Вопрос: В аптеку поступил товар от поставщика, и при продаже товара Массажера Нозоми МН-103 с ионной лампой обнаружилось, что массажер не включается. Как поступать аптеке, поставщик свой еще не проданный товар не принимает, а предлагает аптеке отправить в сервисный центр?
Ответ: В соответствии с нормами статьи 513 Гражданского кодекса РФ покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. При этом принятые покупателем товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика. Стороны вправе установить в договоре поставки порядок приемки товаров по качеству. При этом они могут использовать тот порядок, который описан в «Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.1966 N П-7 (в ред. от 22.10.1997), которая согласно Постановлению Верховного совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 «О ратификации соглашения о создании Содружества независимых государств» может применяться в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и указанному Соглашению, указаны сроки приемки продукции по качеству и комплектности. Инструкция не является обязательной. Соблюдать ее нужно только тогда, когда это предусмотрено договором. В статье 477 ГК РФ указаны сроки, в течение которых покупатель может предъявить свои требования к качеству товара, если стороны в договоре не предусмотрели порядок приемки товаров по качеству. В частности, если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Последствия передачи товара ненадлежащего качества перечислены в статье 475 ГК РФ. Например, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: — соразмерного уменьшения покупной цены; — безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок; — возмещения своих расходов на устранение недостатков товара. В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, или проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: — отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; — потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору. Таким образом, аптека в пределах разумного срока, установленного статьей 477 ГК РФ, может или самостоятельно передать некачественный товар в сервис с возмещением своих расходов за счет продавца некачественного товара или потребовать возврата некачественного товара и в случае отказа продавца обратиться в суд.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
24.12.2014