ФБУН «Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии» им. Г.Н.Габричевского Роспотребнадзора (В.А.Алешкин): 7.1. Продолжить проведение углубленного анализа эпидемиологической ситуации по кори для своевременной корректировки комплекса противоэпидемических и профилактических мероприятий в субъектах Российской Федерации. 7.2. Обеспечить оказание консультативной и методической помощи органам и учреждениям Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.

Руководитель
А.Ю.ПОПОВА


Exit mobile version