ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 15 июня 2015 г. N 01/6700-15-27
О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ СВОБОДНОГО ОТ ПОЛИОМИЕЛИТА СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2014 Г. И ПРОГНОЗЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЭВИ НА 2015 Г.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в 2014 г. в 9 странах мира зарегистрировано 359 случаев полиомиелита (в 2013 г. — 416 сл. в 8 странах). Наибольшее число случаев (340) выявлено в эндемичных по полиомиелиту странах (Афганистан, Пакистан, Нигерия), из них 85% (306 сл.) зарегистрировано на территории Пакистана. В не эндемичных странах (Сомали, Камерун, Экваториальная Гвинея, Ирак, Сирийская Арабская Республика, Эфиопия) выявлено 19 случаев полиомиелита (5,3%). Кроме того, в начале 2014 года продолжалось выделение дикого полиовируса из объектов окружающей среды на территории Израиля, Западного берега реки Иордан и Газы, Нигерии. 5 мая 2014 г. ВОЗ объявила международное распространение дикого полиовируса чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, представляющей международное значение, и выпустила для стран временные рекомендации. В текущем году по состоянию на 3 июня 2015 г. зарегистрировано 24 случая полиомиелита в Пакистане и 2 случая в Афганистане. По прогнозам на 2015 год, принимая во внимание сохраняющуюся передачу вируса в Пакистане, ухудшение условий иммунизации в Сирийской Арабской Республике и Ираке в связи с военным конфликтом, существует риск повторного возникновения инфекции в странах Ближнего Востока. Вместе с тем, в целом Стратегическая консультативная группа экспертов по иммунизации, созданная ВОЗ, отмечает существенный прогресс в достижении целей глобальной инициативы ликвидации полиомиелита в мире, результатом которого явилось искоренение с 1999 г. во всех странах мира дикого полиовируса типа 2. Работа по сбору документального подтверждения странами этого факта проводится ВОЗ в настоящее время в целях дальнейшего координируемого изъятия в апреле 2016 г. из пероральных полиовакцин, применяющихся в программах иммунизации, компонента полиовируса типа 2. Одновременно ВОЗ призвала все страны до этого срока включить в национальные программы иммунизации хотя бы одну дозу инактивированной полиовакцины и разработать национальные планы по переходу на бивалентную оральную полиовакцину. В Российской Федерации все необходимые подготовительные мероприятия осуществляются. В соответствии с Национальным планом действий по поддержанию статуса страны, свободной от полиомиелита, реализуется полный комплекс мероприятий, в том числе по организации эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (ОВП). В 2014 году специалистами Роспотребнадзора, Координационного центра профилактики полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции Роспотребнадзора, региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП были проведены плановые проверки выполнения мероприятий по профилактике полиомиелита и энтеровирусной инфекции в 2 субъектах Российской Федерации (Орловской и Кемеровской областях). По результатам проверок выявлены недостатки в организации лабораторных обследований лиц с клиникой, характерной для энтеровирусной инфекции; отмечен неполный объем работы по выявлению и обследованию детей на полио- и энтеровирусы из групп риска; недостаточное оснащение термоиндикаторами холодильного оборудования для хранения вакцин. Проведена внеплановая проверка выполнения мероприятий по профилактике полиомиелита и энтеровирусной инфекции в Самарской области, где у организованного ребенка был выделен вакцинородственный вирус полиомиелита. В течение 2014 года подготовлено и направлено в субъекты 12 информационных и аналитических писем по различным аспектам деятельности в сфере профилактики полиомиелита. Подготовлена и представлена в Европейскую региональную комиссию по сертификации ликвидации полиомиелита обновленная документация для подтверждения статуса Российской Федерации, свободной от полиомиелита. Вопросы реализации мероприятий по эпидемиологическому надзору и профилактике полиомиелита в Российской Федерации обсуждены на Четвертом совещании глав служб государств-членов ШОС, отвечающих за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. В 2014 г. в соответствии с Национальным планом действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015 гг., приказом Роспотребнадзора от 12.08.2014 N 846 Республика Крым и г. Севастополь включены в состав территорий, курируемых Московским региональным центром эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами. Данные субъекты России в течение года проводили все необходимые мероприятия по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта страны. Для специалистов Республики Крым организованы и проведены семинары по клинике, эпидемиологии и профилактике энтеровирусной инфекции, а также по организации иммунопрофилактики населения. В последние годы в целом по России основные качественные показатели эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП (своевременность выявления случаев и проведения эпидемиологического расследования, адекватность отбора проб и полнота вирусологических исследований, своевременность доставки материала в лаборатории, качество проб и др.) соответствуют требованиям нормативных и методических документов. По данным оперативной информации в 2014 г. зарегистрировано 411 случаев ОВП. По результатам экспертной оценки Комиссией по диагностике полиомиелита и острых вялых параличей окончательный диагноз подтвержден в 345 случаях. Показатель заболеваемости составил 1,55 на 100 тыс. детей до 15 лет (2013 г. — 1,67), что соответствует регламентированному ВОЗ (не менее 1,0 на 100 тыс. детского населения). Случаи ОВП по окончательным диагнозам распределились следующим образом: полирадикулонейропатии (включая синдром Гиейна-Барре) — 41,4%, мононейропатии, в т.ч. травматические — 31%; поперечные миелиты — 9,9%, опухоли спинного мозга — 2,3%; другой диагноз — 13,9% (параличи неизвестной этиологии, другие неспецифические неврологические заболевания), вакциноассоциированный полиомиелит — 1,44%. В 30 субъектах Российской Федерации выявлены 57 «горячих» (приоритетных) случаев ОВП, количество которых по сравнению с 2013 г. снизилось на 9,5% (63 случая в 37 субъектах страны в 2013 г.). Данные случаи зарегистрированы у детей с неизвестным прививочным анамнезом и получивших менее 3-х доз полиовакцины. Не зарегистрированы случаи ОВП («молчащие территории») в 3 субъектах Российской Федерации: Республике Ингушетия (расчетное ожидаемое количество случаев — 1), Чеченской Республике (расчетное ожидаемое количество случаев — 4), Камчатском крае (расчетное число 1 случай в 2 года, в 2013 г. и 2014 г. случаев ОВП по окончательным диагнозам зарегистрировано не было). С 5-ти (2013 г.) до 9-ти (2014 г.) увеличилось количество субъектов, где не достигнут индикаторный показатель по заболеваемости ОВП: в Московской, Тверской, Ярославской, Воронежской, Самарской, Челябинской, Томской, Кемеровской областях и в Чувашской Республике, причем, в Кемеровской области данная тенденция сохраняется на протяжении ряда лет. Показатель своевременности выявления больных ПОЛИО/ОВП (в первые 7 дней с момента развития ОВП) составил 88,6% (364 случая), а в 2013 г. — 88,7% (406 случаев). Позднее выявление больных ОВП имело место в 17 субъектах Российской Федерации — так же, как и в 2013 г. Основной причиной позднего выявления и регистрации случаев ОВП являлось несвоевременное обращение родителей за медицинской помощью. Кроме того, к пропуску случаев ОВП, в том числе вакциноассоциированного полиомиелита (ВАПП), приводила недостаточная настороженность и информированность медицинских работников в отношении синдрома ОВП. В 2014 г. пропущенные случаи ОВП выявлялись в Чеченской, Кабардино-Балкарской республиках, Республике Дагестан и в Тульской области. Своевременно эпидемиологическое расследование случаев ОВП в целом по стране проведено в 96,4% случаев (2013 г. — 95,9%), что соответствует нормативному показателю (90%). Данный показатель не достигнут в 10 субъектах страны: в Московской, Саратовской, Свердловской, Тюменской областях, республиках Мордовия, Татарстан, Северная Осетия (Алания), Алтай, Тыва, Пермском крае. Показатель адекватно обследованных больных ОВП в 2014 г. в целом по Российской Федерации составил 95,6% (на уровне 2013 г.), превысив нормативный показатель на 15,9%. В 4 субъектах страны регламентированный показатель не достигнут (в г. Москве, Пермском, Забайкальском краях, Магаданской области). В 2014 г. в Российской Федерации выявлено 5 случаев ВАПП в 5-ти субъектах страны (2013 г. — 6 случаев), в том числе 1 случай — в доме ребенка с выделением вакцинородственного вируса полиомиелита. У контактных с недавно привитыми ОПВ зарегистрировано 3 случая ВАПП, у реципиентов ОПВ — 2 случая. Подробная информация о случаях ВАПП направлена в субъекты Российской Федерации письмом от 14.04.2015 N 01/3980-15-32. За 4 месяца 2015 г. случаев ВАПП и подозрений на это заболевание на территории Российской Федерации не выявлено. Вакцинация против полиомиелита остается основным профилактическим мероприятием в борьбе с этой инфекцией. В 2014 г. показатель своевременности вакцинации детей против полиомиелита в возрасте 12 мес. составил в среднем по стране 96,8%, ревакцинации в возрасте 24 мес. — 95,6%, ревакцинации в 14 лет — 97,9%. Показатель своевременности не достигнут в ряде территорий: в возрасте 12 мес. — в 2 субъектах (в Чеченской республике — 94,9% и Ненецком автономном округе — 94,2%), в возрасте 24 мес. — в Ненецком автономном округе (93,6%), в возрасте 14 лет — в 3 субъектах (Тверской области — 94,8%, Новосибирской области — 94,7%, Чеченской Республике — 94,3%). При этом дополнительная иммунизация детей против полиомиелита проводилась только в Новосибирской области. Кампания дополнительной иммунизации проводилась в 13 субъектах Российской Федерации на территориях и в учреждениях, где не были достигнуты нормативные показатели своевременности охвата вакцинацией (95%), суммарно было привито против полиомиелита 10916 детей. В течение года привито более 17 тыс. детей из групп риска, в том числе из семей беженцев и вынужденных переселенцев (в частности прибывших на территорию России из Украины) — более 12 тыс., кочующих групп населения — 1,6 тыс., прибывших из эндемичных (неблагополучных) по полиомиелиту стран (территорий) — 0,8 тыс., не имеющих сведений о профилактических прививках — 1,5 тыс. детей. Несмотря на сохраняющиеся высокие уровни охвата детей прививками в декретированных возрастах, следует отметить неблагоприятную тенденцию увеличения доли детей до 5 лет, получивших менее 3 доз против полиомиелита, а значит, уязвимых к этой инфекции, с 1,95% (149644 чел.) в 2013 г. до 2,69% (213278 чел.) в 2014 г. Результаты проводимого ежегодно в Российской Федерации серологического мониторинга популяционного иммунитета к полиомиелиту подтверждают высокий его уровень в индикаторных группах населения. В 2014 г. в 81 субъекте Российской Федерации исследовано 30436 сывороток, в том числе детей — 21406 тыс. (70,3%). Полученные результаты показали высокий уровень популяционного иммунитета к полиомиелиту во всех возрастных группах. Удельный вес серопозитивных результатов при исследовании сывороток детей в среднем по стране в 2013-2014 гг. составлял: к 1 типу — 95,2% — 98,0%, ко 2 типу — 95,6% — 98,2%, к 3 типу полиовируса — 87,1% — 90,6%. В 2014 г. серонегативные результаты ко всем трем типам полиовируса были получены в среднем в 0,4% случаев (2013 г. — 0,6%). Вместе с тем, работа по серомониторингу уровня популяционного иммунитета к полиомиелиту не проводилась в 4 субъектах страны (Республике Алтай, Орловской области, Ненецком и Чукотском автономных округах). В рамках своевременного выявления завоза дикого полиовируса на территорию Российской Федерации по эпидемическим показаниям и в рамках надзора за циркуляцией полио- и неполио энтеровирусов проводятся дополнительные лабораторные исследования проб фекалий на полиовирусы у детей в возрасте до 5 лет из групп риска. В 2014 г. дополнительно обследовано почти 4 тыс. детей, в том числе 0,8 тыс. — прибывших из эндемичных/неблагополучных стран/территорий, 0,1 тыс. — из семей кочующих групп населения, 3 тыс. — другие скрининговые исследования (в том числе исследования проб фекалий из детских закрытых учреждений — детских домов и домов ребенка). Случаи выделения дикого полиовируса не установлены. Одним из направлений работы по поддержанию свободного от полиомиелита статуса страны является надзор за энтеровирусной инфекцией (ЭВИ). Ежегодно в стране регистрируются сезонные подъемы заболеваемости, групповые очаги заболеваний, остается риск завоза инфекции с сопредельных территорий и государств. В 2014 г. в Российской Федерации зарегистрировано более 9 тыс. заболеваний ЭВИ (показатель заболеваемости 6,31 на 100 тыс. населения), что на 43,8% меньше, чем в 2013 г. (более 16 тыс. при показателе заболеваемости 11,26). При этом по сравнению с 2012 г. (до начала эпидемического подъема) заболеваемость ЭВИ возросла на 84,5%. Заболеваемость детского населения в 2014 г. по сравнению с предыдущим годом снизилась на 44,7% и составила 30,1 на 100 тыс. детей до 17 лет (90,1% от всех заболевших данной инфекцией). Показатели заболеваемости, превышающие среднефедеративный уровень более чем в 2 раза были зарегистрированы в 18 субъектах Российской Федерации. Наибольшие показатели заболеваемости ЭВИ отмечены в Хабаровском крае (78,3 на 100 тыс. населения), Сахалинской (42,3), Томской (32,4) и Астраханской (27,8) областях. Не зарегистрированы случаи ЭВИ в 5 субъектах страны (республиках Ингушетия и Алтай, Чеченской Республике, Ненецком и Чукотском автономных округах). На территории 3-х субъектов зарегистрированы единичные случаи заболеваний: в Псковской области (3), Кабардино-Балкарской Республике (3) и Республике Дагестан (1). Количество вспышек ЭВИ в 2014 г. уменьшилось более чем в 3 раза. По данным формы N 23-09 в 15-ти субъектах страны зарегистрировано 30 вспышек энтеровирусной инфекции (в 2013 г. — 97) с количеством пострадавших 290 человек (в 2013 г. — 1377), среди которых 97,6% составили дети. Большинство вспышек (23) зарегистрировано в дошкольных образовательных учреждениях. Доля лабораторно подтвержденных случаев ЭВИ (суммарно всеми методами) с 2012 г. по 2014 г. увеличилась до 82,1%, энтеровирусного менингита (ЭВМ) составила 97,3%. За январь-апрель 2015 г. в Российской Федерации зарегистрирован 271 случай ЭВИ (0,19 на 100 тыс. населения), что на 49,2% меньше, чем за аналогичный период 2014 г. (524 сл. при показателе заболеваемости 0,37). Показатели заболеваемости, значительно превышающие среднефедеративный уровень, зарегистрированы в Вологодской, Мурманской, Нижегородской, Пензенской, Томской областях, Кабардино-Балкарской, Удмуртской республиках, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Согласно прогнозу Нижегородского и Хабаровского референс-центров по надзору за ЭВИ в 2015 г. можно ожидать осложнение эпидемиологической ситуации по ЭВИ в период сезонного подъема в ряде регионов. По Приволжскому федеральному округу возможно осложнение эпидемической ситуации по заболеваемости энтеровирусным менингитом, связанной с дальнейшим распространением эпидемического варианта вируса ECHO30/2013, прежде всего, в Удмуртской Республике, Республике Татарстан и Саратовской области. Рост заболеваемости ЭВИ (экзантемой, герпангиной, энтеровирусной лихорадкой и др.), связанный с активизацией циркуляции энтеровирусов вида Энтеровирус А, прогнозируется в Самарской, Саратовской областях, Республике Мордовия. В Дальневосточном федеральном округе возможен рост заболеваемости ЭВИ в Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, Еврейской автономной области и Камчатском крае. В 2014 г. в ФБУН Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н.Блохиной Роспотребнадзора за практической и методической помощью, в том числе по расшифровке вспышек ЭВИ, обратился 51 субъект Российской Федерации; в ФБУН Хабаровский НИИЭМ Роспотребнадзора — 11 субъектов, в ФГБУ ИПВЭ им. М.П.Чумакова РАМН — 59 субъектов, в ФБУН ЦНИИЭ Роспотребнадзора — 14 субъектов страны. В целях совершенствования эпидемиологического надзора и комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении энтеровирусной инфекции разработана и утверждена Программа «Эпидемиологический надзор за энтеровирусной инфекцией в 2015-2017 гг.». В рамках эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП осуществляется ежегодное слежение за циркуляцией полиовирусов в объектах окружающей среды (бытовые сточные воды, вода открытых водоемов и др.). Забор осуществлялся в 81 субъекте Российской Федерации. Пробы бытовых сточных вод отбирались еженедельно и ежемесячно, всего в 2014 г. отобрано 9870 проб. В 2014 г. на культуре ткани исследовано 12999 проб из объектов окружающей среды, 12% от всех исследований оказались положительными (1528): из них на полиовирусы — 38,1%, неполиоэнтеровирусы — 46,8%, нетипируемые ЦПА — 15,1%. Методом ПЦР исследовано 9386 проб сточных вод, из них с положительным результатом на полиовирусы оказались 247 (2,6%), на неполиоэнтеровирусы — 1680 (17,9%). В Ненецком и Чукотском автономных округах, Кабардино-Балкарской Республике исследования по слежению за циркуляцией полио- и энтеровирусов в объектах окружающей среды в 2014 г. не проводились. В ряде субъектов страны при проведении значительного количества исследований объектов окружающей среды на полио- и энтеровирусы доля положительных находок меньше рекомендуемых (10%), что может быть следствием формального подхода к выбору точек отбора проб из окружающей среды, нарушений при транспортировке материалов или погрешностей при проведении исследований. Работа по безопасному лабораторному хранению диких полиовирусов (контейнменту) проводилась в соответствии с утвержденным планом на 2014 год. По итогам паспортизации лабораторий в 2014 г., 84 лаборатории вошли в Национальный инвентарный реестр лабораторий, работающих (сохраняющих) материалы, инфицированные (потенциально инфицированные) диким полиовирусом. Несмотря на то, что в последние годы огромное внимание уделяется работе по обеспечению биологической безопасности и укреплению материально-технической базы вирусологических лабораторий, в ряде лабораторий все еще имеет место невыполнение требований нормативных и методических документов по этим вопросам. Из 75 лабораторий Роспотребнадзора 67 имеют от 4 и более боксов биологической безопасности, что соответствует требованиям нормативных документов по биологической безопасности. Не полностью укомплектованы этим оборудованием лаборатории ФБУЗ ЦГиЭ в Кабардино-Балкарской Республике (2 бокса), в Республике Дагестан, Чувашской Республике, Рязанской, Ивановской, Владимирской, Псковской, Сахалинской областях — имеют по 3 бокса биологической безопасности 2 класса защиты. Не обеспечены герметичными с охлаждением центрифугами 9 лабораторий ФБУЗ ЦГиЭ — в Республике Бурятия, Камчатском крае, Владимирской, Орловской, Псковской, Амурской областях. Инвертированным микроскопом, необходимым для контроля роста клеток, определения цитопатического эффекта вируса, не оснащена лаборатория ФБУЗ ФЦГиЭ в Амурской области. В лабораториях ФБУЗ ФЦГиЭ в республиках Коми, Калмыкия, Чувашия, Марий-Эл, Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республике, Архангельской, Мурманской, Ленинградской, Псковской, Вологодской, Белгородской, Рязанской, Тульской, Ивановской, Кировской, Саратовской, Ростовской, Магаданской, Амурской областях отсутствуют СО2-термостаты для культивирования клеток. Кроме того, только в 43 лабораториях ФБУЗ ФЦГиЭ в субъектах страны функционирует приточно-вытяжная вентиляция с фильтрами тонкой очистки воздуха и только в 16 лабораториях — имеется отдельный септик для слива сточных вод. Учитывая изложенное, в целях предупреждения завоза и распространения дикого штамма полиовируса на территории Российской Федерации и поддержания статуса страны, свободной от циркуляции дикого полиовируса, предлагаю: 1. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья рекомендовать: 1.1. Поддерживать своевременный охват профилактическими прививками против полиомиелита в декретированные сроки не менее 95% детей, подлежащих иммунизации, обеспечить достоверность представляемых данных о прививках. 1.2. Принять меры для обеспечения соблюдения санитарного законодательства в области профилактики ВАПП (СП 3.1.2951-11 «Профилактика полиомиелита»). 1.3. Обеспечить преемственность между амбулаторно-поликлиническими и стационарными учреждениями в отношении передачи информации об иммунном статусе детей, поступающих на плановую госпитализацию в целях организации мероприятий по профилактике ВАПП. 1.4. Принять меры по улучшению выявления, диагностики и учета случаев энтеровирусной инфекции. 1.5. Обеспечить на регулярной основе повышение квалификации и тестирование медицинских работников (педиатров, неврологов, эпидемиологов) по вопросам клиники, диагностики, профилактики полиомиелита, острых вялых параличей и энтеровирусной инфекции в целях своевременного их выявления и проведения эпидемиологического расследования. 1.6. Проводить активную санитарно-просветительскую работу с населением по пропаганде вакцинации, используя индивидуальный подход в отношении родителей, отказывающихся от вакцинации. 2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации: 2.1. Обеспечить контроль за:
— реализацией региональных планов мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса субъекта Российской Федерации; — поддержанием нормативных показателей качества эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП; — достижением регламентированных (не менее 95%) уровней охвата профилактическими прививками против полиомиелита детей в декретированных возрастах, обратив особое внимание на закрытые учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей; — организацией и безопасными условиями иммунопрофилактики детей против полиомиелита; — реализацией мероприятий и соблюдением санитарного законодательства в области профилактики ВАПП в лечебных и детских организациях; — проведением и результативностью планового серологического мониторинга уровня коллективного иммунитета к полиомиелиту в соответствии с требованиями нормативных и методических документов; — выявлением случаев ОВП в медицинских организациях, независимо от форм собственности. 2.2. Проводить анализ эпидситуации по заболеваемости ЭВИ и состояния лабораторной диагностики, адекватности проводимых профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий. 2.3. Усилить контроль за соблюдением требований санитарного законодательства в детских организациях в период подъема заболеваемости ЭВИ (летне-осенний период) в целях недопущения распространения инфекции при ее заносе. 2.4. Продолжить усиленный контроль за водоснабжением, канализованием населенных мест, очисткой сточных вод, благоустройством территорий, качеством и безопасностью продуктов питания, при росте заболеваемости ОКИ и ЭВИ. 2.5. Совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации провести анализ результативности мониторинга за полио- и энтеровирусами в объектах окружающей среды, с последующим (при необходимости) пересмотром точек и кратности отбора проб. 2.6. Обеспечить проведение необходимых организационных и практических мероприятий по повышению квалификации педиатров, неврологов, эпидемиологов и вирусологов. 2.7. В срок до 01.02.2016 информировать Роспотребнадзор и Координационный центр профилактики полиомиелита и энтеровирусной инфекции о проделанной работе. 3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Камчатскому краю совместно с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья провести анализ причин отсутствия регистрации случаев ОВП, принять меры по выявлению случаев ОВП и достижению качественных показателей эпиднадзора. 4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по Московской, Саратовской, Свердловской, Тюменской областям, республикам Мордовия, Татарстан, Северная Осетия (Алания), Алтай, Тыва, Пермскому краю обеспечить своевременность проведения эпидемиологического расследования при регистрации случаев ОВП. 5. Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации: 5.1. Неукоснительно выполнять требования нормативных и методических документов по качеству отобранных проб, условиям доставки и оформлению сопроводительной документации. 5.2. Регулярно осуществлять контроль чувствительности клеточных культур (не менее 1 раза в квартал) и представлять результаты в региональные центры эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами. 5.3. Обеспечить готовность лабораторий к проведению исследований на энтеровирусы из окружающей среды и материала от людей. 5.4. Обеспечить направление материалов для углубленного исследования в референс-центры по мониторингу за ЭВИ с целью расшифровки вспышечной заболеваемости и изучения пейзажа энтеровирусов на территории субъекта. 5.5. Принять меры по укреплению кадрового потенциала и материально-технической базы вирусологических лабораторий и обеспечению биологической безопасности работы. 6. Главным врачам ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Кабардино-Балкарской, Чувашской республиках, в республиках Дагестан, Бурятия, Коми, Марий-Эл, Калмыкия, Башкортостан, Камчатском крае, Рязанской, Ивановской, Владимирской, Псковской, Орловской, Архангельской, Мурманской, Ленинградской, Вологодской, Белгородской, Амурской, Магаданской, Тульской, Кировской, Саратовской, Ростовской, Сахалинской областях принять меры по оснащению лабораторий в соответствии с требованием нормативных и методических документов. О принятых мерах доложить в Роспотребнадзор в срок до 01.01.2016. 7. Руководителям управлений Роспотребнадзора по г. Москве, Ставропольскому, Хабаровскому краям, Омской, Свердловской областям, директору НИИЭМ им. Пастера Роспотребнадзора в рамках реализации нормативных документов о деятельности региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП: 7.1. Проанализировать деятельность региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП за 2014 год и принять меры по ее совершенствованию в рамках взаимодействия с субъектами Российской Федерации, в том числе по результатам проведенных проверок. 7.2. Обеспечить изучение, обобщение и распространение опыта работы по профилактике полиомиелита и энтеровирусной (неполио) инфекции в прикрепленных территориях. 7.3. Совершенствовать осуществление организационно-методической, консультативной и практической помощи органам и учреждениям Роспотребнадзора, здравоохранения прикрепленных территорий по вопросам организации и осуществления эпидемиологического надзора за полиомиелитом, ОВПиЭВИ. 8. ФБУН Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н.Блохиной Роспотребнадзора, ФБУН Хабаровский НИИЭМ Роспотребнадзора: 8.1. Ежемесячно до 10 числа следующего за отчетным месяца информировать Роспотребнадзор о результатах проведенных лабораторных исследованиях на энтеровирусы. 8.2. Продолжить работу по оказанию практической и методической помощи субъектам Российской Федерации по исследованиям на энтеровирусы. 9. Координационному центру профилактики полиомиелита и энтеровирусной инфекции (ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора): 9.1. Продолжить контроль за реализацией Национального плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации. 9.2. Обеспечить подготовку и представление в Роспотребнадзор обновленной информации по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации (по запросу ВОЗ).
Руководитель
А.Ю.ПОПОВА