«Фармацевтическое обозрение», 2002, N 7
ОБОРОТ НАРКОТИКОВ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
В январе 1998 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», который положил начало новому этапу правового регулирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ». С этого момента во исполнение данного закона принято более 10 постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе: — от 30.05.98 N 541 «Об утверждении положения о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»; — от 30.06.98 N 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Утвержденный Перечень включает списки I, II, III, IV;
- от 31.07.98 N 864 «Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ»;
- от 06.08.98 N 892 «Об утверждении правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами»;
- от 28.07.2000 N 577 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью»;
- от 21.06.2002 N 454 «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и др. Во исполнение упомянутого закона Министерством здравоохранения и Главным управлением внутренних дел Московской области ежегодно утверждается план совместных мероприятий. Фармацевтическую деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, аптечные учреждения осуществляют в соответствии с лицензиями Министерства здравоохранения Московской области. Все фармацевтические (аптечные) учреждения, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по технической укрепленности и оснащению средствами защиты соответствуют требованиям приказа МВД РФ от 05.10.98 N 625 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.98 N 541 «Об утверждении положения о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ». В целях упорядочения закупок наркотических средств и психотропных веществ и недопущения срывов в обеспечении ими населения и учреждений здравоохранения Московской области в 1999 г. впервые разработана и внедрена в работу автоматизированная система контроля закупок и поставок наркотических средств в аптечную сеть и учреждения здравоохранения. В базу данных системы внесены:
- сведения о фармацевтических (аптечных) организациях, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (наименование и адрес аптечных организаций, ФИО руководителя, номера телефонов и факсов);
- номер и срок действия лицензии на фармацевтическую деятельность, в т.ч. связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- перечень прикрепленных к аптеке учреждений здравоохранения с указанием числа коек по профилю заболеваний и количества амбулаторно-поликлинических посещений;
- расчетные нормативы потребления наркотических средств по каждой аптечной организации, по району (городу), в целом по Московской области;
- количество наркотических лекарственных средств, заявленных аптечной организацией на каждый месяц и отпущенных аптечным складом ГУП «Мособлфармация» и т.д. На основании статистических материалов, представляемых ежегодно территориальными органами управления здравоохранением и аптечной службой районов и городов Московской области и в соответствии с действующими нормативными документами, осуществляется расчет нормативов потребления наркотических лекарственных средств на год для амбулаторных и стационарных больных Московской области. Руководителям территориальных органов управления здравоохранением и аптечной службой, руководителям областных учреждений здравоохранения и ГУП «Мособлфармация» направляются «Расчетные нормативы потребности в наркотических лекарственных средствах» по всей номенклатуре, по каждой аптечной организации и в целом по району (городу). Кроме того, расчетные нормативы пересматриваются при получении аптечными организациями, ранее не осуществляющими деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лицензий на право осуществления этого вида деятельности. Для осуществления расчетов с поставщиками и покупателями наркотических средств ГУП «Мособлфармация» открыт отдельный расчетный счет. Следует отметить, что внедрение автоматизированной системы контроля закупок и поставок наркотических средств способствовало улучшению обеспечения населения и учреждений здравоохранения наркотическими средствами. Управлением организации лекарственной помощи Минздрава Московской области, территориальными органами управления здравоохранением и аптечной службой установлен постоянный контроль выполнения фармацевтическими (аптечными) организациями и учреждениями здравоохранения Московской области действующих нормативных документов, регламентирующих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Более четырех лет со дня выхода Федерального закона N 3-ФЗ пришлось ждать федерального постановления о порядке лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. 21 июня 2002 г. было принято постановление Правительства РФ N 454 «О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ». В нем утверждены: Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»; Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». В Постановлении определен порядок лицензирования деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами, установлены лицензионные требования и условия для осуществления данного вида деятельности, перечень документов, необходимых для получения лицензии, а также сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии лицензирующим органом, которым является Минздрав РФ или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Министерство здравоохранения Российской Федерации передало по соглашениям с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности. Согласно новому постановлению, лицензия на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, выдается сроком на 5 лет. Лицензии, выданные до принятия данного документа, действительны до окончания указанного в них срока. Что касается основных приказов Минздрава РФ по данному разделу, то до настоящего времени приказы не приведены в соответствие с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» и постановлениями Правительства РФ, принятых в соответствии или во исполнение Закона. Такое положение затрудняет выполнение отдельных требований Федерального закона, предъявляемых к деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Управлением организации лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской области направлены предложения в Министерство здравоохранения РФ для подготовки приказа, регламентирующего принципы нормирования и порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях. В частности, предложено:
- увеличить расчетные нормативы в наркотических препаратах «по поликлинике и амбулатории» в 3-5 раз, так как инкурабельные онкологические больные в подавляющем большинстве находятся не в стационарах, а в домашних условиях и получают препараты по спецрецептам врачей амбулаторно-поликлинических учреждений;
- увеличить расчетные нормативы для родильных отделений и роддомов в связи с новыми методами обезболивания;
- в расчетных нормативах предусмотреть все наркотические лекарственные средства, включенные в Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 N 681;
- предусмотреть оформление письменного распоряжения руководителя ЛПУ один раз (а не ежемесячно) для прикрепления больного к аптечному учреждению на обеспечение наркотическими средствами, после смерти больного направлять справку о прекращении отпуска наркотических средств;
- предусмотреть введение права руководителям территориальных органов управления здравоохранением и аптечной службой на распределение наркотических средств между аптечными организациями и лечебно-профилактическими учреждениями в пределах утвержденных для района (города) нормативов;
- предусмотреть введение права руководителей лечебно-профилактических учреждений на замену одних наркотических лекарственных препаратов другими в пределах общего объема наркотических средств по расчету, предусмотренному для данного учреждения; при этом главный врач может увеличить нормативы на одно отделение, если другие отделения не используют наркотики, но в пределах утвержденного норматива;
- предусмотреть порядок и разработать форму акта на уничтожение рецептов и требований, по которым были отпущены наркотические лекарственные средства и психотропные вещества;
- совместно с МВД РФ пересмотреть требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации объектов и помещений лечебно-профилактических учреждений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные приказом МВД РФ от 05.10.98 N 625.
Анализ обращений граждан
В Управлении организации лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской области подведены итоги по обращениям граждан за 1-е полугодие 2002 г. За это время управлением было получено 107 письменных и 123 устных обращения от жителей Подмосковья. Кроме собственно управления, куда непосредственно написали 27% обратившихся граждан, адресатами посланий также стали: аппарат Правительства МО (36%), пейджер губернатора МО (13%), а также Администрация Президента РФ, Минздрав РФ, Московская областная Дума, средства массовой информации и ряд других организаций. Большинство письменных обращений граждане направили именно в адрес областных госструктур (77%). Среди наиболее распространенных жалоб фигурируют такие, как: «врач отказывает в оформлении льготного рецептурного бланка» (25,5%), «аптечная организация не отпускает лекарственные препараты по льготному рецептурному бланку» (32,5%), «повышение цены на лекарственные средства» (6%), «отказ в льготном лекарственном обеспечении населения Московской области аптеками и ЛПУ г. Москвы» (6%), среди просьб — «оказать помощь в приобретении дорогостоящих лекарственных средств бесплатно» (6%), «разъяснить порядок льготного лекарственного обеспечения» (1,5%). Анализ показывает, что большинство и письменных, и устных обращений относятся к сфере льготного лекарственного обеспечения (около 66%). По сравнению с остальными категориями граждан инвалиды и участники Отечественной войны чаще прибегают к письменной форме обращения, чем к устной (20,5% против 6,5%). Среди рассмотренных за полугодие обращений приняты положительные решения по 30, даны разъяснения в 69 случаях и признаны необоснованными 30 жалоб. Срок рассмотрения каждого обращения не превышал 30 дней с момента его поступления в управление. Анализ обращений граждан по районам области представлен в таблице.
Анализ обращений граждан по районам Московской области
N Район Всего Жалобы Вопросы, Повторные Коллек- п/п (город) просьбы, обращения тивные устные письм. Всего от УОВ, ИОВ предложения устные письм. устные письм. устные письм. устные письм. 1 Балашихинский р-н 3 4 4 4 0 0 0 0 1 1 0 2 Волоколамский р-н 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 3 Воскресенский р-н 0 1 1 1 0 1 0 0 0 0 0 4 Дмитровский р-н 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 5 г. Долгопрудный 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 6 Домодедовский р-н 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 7 Егорьевский р-н 0 2 2 2 0 2 0 0 0 1 0 8 г. Железнодорожный 6 2 2 2 0 0 0 0 0 0 0 9 г. Жуковский 9 4 4 4 0 2 0 0 4 0 1 10 г. Ивантеевка 0 2 2 2 0 0 0 0 0 0 1 11 Истринский р-н 2 4 4 4 2 1 0 0 0 0 0 12 г. Климовск 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 13 Клинский р-н 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 14 г. Коломна 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 15 г. Королев 10 1 1 1 1 0 0 0 2 0 0 16 п. Котельники 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 17 г. Красноармейск 2 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 18 Красногорский р-н 4 4 4 4 0 0 0 0 0 0 0 19 г.Краснознаменск 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 20 Ленинский р-н 1 3 3 3 0 3 0 0 0 2 0 21 г. Лобня 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 22 г.Лыткарино 2 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 23 Люберецкий р-н 15 5 5 5 2 2 1 0 0 0 0 24 г. Москва 2 4 4 4 0 0 0 0 0 0 0 25 Можайский р-н 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 26 Мытищинский р-н 5 1 1 1 0 0 0 0 1 0 0 27 Наро-Фоминский р-н 0 7 7 7 0 3 0 0 0 1 0 28 Ногинский р-н 0 5 4 4 0 0 0 1 0 0 0 29 Одинцовский р-н 6 4 4 4 0 1 0 0 0 0 1 30 Озерский р-н 2 1 1 1 0 0 1 0 0 0 0 31 Орехово-Зуевский р-н 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 32 Павлово-Посадский р-н 1 2 2 2 0 2 0 0 0 0 0 33 г. Подольск 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 34 г. Протвино 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 1 35 Пушкинский р-н 6 8 8 8 0 2 0 0 0 3 2 36 Раменский р-н 1 1 1 1 1 0 0 0 0 0 0 37 г. Реутов 5 2 2 2 0 0 0 0 0 0 0 38 Рузский р-н 1 2 2 2 0 1 0 0 0 0 0 39 Сергиево-Посадский р-н 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 40 г. Серпухов 2 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 41 Солнечногорский р-н 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 42 Ступинский р-н 0 3 3 3 0 0 0 0 0 0 1 43 Талдомский р-н 1 2 2 2 0 0 0 0 0 0 0 44 Химкинский р-н 13 5 5 5 1 1 1 0 0 0 1 45 Чеховский р-н 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0 46 Шатурский р-н 0 1 1 1 0 0 0 0 0 0 0
Заместитель заведующего отделом
организации и контроля фармацевтической деятельности Управления организации
лекарственной помощи Министерства
здравоохранения Московской области
Г.С.МЕЩЕРЯКОВА