«Аптечный союз», октябрь, 2014
САНКЦИОННАЯ ПРИВИВКА, ИЛИ КОМУ ВЫГОДЕН ЗАПРЕТ НА ПОСТАВКИ ИМПОРТНЫХ ЛЕКАРСТВ?
Минпромторг разработал постановление об ограничении поставок в Россию импортных лекарств, которое может быть внесено на рассмотрение в правительство уже в середине октября.
Законопроект запрещает иностранным производителям участвовать в российских тендерах на госзакупки лекарств при условии, если их конкурентами являются хотя бы два российских производителя. Он направлен на поддержку отечественной Фарминдустрии. Если предложение Минпромторга будет принято, ограничения коснутся закупок лекарственных средств, которые были произведены не в странах Таможенного союза — т.е. не в России, Белоруссии или Казахстане. Решение Минпромторга уже получило одобрение Главы кабинета министров Дмитрия Медведева. За последнее время премьер посетил ряд передовых фармацевтических производств в России, после чего призвал создать в России «лекарственную независимость от зарубежных средств». Кстати, сегодня доля российских лекарств от закупок государства составляет всего 22%. Разработчики Постановления полагают, что новый документ исправит ситуацию и доведет к 2018 году долю отечественных медикаментов до 90% в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), где их пока 26%. Но смогут ли российские фармацевтические компании своевременно восполнить рынок необходимыми препаратами? Ситуацию прокомментировал на встрече с журналистами в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.
О САНКЦИЯХ
Вопрос поддержки локальной (российской) фармацевтической промышленности никак не связан с санкциями Запада. По крайней мере, выступления премьера говорят о том, что запускать санкционную спираль не надо. Вопрос поддержки отечественного фармпроизводителя обсуждался еще в 2009 году. За это время построены свои предприятия, локализовалось много зарубежных транснациональных компаний. Были реконструированы и отремонтированы предприятия, оставшиеся еще с советских времен. Тем не менее, в Постановлении ни о каком запрете ввоза лекарственных препаратов на территорию России речи не идет: все как ввозилось, так и будет ввозиться. И на коммерческом рынке будут присутствовать все препараты, которые зарегистрированы в Российской Федерации, подтвердили свое качество, эффективность и безопасность. В Постановлении говорится только о бюджетных торгах. Если в стране производятся аналоги того или иного препарата, который будет разыгрываться на торгах, то соответственно импортируемый препарат участвовать в этих торгах не сможет.
О ЛОКАЛЬНОМ ПРОДУКТЕ
В Постановлении об ограничении поставок импортных лекарств в России речи не идет. И хотя у нас до сих пор нет определения «локального продукта», государство при закупках считает локальным лекарственный препарат, даже просто упакованный в нашей стране. Еще мы базируемся на 58 статье Таможенного кодекса Таможенного союза, которая определяет страну происхождения товара. Если у нас меняется четвертая цифра в коде, соответственно товар переходит из одной категории в другую. Если она не меняется — товар остается импортным. Но если разбирать тему подробнее, то помимо смены цифр предполагается формирование основной добавочной стоимости. Если мы заявим дорогую субстанцию, а мы понимаем, что это возможно, то ситуация может складываться по-разному. Именно поэтому было принято решение: признать (не важно, с какой глубиной переработки) все продукты, в данном случае лекарственные средства, произведенные на территории Российской Федерации, локальными. Так как в «локальные» производители свободно попадают и те компании, которые на территории России занимаются всего-навсего упаковкой своего продукта, который завозится в страну уже в готовом виде, начиная с 2016 либо с 2017 года все-таки, будем уходить от этого, и правила игры на лекарственном рынке будут прописаны более четко. В противном случае мы будем развивать не фармацевтическую промышленность, а бумажно-картонную.
О КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Если говорить о конкурентоспособности, на сегодняшний день она чрезвычайно высокая. Это подтверждает тот факт, что многие компании у нас локализуются, и не только на уровне упаковки. Растут кластеры — Калужский, Ярославский, в которых локализуются транснациональные компании. Компании со стопроцентным российским капиталом тоже не стоят на месте. У нас есть положительные примеры, когда продукты наших заводов поступают не только на традиционные рынки стран СНГ и Юго-Восточную Азию, но и в Европу. Из Обнинска продукты «Хемофарма» поступают на рынок Европы. Другое дело, что не во всех направлениях наша конкурентоспособность достаточно высокая. Фармпромышленность России — достаточно «пестрая». Есть компании, которые еще далеки от стандартов GMP. А есть компании, которые сегодня работают по мировым стандартам, и их продукты на российском рынке вынуждены конкурировать с продуктами тех компаний, которые далеки от этих стандартов. Поэтому с 1 января 2014 года стандарты GMP стали обязательными и Минпромторг (в его обязанности входит инспектирование и определение соответствия предприятия всем требованиям фармпроизводства) разработал график проверок. Мы вскоре увидим, кто соответствует современным требованиям фармпроизводства, а кто подлежит закрытию.
О ЦЕНЕ И КАЧЕСТВЕ
Причин для взлета цен на лекарственные препараты после принятия Постановления не вижу, потому что как минимум логистическую составляющую в транспортировке препарата мы сокращаем. Но есть зависимость от импортных субстанций, есть вопросы, связанные с курсом доллара, поэтому существенного понижения цен ждать не приходится, но и резких скачков вверх не будет. У нас были примеры, когда первые российские биоаналоги выходили на торги и опускали цену на 50-60%. Но это скорее разовые продажи на единичных торгах. В целом с начала года цены по ЖНВЛП не поднимались выше, чем на 1%. Это меньше, чем уровень инфляции. Что касается качества — это вопрос экспертной работы. Были случаи, когда мы выводили препарат на рынок, получали «добро» от экспертов, профессоров, академиков и вдруг сталкивались с тем, что их коллеги, такие же профессора и академики, но из других учреждений, заявляли, что препарат не работает или работает не так, как работает оригинал, хотя мы со своей стороны сделали все по закону.
ОБ ИНСУЛИНЕ
Крупнейшие иностранные фармкомпании локализовались в России. Пациенты не должны пострадать из-за отсутствия на рынке нужного лекарства. Сегодня на мировом рынке инсулинов есть три глобальных игрока — Novo Nordisk, Sanofi-Aventis и Eli Lilly. Первые две компании имеют площадки в России, а значит, будут допущены к бюджетным торгам. Eli Lilly уже рассматривает вопрос локализации посредством трансфера технологий через отечественную компанию. Так что вопрос с дефицитом препаратов вообще не стоит. А те пациенты, которые лечатся оригинальными препаратами, аналогов которым нет у нас, получат их.
О ВЫГОДЕ
Прежде всего, выгодно российским производителям и тем иностранным компаниям, кто локализовался в России. Навредить это Постановление никому не должно — ни производителям, ни пациентам. В Японии после Второй мировой войны за счет протекционистских мер также поднималось местное производство. При этом иностранные компании, вложившие деньги в размещение производств в России, хотят получить преференции, вернуть деньги. Что они и получают через реализацию этого Постановления.
Редакционный материал