«Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент», 2004, N 4-5
Вопрос: В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом налоговая база согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 определяется с учетом всех сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), в том числе полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). МУП «Краснодарское городское аптечное управление» реализует лекарственные средства по государственным регулируемым ценам, предельный размер розничной надбавки установлен Решением Региональной энергетической комиссии — Департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 13.08.2002 г. N 1/2002-М. Как следует из п. 13 ст. 40 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы). В том числе МУП «Краснодарское городское аптечное управление» реализует лекарственные средства по бесплатным и льготным рецептам, по которым население оплачивает только за 50% стоимости лекарственных средств. Разницу между государственной регулируемой ценой и суммой оплачиваемой населением возмещают Департамент социальной защиты населения администрации г. Краснодара и Управление здравоохранения г. Краснодара. Согласно п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом в п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ разъяснено, что при применении п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ необходимо иметь в виду, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. То есть речь идет о бюджетных средствах, получаемых из бюджетов различных уровней на покрытие фактически полученных убытков. Так как речь идет о бюджетных средствах, то необходимо руководствоваться понятиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. Понятия дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ассигнований даны в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ: «дотации — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов; субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов; субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; бюджетные ассигнования — бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств; бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации». Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Исходя из понятий Бюджетного кодекса МУП «Краснодарское городское аптечное управление» не является получателем бюджетных средств. Как следует из Решения городской думы г. Краснодара от 10.12.2002 г. N 29 п. 1 «О бюджете г. Краснодара» получателем бюджетных средств являются Департамент социальной защиты населения г. Краснодара и Управление здравоохранения г. Краснодара, которые используют бюджетные средства в качестве источников расчетов с МУП «Краснодарское городское аптечное управление» за отпущенные населению лекарственные средства по бесплатным и льготным рецептам по заключенным договорам: договор о возмещении затрат, связанных с предоставлением льгот населению г. Краснодара по оплате за реализованные лекарственные средства, с Департаментом социальной защиты населения г. Краснодара; договор о порядке финансирования лекарственного обеспечения населения г. Краснодара по льготным и бесплатным рецептам с Управлением здравоохранения. По указанным договорам МУП «Краснодарское городское аптечное управление» отпускает лекарственные средства населению по бесплатным и льготным рецептам, а указанные учреждения оплачивают стоимость реализованных лекарственных средств в пределах выделенных им бюджетных ассигнований. Поэтому в соответствии с ст. 6, 162 Бюджетного кодекса РФ денежные средства не являются дотациями, следовательно, в данном случае не может быть применен п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ. Полученные денежные средства формируют доходы от обычных видов деятельности, которые в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 облагаются НДС. МУП «КГАУ» возмещаются расходы в объеме торговой надбавки, предусмотренной Решением Региональной энергетической комиссии — Департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 13.08.2002 г. N 1/2002-М без учета фактических затрат. Дотацией для МУП «КГАУ» являлись бы средства, предусмотренные в бюджете, которые отражали бы разницу между розничной (рыночной) ценой и ценой с применением предельной розничной надбавкой для отпуска по бесплатным и льготным рецептам. В этом случае, сумма покрытия убытков (дотация) не подлежала бы налогообложению НДС. Просим разъяснить правы ли мы в части налогообложения НДС льготных и бесплатных рецептов?
Ответ: Действительно, к денежным средствам, полученным МУП «Краснодарское городское аптечное управление» от Управления здравоохранения г. Краснодара и Департамента социальной защиты населения г. Краснодара за отпущенные населению лекарственные средства по льготным и бесплатным рецептам, не может быть применен п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (ред. от 08.12.2003), утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (ред. от 26.12.2003). Полученные денежные средства являются в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н (ред. от 30.03.2001) доходом от обычных видов деятельности и облагаются НДС согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ как средства, связанные с расчетами по оплате товаров. Что касается дотации в виде разницы между розничной (рыночной) ценой и ценой с применением предельной розничной надбавки в соответствии с Решением РЭК — департамента цен и тарифов Краснодарского края от 13.08.2002 N 1/2002-М «Об утверждении предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» для отпуска по бесплатным и льготным рецептам, то в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по товарам (работам, услугам), реализуемым организациями по государственным регулируемым ценам, определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При применении указанного п. 2 ст. 154 НК РФ следует руководствоваться п. 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (ред. от 26.12.2003), согласно которому в случае выделения налогоплательщику из бюджетов всех уровней денежных средств для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары, такие денежные средства в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются. В случае выделения налогоплательщику из соответствующих бюджетов денежных средств на покрытие разницы между государственной регулируемой и отпускной ценой товаров в счет увеличения доходов данная сумма включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ как средства, связанные с расчетами по оплате товаров. Аналогичный ответ дан в частном ответе на вопрос Заместителя руководителя Департамента налоговой политики Минфина РФ Комовой Н.А. в письме от 16.08.2003 N 04-03-11/62.
Аудитор юридической компании
«Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
Подписано в печать
12.02.2004