Recipe.Ru

Статья. «Сертификат GMP: флюгер или шлагбаум?» (И.Капустин) («Фармацевтическое обозрение», 2016, N 5)

«Фармацевтическое обозрение», 2016, N 5

СЕРТИФИКАТ GMP: ФЛЮГЕР ИЛИ ШЛАГБАУМ?

Новые правила регистрации лекарств очень скоро могут привести к существенному вымыванию импортных препаратов с рынка. Уже сейчас зарубежные производители не спешат регистрировать свои последние разработки. В то же время в конце года эксперты «ФО» предрекают взрывной рост числа заявок на получение сертификатов GMP российского образца и не исключают, что для того чтобы справиться с ним, придется в очередной раз менять законодательство.

ДОПУСК К РЕГИСТРАЦИИ

Конец 201 5 и начало 2016 года для многих российских фармпроизводителей ознаменовались ранее невиданными сложностями. Регистрация лекарственных средств (ЛС), и ранее доставлявшая компаниям немало проблем и занимавшая в среднем около года, стала еще менее доступной. Так, более чем десятку производителей было отказано в перерегистрации своих препаратов из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), поскольку Минздрав и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не могли согласовать друг с другом порядок процедуры. Чиновники Минздрава привычно отказывались вносить изменения в реестр без одобрения ФАС, в то время как в этом ведомстве заявляли, что по закону с 1 октября 2015 года ФАС больше не обязана в таких случаях согласовывать с Минздравом экономическое обоснование цены. Вскоре после этого педиатры по всей стране начали бить тревогу в связи с дефицитом зарубежных вакцин «Пентаксим» (производства компании GSK) и «Инфанрикс Гекса» («Санофи Пастер»). Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) лишила многих фармпроизводителей возможности проходить обязательную процедуру сертификации в авторитетной столичной лаборатории. Эту возможность очень скоро вернули, однако регламенты и процедуры работы центра по сертификации и испытательных лабораторий изменились, вследствие чего процедура сертификации иммунобиологических препаратов существенно усложнилась и затянулась по времени. В очередной раз несогласованное взаимодействие различных госструктур привело к проблемам с фактической доступностью ЛС для пациентов. Наибольшие сложности встали перед иностранными фармпроизводителями, желающими в 2016 году вывести на российский рынок новые для него ЛС в рамках первичной регистрации. Согласно изменениям в ФЗ-61 «Об обращении ЛС», внесенным в конце 2014 года, с начала этого года при регистрации нового препарата становятся обязательными проверки фармпроизводителя на соответствие российским требованиям GMP, которые в Минпромторге РФ носят название «Правила надлежащей производственной практики». Это требование касается и оригинальных ЛС, и дженериков. Поскольку все отечественные предприятия и так обязаны по закону соответствовать необходимому стандарту, да и крайне редко выводят на рынок новые ЛС, то новое требование фактически касается в текущем 2016 году исключительно производителей ЛС, выпущенных за пределами России. Но уже с 2017 года проверки будут проводиться и при продлении первичной регистрации, выдаваемой на пять лет, а также при внесении изменений в регистрационное досье. Причем GMP-сертификация предшествует регистрации: производители не смогут подать заявку на нее до тех пор, пока завод, где этот препарат производится, не будет проинспектирован и признан соответствующим российским стандартам GMP. Сертификат соответствия должен быть приложен к заявке на регистрацию, отсутствие его является основанием для отказа в проведении экспертиз ЛС.

СТОЛПОТВОРЕНИЕ ИЛИ ХАОС

«С большой долей вероятности можно утверждать, что и в 2016, и в 2017 году очень немногие новые препараты пройдут регистрацию в России, — рассказал в интервью «ФО» исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков. — В этом году впервые зарегистрированы будут лишь те импортные ЛС, заявки на которые были поданы в прошлом году, когда еще не требовалось приложение в виде российских GMP-сертификатов. А это означает, что вывод современных импортных ЛС, в том числе не имеющих аналогов на российском рынке, может быть заблокирован. Не думаю, что это сознательная позиция государства, направленная на отсечение иностранных фармпроизводителей. Просто, как говорится, у семи нянек дитя без глаза. В процедуре задействованы Минздрав, Минпромторг, Россаккредитация, органы по сертификации и отдельные лаборатории, и у всех этих ведомств нет единой вертикали. Минпромторг не отвечает за лекобеспечение, это не его функция, а Минздрава, но последний не имеет отношения к процедуре инспектирования на соответствие GMP. Основные трудности ждут нас в преддверии следующего года и в самом 2017 году. В ближайшее время образуется слишком узкое горлышко: за получением GMP-сертификата выстроятся компании, нуждающиеся и в первичной регистрации, и в подтверждении регистрации, а также те, кто планирует вносить изменения в действующие регистрационные досье. Проинспектировать все подавшие заявки производственные площадки в заданный срок будет невозможно. Особенно учитывая, что часто в производстве ЛС принимают участие несколько заводов, расположенных в разных странах и даже континентах. На одной площадке может производиться субстанция, на другой — готовая форма, на третьей — осуществляться упаковка. Таким образом, можно предсказать, что эта ситуация вызовет столпотворение, если не хаос. Достаточно сказать, что только члены AIPM вносят в год около 3 тысяч изменений в регистрационные досье». Возможные, а скорее даже ожидаемые столпотворения производителей и хаос в вопросе GMP-сертификации обязательно приведут к дефектуре импортных ЛС. По закону, если не внести своевременно изменения в регистрационное досье, то через месяц регистрационное удостоверение аннулируется. Это означает выпадение ЛС с рынка минимум на год, а если препарат давно присутствует на рынке и был впервые зарегистрирован 5-7 лет назад, когда еще не было необходимости в локальных клинических испытаниях, то он исчезнет с рынка на несколько лет, а может быть, и навсегда. Кроме того, приказ Минздрава обязывает производителей привести все регистрационные досье в соответствии с общими (2016-2017 гг.) и частными (2017-2018 гг.) статьями обновленной государственной фармакопеи. Это означает, что до 2019 года 100% фармпроизводителей должны будут внести изменения в регистрационные досье, а для этого обеспечить инспектирование собственных заводов.

СТАНДАРТЫ НЕ УТВЕРЖДЕНЫ, МЕТОДИКА НЕ СОГЛАСОВАНА

«В 2016 году компания «Байер» не планирует регистрировать новые препараты, — заявила руководитель отдела обеспечения качества ЛС российского представительства немецкого концерна Ольга Анохина. — Однако мы уже сейчас готовимся к перерегистрации наших ЛС в 2017 году и собираем необходимые документы для получения производственными площадками «Байер» заключения о соответствии российским требованиям GMP. Анализ показывает, что этот стандарт практически полностью идентичен требованиям Европейского медицинского агентства (ЕМА), за исключением некоторых пунктов (например, отсутствует раздел «Управление рисками»). Все наши заводы готовы к инспектированию российскими специалистами, документы, необходимые для заявки в Минпромторг, стандартны и будут нами предоставлены в самое ближайшее время. Обычно в Европе инспектирование проводится один раз в три года, собственно проверка производства занимает не более трех дней. С принятием новой нормы о GMP-сертификации у российских представительств зарубежных компаний, конечно, выросли затраты. Мы, например, выделили для этой цели отдельного менеджера проекта, который занимается подготовкой документов, необходимых для инспектирования площадок, и взаимодействием с заводами «Байер». Единственное, что нас беспокоит, — возможно, длительные сроки проведения сертификации в связи с большим количеством площадок иностранных компаний, которые необходимо проинспектировать. Однако мы надеемся, что принятие решения об очередности инспектирования позволит вывести на российский рынок инновационные и жизненно важные ЛС в срок и дефицита лекарственных средств не возникнет». «Предусмотренная законом о ЛС процедура проверки зарубежных производств невыполнима в обозримом будущем, — считает руководитель Общества доказательной медицины Василий Власов. — Это далее приведет к тому, что ЛС нельзя будет зарегистрировать в России и даже привезти сюда. Казалось бы, Минздрав, который когда-то был ведущим министерством, разрабатывавшим закон о ЛС, должен озаботиться этим вопросом. Более того, в Минздраве за разработку законопроекта отвечала замминистра Вероника Скворцова. Она же теперь министр, должна бы озаботиться. Наконец, Минздрав сегодня применяет положение о регистрации ЛС, хотя сладкая доля проверять зарубежных производителей достается Минпромторгу. Куда как просто, убедившись в невозможности выполнения требования закона, инициировать его отложенное применение, а потом исправить, если надо. В нашей Госдуме это можно устроить за несколько дней». «Сертификация производства по стандартам GMP является необходимым условием обеспечения качества продукции, — рассказал «ФО» гендиректор компании Pfizer в России Данил Блинов. — Инспектирование площадок зарубежных производителей российскими специалистами должно этому способствовать. Однако практическая реализация этой инициативы вызывает беспокойство. Нормативная база на данный момент в полном объеме не утверждена. В частности, стандарты проведения инспекций не утверждены, методика определения размера платы за инспектирование не согласована ФАС. Неотработанность процедур и отсутствие достаточного количества специалистов-инспекторов могут затруднить вывод на российский рынок новых препаратов и ограничить доступ пациентов к качественному лечению. У компании Pfizer в России зарегистрировано более 100 препаратов, которые производятся по всему миру. Это означает, что получение сертификатов для перерегистрации и внесения изменений может занять достаточно много времени. Поэтому уже сейчас мы готовим документы для получения разрешения на проведение GMP-инспекций наших основных предприятий. У нас нет уверенности, что российские специалисты смогут проверить все площадки до начала 2017 года.

УКЛАДЫВАТЬСЯ В КОРОТКИЕ ПРОМЕЖУТКИ

В ответ на запрос «ФО» пресс-служба Минпромторга предоставила сведения о подробностях процедуры GMP-сертификации, в том числе механизме инспектирования: «Фармпроизводитель представляет в Минпромторг России необходимый пакет документов, включающий заявление о выдаче сертификата GMP, перечень производимых ЛС, досье предприятия, сведения о выявленном браке продукции за последние два года. Если документы поданы, верно, министерство дает поручение подведомственному Минпромторгу Государственному институту лекарственных средств и надлежащих практик (ФБУ «ГИЛС и НП») провести необходимую проверку. На данный момент подано 15 заявлений со стороны индийских, словенских и венгерских предприятий, из них лишь пять соответствуют необходимым требованиям, по ним в ближайшее время начнутся проверки. На данный момент в инспекторате ФБУ, занимающемся международными проверками, работают 14 специалистов, обучавшихся, в том числе и в датском фармацевтическом колледже «Фармакон», где готовят инспекторов для стран ЕС по международным стандартам. К российским инспекторам предъявляются высокие требования: они должны иметь профильное высшее образование, опыт работы на производстве ЛС или в службах контроля качества не менее пяти лет. Количество инспекторов может увеличиваться или уменьшаться — в зависимости от количества подаваемых заявок, а это зависит в первую очередь оттого, какое количество новых препаратов иностранные компании будут выводить на российский рынок. Продолжительность GMP-сертификации зависит от готовности документов производителя и грамотности их оформления. Конкретные периоды проведения проверок согласовываются с предприятиями. С момента, когда заявление принято и Минпромторг дал распоряжение начать проверку, и до завершения инспекции должно пройти не более 160 рабочих дней. Однако это максимальный установленный срок — мы планируем укладываться в более короткие промежутки. По результатам инспекции зарубежного производства производителю выдается сертификат соответствия российским требованиям GMP». «По нашим оценкам, с момента подачи заявки в Минпромторг, до получения бланка сертификата, пройдет около 14 месяцев, — полагает исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. 160 рабочих дней заложено только на работу ФБУ «ГИЛС и НП». Есть еще период взаимодействия заявителя и Минпромторга, оформление договорных отношений, уточнение различных обстоятельств и т.п. За 2014-15 годы было проверено всего 95 российских предприятий, а только на первичную регистрацию у нас подается около 200 импортных препаратов в год. К качеству будущего инспектората также есть вопросы. Похоже, Россия — единственная в мире страна, где проверка организации производства ЛС выведена из функций государственного контроля и надзора. Росздравнадзор, чьей задачей является контроль и надзор в сфере обращения ЛС, не имеет права надзирать за их производством. Фактически функция контроля за организацией производства в России коммерциализирована. Как могут специалисты «ГИЛС и НП» выполнять эту функцию, если они никогда не увидят регистрационные досье? Таких инспекторов несложно ввести в заблуждение».

БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ

«В 2016 году международная фармкомпания MSD (Merck&Co.) планирует подать досье на регистрацию в России 13 новых ЛС, — рассказал «ФО» менеджер по связям с общественностью компании Сергей Авдеенко. — Все это оригинальные препараты, на российском рынке сегодня не существует ЛС с таким же международным непатентованным наименованием (МНН). Среди них, например, есть таблетированный препарат для лечения диабета 2-го типа, который можно принимать один раз в неделю; антибиотик для лечения инфекций, вызванных супербактериями, такими как синегнойная палочка, которая является настоящим бичом для стационаров и реанимационных отделений; пероральный препарат с приемом один в раз в день для монотерапии пациентов с вирусным гепатитом C, в том числе с сопутствующими заболеваниями. Сегодня фармацевтическое производство у международных компаний, как правило, децентрализовано. В MSD, например, в процесс производства 13 новых для России ЛС вовлечены не менее 30 заводов. С 2017 года наличие российского GMP-сертификата будет необходимо и при внесении изменений в регистрационное удостоверение ЛС. Подобные изменения вносятся довольно часто — например, при появлении новых данных по безопасности того или иного ЛС. Таким образом, появится срочная необходимость проинспектировать фактически все наши 60 заводов, чтобы предотвратить исчезновение ЛС с российского рынка. С учетом регламента проведения инспектората и выдачи сертификатов основной риск мы, конечно, видим в возможном удлинении регистрационного процесса и, соответственно, в отложенном появлении препаратов на рынке». На сегодняшний день все без исключения крупные иностранные компании приветствуют проведение GMP-сертификации своих заводов российскими экспертами. Для пациентов в России тотальная инспекция производственных площадок фармпроизводителей также представляется благом, поскольку позволяет надеяться на снижение доли фарммусора на отечественном рынке. Наиболее важно для всех субъектов рынка не допустить ситуации, при которой могут возникнуть задержки в регистрации новых препаратов и перерегистрации ЛС, что в итоге может сказаться на их доступности для пациента. А такие задержки вполне возможны, несмотря на уверения Минпромторга о том, что в случае необходимости число инспекторов может увеличиваться. Очевидно, что возможностей штата ГИЛС и НП, состоящего из 14 инспекторов, количество которых, кстати, не изменилось с прошлого года, будет недостаточно. При этом в настоящее время объективного повода готовить новых специалистов у Минпромторга нет. Несмотря на опасения, относительно возможной задержки при регистрации, даже те компании, которые планируют в этом году выводить на российский рынок новые ЛС, не спешат подавать заявки на получение GMP-сертификата. За первые два месяца 2016 года таких заявок было подано всего 15 — от компаний из Индии, Венгрии и Словении. Почему же бездействуют акулы фармрынка?

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

«Особенностью сложившейся ситуации я бы назвал то обстоятельство, что зарубежные производители не спешат выстраиваться в очередь на получение GMP-сертификатов, — рассказал в беседе с «ФО» гендиректор DSM Croup Сергей Шуляк. — Видимо, они считают, что смогут пролоббировать ослабление или отсрочку принятой нормы. Насколько я знаю, в 2016 году на российский рынок планировалось вывести около 50 инновационных препаратов и примерно вдвое больше дженериков. Такие ЛС среди них, без которых отечественные пациенты совсем не могли бы обойтись, мне неизвестны. В целом вся эта шумиха поднята, на мой взгляд, для того, чтобы добиться для иностранных компаний упрощенной процедуры регистрации. Потому и нет ажиотажа при подаче заявок на инспектирование в Минпромторг. Однако если ситуация станет критической, все резко изменится, и есть большие сомнения, справится ли общеорганизационная структура ГИЛС и НП с наплывом жаждущих заявителей. Всего на российском рынке представлено примерно 400 иностранных фармкомпаний. Если все они выстроятся в очередь, то ожидать выдачи GMP-сертификата придется около года, и тогда это станет по-настоящему серьезной проблемой для всех, но в первую очередь для пациента. Пока же заявок немного, и идет просто нагнетание ситуации вокруг этого вопроса, PR-давление на госрегуляторы. Требования государства абсолютно законны. Зарубежные производители забывают, что еще три года назад их предупреждали о том, что все компании должны будут пройти GMP-сертификацию по стандартной процедуре. На Украине аналогичный процесс уже завершен, там обошлись без упрощенных процедур, и иностранные компании не жаловались, а выполнили необходимые требования. У нас же налицо явное непринятие новой нормы об обязательной сертификации. Тем не менее, надеяться, что ее отменят или отсрочат, по моему мнению, не следует». С подобной позицией категорически не согласен Владимир Шипков. «До настоящего момента законопослушные субъекты рынка не имеют легитимных оснований следовать предложенной Минпромторгом процедуре. Как международные компании могут входить в договорно-правовые отношения, если сегодня им предлагается заплатить за сертификат одну сумму, завтра другую, и все это без какого-либо экономического обоснования. До сих пор нет полного пакета нормативных правовых актов, хотя требования уже вступили в силу. Но ведь до 2015 года все фармкомпании регистрировали свои ЛС, не вызывая претензий у госрегуляторов. Проблема в том, что не было никакого переходного периода. И сейчас без неотложных законодательных мер мы столкнемся с серьезной дефектурой ЛС на рынке. AIPM предлагает установить некий переходный период в 3-5 лет для производителей, имеющих сертификаты международного стандарта GMP, выданные странами зоны ICH, которая объединяет стандарты FDA, EMA, а также Японии. В течение этого переходного периода необходимо дать таким производителям право ограничиваться оригинальным сертификатом, выданным одним из ведущих мировых регулирующих органов. В случае конкретных претензий к качеству препаратов или сомнений в полноте представленной документации, должны обязательно проводиться инспекционные проверки. Таким образом, все заводы будут включены в план на инспектирование, и за эти переходные 3-5 лет, возможно, будет проверить все производственные площадки. Без риска для лекобеспечения страны. Сейчас же мы можем столкнуться с масштабным вымыванием важнейших препаратов с рынка».

ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОТСРОЧКИ НЕТ

В необходимости некоего переходного периода в вопросе GMP-сертификации убеждена и Ирина Никулина, генеральный директор «Лаборатории Буарон» в России, которая также планирует в текущем году вывести на рынок несколько новых ЛС. «Мы планируем расширять линейку противопростудных лекарственных средств «Буарон» в России за счет новых препаратов и в этой связи готовим документы для Минпромторга, — рассказала г-жа Никулина в интервью «ФО». — На данном этапе все необходимые консультации мы получаем в полном объеме и в открытом, понятном режиме. Нам кажется, что российские стандарты GMP в целом сопоставимы с требованиями ЕМА и FDA, хотя по отдельным критериям в России требования будут чуть более жесткими. Оценивать эти усилия с точки зрения удорожания стоимости препарата пока преждевременно, но мы надеемся выйти на рынок с конкурентной ценой. Наши опасения скорее связаны с недостатком выделенных ресурсов. 200 новых ЛС, ежегодно регистрировавшихся в России, — это на самом деле немало. Многие из них производятся сразу на нескольких производственных площадках, каждую из которых предполагается проинспектировать. Именно поэтому мы, как и многие другие производители, предполагали, что в 2016 году еще будет действовать переходный период, который позволит созданному инспекторату отработать схему работы, а производителям — избежать разрывов в поставках ЛС». А вот как в Минпромторге прокомментировали «ФО» возможность отсрочки при вступлении в силу новой нормы либо введения переходного периода: «Необходимо обратить внимание на то, что, когда мы говорим о сертификации GMP, речь идет о проверке производства компании, а не о разрешении или запрете конкретных препаратов. И введение инспектирования зарубежных предприятий направлено не на ограничение госзакупок или наличия в аптеках иностранных препаратов, а на обеспечение пациентов качественными ЛС. Минпромторг не видит оснований для задержки проведения инспекционных процедур, так как вся подготовительная работа проведена. Теперь по большому счету все зависит от самих предприятий».

ЧЕСТНЫЙ ПРИНЦИП ИНСПЕКЦИИ

«По этому вопросу единая позиция участников рынка не сформирована, — высказал мнение в беседе с «ФО» сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов Юрий Жулев. — Возможно, действительно стоит отсрочить вступление этой нормы, но это должно быть сделано консенсусно. В случае с ЛС для орфанных заболеваний норма, например, была отсрочена, причем вполне оправданно. Если при каком-то заболевании существует угроза жизни пациента без доступа импортного ЛС, государство должно разработать программу, позволяющую сохранить этот препарат на рынке. Это может быть сделано путем отсрочки, путем признания стандартов FDA или ЕМА либо как-то иначе. В этом русле также крайне важно решить наконец вопрос со взаимозаменяемостью дженериков и биоаналогов. В целом опасения и возмущение зарубежных производителей преувеличены. После принятия ФЗ-61 тоже многие говорили об остановке регистрации, но этого не произошло. Все новое сопровождается проблемами и сбоями. Необходимость внешнего контроля назрела очень давно. Ранее иностранным компаниям не нужно было доказывать качество организации производства, сейчас появилась возможность сопоставить бумаги и реалии. На российском рынке присутствует огромное количество ЛС с неподтвержденной эффективностью, в том числе импортных. Для пациентов дополнительные барьеры против подобных продуктов — безусловное благо. Слишком много сейчас в России неработающих импортных дженериков или препаратов, в клинических исследованиях которых принимали участие всего 20-30 человек. Во всем мире стандарты GMP — это нерушимая норма. Несколько лет назад в США были закрыты два крупнейших завода, производящих не имеющие аналогов в мире продукты генной инженерии для лечения гемофилии. Причем закрыты по причинам, для нас чуть ли не смехотворным: на одном заводе не соответствовала стандартам технология подготовки раствора, а на другом возникли претензии к процессу обучения персонала. Администрацию по контролю за продуктами и ЛС США (FDA) это не остановило, хотя этим был обрушен мировой рынок ЛС этой группы. Не так давно европейская инспекция на очень крупном китайском заводе выявила некоторые нарушения, после чего доступ его продукции на рынок ЛС был немедленно закрыт. Сейчас этот производитель переориентировался на рынок СНГ. Эти примеры показывают, насколько важны честный принцип инспекции и работающий правовой механизм».

ЧЕЙ СТАНДАРТ ЛУЧШЕ

Недавно ФАС обратилась в правительство с инициативой об отмене обязательных локальных клинических испытаний для ЛС из стран, перешедших на стандарт GCP. По данным ведомства, данное требование заставляет иностранных производителей либо отказываться от регистрации, либо тратить на избыточные исследования до нескольких лет. Аналогичные предложения неоднократно высказывались представителями фармсообщества применительно к подтверждению соответствия производственных площадок авторитетных зарубежных производителей российским стандартам GMP, который практически неотличим от требований ЕМА. AIPM предлагает признавать GMP-сертификаты из стран, живущих по стандартам FDA и ЕМА, хотя бы на переходный период. Однако Минпромторг неизменно настаивает на необходимости подтверждения оригинальных зарубежных сертификатов российскими специалистами как в случае GCP, так и в случае GMP. «В 2016 году мы планируем вывести на российский рынок три новых препарата, в 2017-м — еще несколько, — рассказали «ФО» в российском представительстве компании «Берингер Ингельхайм». — Это ЛС, предназначенные для таких востребованных направлений, как онкология и эндокринология. Дополнительные проверки ЛС и их производителей, имеющих соответствующие сертификаты FDA и ЕМА, означают, с одной стороны, ощутимую задержку выхода на рынок нужного пациентам препарата, а с другой — связаны с дополнительными издержками для производителя, что, учитывая снижение курса рубля и инфляцию, не способствует улучшению ситуации ни для пациентов, ни для бизнеса». «Автоматическое признание GMP-сертификатов вряд ли уместно, — полагает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. — У российского потребителя сложился стереотип, что импортные ЛС всегда лучше наших. Это далеко не так. В некоторых странах работают производства, которые намного хуже заводов времен СССР. Взаимного доверия в этом вопросе нет. Не все страны, например, признают сертификаты PIC/S. И у «бигфармы» случаются ляпы. Кроме того, бессмысленно ждать взаимного признания стандартов GMP. То же FDA никогда не признает нашу инспекцию». Действительно, ситуация с взаимным признанием GMP-сертификатов в мире часто пестрая и односторонняя. Так, FDA отказывается признавать даже европейские стандарты. Не так давно российская компания BIOCAD получила сертификат GMP от ANVISA — государственной инспекции Бразилии. В этом случае полученный сертификат распространяется на выпуск конкретных препаратов (на основе моноклональных антител), которые производятся в Санкт-Петербурге. В случае с сертификацией ANVISA продукцию BIOCAD можно будет экспортировать не только в Бразилию, но и некоторые страны Латинской Америки, которые признают данный сертификат. А вот как сформулирована в ответе на запрос «ФО» позиция Минпромторга по данному вопросу: «В мире существует практика выездных проверок фармацевтических компаний-импортеров, даже если страна, на территории которой осуществляется производство конкретного ЛС, входит в состав международных организаций (например, PIC/S), способствующих сближению требований по организации производства. Российские правила GMP фактически тождественны требованиям GMP, которые приняты в Евросоюзе. Поэтому если иностранные производители соответствуют международным правилам GMP, они без труда пройдут и российскую инспекцию на соответствие правилам GMP. Однако автоматического признания международных сертификатов GMP не предусмотрено».

ДОРОГОЙ ИНСПЕКТОР

Когда зарубежные фармпроизводители упрекают Минпромторг в том, что все необходимые документы для введения новой нормы об обязательной GMP-сертификации не были своевременно выпущены, они в значительной степени правы. Так, «Правила организации и проведения инспектирования» были утверждены правительством лишь 3 декабря 2015 года, а приказ, определяющий методику расчета платы за инспектирование, — 11 января 2016 года. Последний приказ сразу же был оспорен ФАС. Именно этот документ вызывает больше всего недоумения и протестов со стороны международной фармы. Так, в письме, направленном в ФАС, представители AIPM выразили мнение, что список процедур инспектирования подлежит пересмотру, и призвали отказаться от ситуации, при которой услуги инспектирования будут оказываться на безальтернативной монопольной основе единственным поставщиком услуги — ФБУ «ГИЛС и НП». Особенное возмущение в AIPM вызвала методика расчета платы за инспектирование. Согласно заявлению Минпромторга, «оплата за проведение выездных проверок определена Минпромторгом на уровне стоимости аналогичных проверок других стран и составляет до 2,8 млн. рублей, включая зарплаты инспекторов и командировочные расходы, в зависимости от размеров площадки и производимой номенклатуры». Эту цифру исполнительный директор AIPM Владимир Шипков считает сильно завышенной: «Насколько мне известно, плата за инспектирование составляет около 3 млн. рублей плюс еще командировочные расходы. Это слишком большая и необоснованная сумма. Например, в США плата за проведение всего комплекса мероприятий по инспектированию одной производственной площадки составляет 10 тысяч долларов и вся эта сумма идет в государственный бюджет, по схеме, схожей с той, по которой в России фармкомпании оплачивают регистрационную экспертизу в ФБГУ «НЦЭСМП». В Европе эта сумма составляет примерно 20 тысяч евро. Почему же в России производитель платит в казну лишь 7,5 тысяч рублей за бланк, и в 400 раз больше должен платить неизвестно кому за 2-3-дневную инспекцию. Зарубежные компании оказались в заведомо худшем положении по сравнению с российскими предприятиями. С 2014 года все российские производители стали де-юре считаться работающими по стандарту GMP, если не доказано обратное. Без специального предварительного инспектирования. Например, я не знаю, где прописано инспектирование российских заводов. Российские предприятия не подлежат обязательным проверкам на соответствие требованиям GMP. Им достаточно предъявить ксерокопию производственной лицензии. И считается, что если лицензия действующая, то в нее «погружены» и требования стандарта GMP. И собственно получение GMP-сертификата российским компаниям ничего не стоит».

КОНСЕНСУС И «ДОРОЖНАЯ КАРТА»

Хотя предельная сумма в 2,8 млн. рублей за инспектирование не отличается по порядку величины от 20 тыс. евро — аналогичного показателя для европейских стран, вопросов к методике все же набирается много. В частности, согласно общемировой практике, плата за инспектирование производства составляет около 10% от суммарных затрат на регистрацию ЛС. В России же стоимость регистрации — основополагающей и сложной процедуры легализации препарата в стране, на которую обычно уходит не менее года, — составляет 325 тыс. рублей. В девять раз меньше цены за инспектирование, активная стадия которого занимает всего 2-3 дня. «Проведение инспекций сопряжено с дополнительными расходами для бизнеса, — признал в разговоре с «ФО» менеджер по связям с общественностью компании MSD Сергей Авдеенко. — Однако это позволяет всем участникам процесса — и государству, бизнесу, врачу и пациенту — быть уверенными, что ЛС произведено в соответствии со всеми принятыми стандартами». «Сложности с регистрацией ЛС в России у иностранных компаний объективно существуют, но вряд ли стоит подозревать, что это следствие сознательной политики государства, направленной исключительно на недопущение на отечественный рынок импортных препаратов, — высказал мнение в беседе с «ФО» глава подразделения «Здравоохранение» компании Synovate Comcon Олег Фельдман. — Институт инспектората зарубежных площадок существует во многих развитых и менее развитых странах. Тем не менее, очевидно, что в России регуляторная практика в отношении зарубежных производителей откровенно недружелюбна. Когда мы говорим о необходимости соответствия производства стандартам GMP, то имеет смысл начать, прежде всего, с самих с себя, с российских компаний. Безусловно, процедуры инспектората площадок на соответствие GMP в обе стороны должны существовать. Другое дело, что запуск этого механизма должен быть заведомо анонсирован и осуществляться таким образом, чтобы не препятствовать текущей деятельности компаний на нашем рынке. То есть здесь заведомо должна быть представлена всем «дорожная карта». Поскольку объем заявок на регистрацию в целом известен, вызывает некоторое сомнение возможность одновременно сертифицировать множество зарубежных площадок пока еще не окрепшим и заматеревшим инспекторатом. Сложно говорить о прямых потерях иностранных компаний, не имеющих возможности сегодня зарегистрировать свои новые ЛС вследствие новых процедур. Но система регулирования обращения ЛС должна быть, по моему глубокому убеждению, сфокусирована на каких-то не эфемерных, а конкретных показателях — например, должна способствовать появлению на отечественном рынке инновационных препаратов, как, например, это устроено, кажется, в Канаде. И для таких компаний имеет смысл задуматься об особом облегченном режиме регистрации. Очень важно придерживаться равных критериев при проведении GMP-сертификации, контроль за иностранными и российскими компаниями должен быть одинаковым. Сейчас необходимо перейти к предметному обсуждению вопроса, выработать консенсус между тремя заинтересованными сторонами: государством, иностранными производителями и российскими компаниями. Сложность задач, связанных с обеспечением качества производства, требует от государства более активного и ясного подхода, стимулирующего развитие рынка, а не создание препятствий».

В ОЖИДАНИИ ВЫБОРОВ

Очень сложно предсказать, как будет в дальнейшем развиваться ситуация. На сегодня в активе Минпромторга есть пять подтвержденных правильно оформленных заявлений на получение GMP-сертификатов и перспектива столкнуться с лавиной заявок во второй половине 2016 года. «Бигфарма» сохраняет выжидательную позицию и не спешит за сертификатами в Минпромторг, надеясь на смягчение условий регистрации ЛС. Нам же, пациентам, остается то ли потирать от радости руки при мысли о том, что скорые проверки выбросят, наконец, с рынка многочисленные ЛС, производящиеся вопреки стандартам, то ли задумываться, не пора ли запасаться к новому году необходимыми импортными ЛС. Что там будет с перерегистрацией в 2017-м — сейчас не может сказать никто. «Не думаю, что даже в таких условиях крупные фармкомпании сами уйдут с рынка, но может сложиться так, что «их уйдут», — считает исполнительный директор AIPM Владимир Шипков. — Если мы являемся социально ответственной индустрией, мы должны сделать все возможное, чтобы поменять правила и не допустить, чтобы этих производителей «ушли». Единственный способ избежать этого сценария — принятие упреждающих мер, чтобы избежать грозящей дефектуры ЛС. Речь здесь идет не о бизнесе иностранных компаний, а о доступности препаратов, которые давно представлены на российском рынке и хорошо себя зарекомендовали. Позволю себе прогноз на будущее: обязательно в требования законодательства будут внесены изменения, нравится всем нам это или нет. Держа в уме выборы в Госдуму, правительство вряд ли позволит себе допустить дефектуру ЛС на рынке даже ради строгого следования действующим нормам».

И.КАПУСТИН


Exit mobile version