Recipe.Ru

Статья. «Некоторые аспекты анализа аптечного ассортимента в сетевых аптеках» (Д.Н.Яковлева, A.M.Битерякова) («Экономический вестник фармации», 2005, N 1)

«Экономический вестник фармации», 2005, N 1

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА АПТЕЧНОГО
АССОРТИМЕНТА В СЕТЕВЫХ АПТЕКАХ

Задачей аптеки на современном этапе развития экономики является не только получение прибыли, но, прежде всего — выполнение ее социальной функции по обеспечению населения качественными и доступными по цене лекарственными средствами. В настоящее время на аптечном рынке наблюдается значительная конкуренция, которая, несмотря на некоторые негативные стороны, повлекла за собой положительные изменения в деятельности аптек: внедрение маркетинговой информации, включающей изучение спроса и управление рынком лекарственных средств, внедрение новых рекламных проектов, расширение сервисных услуг и др. Важно отметить, что рост конкуренции вызвал изменения и в ассортиментной политике: привел к диверсификации ассортимента, его изменению в качественном и количественном отношении, ведению самостоятельной ценовой политики. Эти изменения коснулись и лекарственных средств, и парафармацевтических товаров (пищевые добавки, БАД, диетическое питание, травяные чаи, санитарно-гигиенические средства, лечебная косметика), и медицинской техники. В конкурентной борьбе за потребителя большое значение имеет качество продаваемой продукции, широкий спектр услуг, высокий уровень обслуживания. Но наиболее важным и актуальным при сложившейся жесткой конкуренции является правильно спланированный ассортимент. Поэтому большую популярность сейчас приобретают методы анализа ассортимента — как для обеспечения роста продаж и рентабельности, так и для формирования наиболее оптимального по номенклатуре товарного запаса. Для анализа ассортимента можно определять рентабельность по каждому наименованию и применять ABC-анализ. В основе ABC-анализа лежит принцип Парето (Vilfredo Pareto, 1848-1923 гг.), согласно которому 20% ассортиментных позиций приносят 80% прибыли. На практике при АВС-анализе все полученные наименования лекарственных средств распределяют на несколько групп: группа А характеризует высокооборачиваемые ЛС (пользующиеся наибольшим спросом), они составляют 10% ассортимента и дают 80% товарооборота; группа В — среднеоборачиваемые, на долю которых приходится 15% товарных позиций — обеспечивают 15% товарооборота; в группу С включаются низкоборачиваемые товары аптечного ассортимента (около 75% товарных позиций) — составляют 5% от товарооборота. Дополнительно в настоящее время при анализе аптечного ассортимента во многих аптечных организациях выделяют группу D -высокодоходные группы товаров. Как показывают результаты проведенного нами на основе анкетирования аптечных работников исследования, в аптечных сетях для формирования рационального аптечного ассортимента используются базовые ассортиментные планы, в которых имеется перечень наименований лекарственных препаратов и парафармацевтической продукции с указанием групп оборачиваемости (А, В, С, D), Q max и Q min, указанием основного поставщика, закупочных и розничных цен. На основе базового ассортиментного плана сети для каждой аптеки формируется индивидуальный план с учетом ее индивидуальных особенностей. Ассортиментный план формируется один раз в три месяца на основе данных статистики продаж, информации о новинках парафармации и новых лекарственных препаратов; этот план ежедневно корректируется с учетом пожеланий директоров аптек, спроса и предложения рынка. Ассортиментный план является регламентирующим инструментом для автоматизированных систем управления товарно-материальными запасами (ТМЗ). Для формирования ассортиментного плана на практике в сетевых аптеках чаще всего используется ABC-анализ. Данный анализ наиболее актуален для розничных аптечных организаций. ABC-анализ позволяет:

ОЗ = НЗ + РЗ — Ост.,

где ОЗ — объем заказа, уп.;
НЗ — нормативный запас (на один день торговли), уп.; РЗ — резервный запас (страховой запас), уп.; Ост. — остаток товара, уп.

Нормативный запас (НЗ) формируется в аптеке, исходя из ежедневной потребности в определенной группе товаров, по формуле:

HЗ = CP x tl,

где СР — скорость реализации, уп./день; tl — время оформления товарного заказа на определенный период (исходя из ежедневной потребности) (дни).

Резервный (страховой запас) определяется скоростью реализации, спросом и временем формирования запаса, исполнением заявки оптовым предприятием:

РЗ = СР х t2,

где СР- скорость реализации, уп./день;
t2 — время резервного заказа (дни).

Например, необходимо сформировать нормативный запас препарата Аскорутин, таблетки N 10: скорость реализации — 12 упаковок в день, время на оформление заказа — 2 дня:

НЗ = 12 x 2 = 24 упаковки.

Время для формирования резервного заказа составляет 2 дня, остаток товара в аптеке составляет 5 упаковок. Таким образом, можно вычислить объем заказа для препарата «Аскорутин», таблетки N 10:

ОЗ = 24 + 12 х 2 — 5 = 43 упаковки.

В ходе нашего исследования выяснилось, что в сетевых аптечных структурах пополнение товарных запасов осуществляется на основе определяемых в ассортиментном плане Q max и Q min (т.е. максимального и минимального количества товара, которое должно быть на складе и в каждой аптеке). При достижении Q min формируется отчет по дефектуре и после его обработки менеджером по закупкам или директором аптеки формируется заказ поставщику (отчет по дефектуре составляется ежедневно). При достижении максимального количества товара (Q max) формируется отчет по излишкам в аптеке (снимается еженедельно). Учитывая то обстоятельство, что сетевые аптеки пополняют товарные запасы с единой складской базы (в отличие от одиночных аптек, где также переходят на ежедневный заказ товара), заказ и доставка товара происходит в течение одного дня, а товарные запасы пополняются ежедневно. Таким образом, можно составить схему пополнения товарных запасов в зависимости от принадлежности лекарственных средств или парафармацевтических товаров к определенной товарной группе (А, В и С) для сетевой структуры. Группа А.
Q min = нормативный запас на 1 день торговли + нормативный запас на 1 день доставки; Q max = нормативный запас + резервный (страховой) запас (на 2-3 дня). Например, сделаем расчет для препарата Пиносол (капли 10 мл N 1), ежедневная реализация которого, по данным учета, составляет 7 упаковок в день: Q min = 7 + 7= 14 упаковок.;
Q max = 7 + 21 = 28 упаковок.
Группа В.
Q min = нормативный запас в 1 день торговли + нормативный запас на 1 день доставки; Q max = нормативный запас.
Например, мазь «Пиносол» (10 г) — препарат группы В, реализуется ежедневно в количестве 2 упаковок в день: Q min = 2 + 2 = 4 упаковки;
Q max = 7 упаковок.
Группа С — товарный запас не формируется. В сетевых аптеках на основе АБС-анализа, помимо формирования оптимальных запасов по каждому наименованию, осуществляется дифференцированное ценообразование с использованием системы наценок. В результате проведенного нами исследования выявлено, что ценовое позиционирование по лекарственным препаратам в рамках ассортиментного плана в аптечных сетях негосударственной формы собственности г. Москвы устанавливается следующим образом (табл. 1):

Табл. 1

Формирование цен на основе АБС-анализа

  Группа     Характеристика        Характеристика       Средняя                     группы                 цены           товарная                                                           наценка, %                                                                         А    высокооборачиваемые    среднерыночные цены     80-100              позиции,                                                           невысокодоходные А                                                                                                             A + D  высокооборачиваемые,   цены ниже                45-55              высокодоходные A + D   среднерыночных на 5%                                                                                      В    среднеоборачиваемые    среднерыночные цены      50-60              позиции,                                                           невысокодоходные                                                                                                               B + D  среднеоборачиваемые    среднерыночные цены      45-55              позиции,                                                           высокодоходные                                                                                                                   С    низкоборачиваемые С,   цены выше                 46                средняя цена           среднерыночных на                                                  10%                                                                                                     C + D  низкооборачиваемые С,  цены выше                 36                дорогостоящие          среднерыночных на 5%                

Следует отметить, что для групп товаров аптечного ассортимента A-D используется жесткая ценовая политика, так называемые ценовые ловушки. Таким образом, по полученным для аптечных организаций результатам, на группу А будет приходится около 80% стоимости. Следовательно, основной объем продаж будет обеспечивать реализация товаров группы А и В (B + D), эти 2 группы будут составлять основной диапазон контроля. Также наблюдается существенная динамика в ассортименте, входящем в группу А — в зависимости от времени года, изменения обязательных и жизненно важных перечней и их обновления. Согласно нашим исследованиям допустимая дефектура по ассортименту лекарственных препаратов в аптеках составляет: по группе А — 1%, по группе В — 5%, по группе С — 10%. Аналогично распределяется дефектура по ассортименту парафармацевтических товаров и изделий медицинского назначения. Распределение ассортимента по группам А, В, С в зависимости от скорости оборачиваемости показывает, что препараты, имеющие одно и тоже действующее вещество и выпускаемые одним и тем же производителем, могут находиться в разных группах, т.к. реализуются с разной скоростью. На основе проведенного социологического опроса руководителей аптек можно сделать вывод, что оборачиваемость отдельных позиций ассортиментного перечня влияют следующие факторы: — предпочтительная для потребителя лекарственная форма препарата. Так, согласно АБС-анализу, наибольшее количество лекарственных средств группы А составляет таблетированные формы (например, препарат «Амбробене»); — важную роль на скорость реализации оказывает количество фасованных единиц в упаковке (например, препарат «Афлубин» (капли), во флаконе 20 мл относится к группе А, аналогичный препарат «Афлубин» (капли) фл. в 50 мл (фасовка в 2 раза больше) — реализуется с меньшей скоростью, относится к группе В; — независимо от потребительских предпочтений, наиболее быстро будут оборачивают товарные позиции тех препаратов, на которые организуется рекламная компания (реклама в СМИ, проведение конкурсов в аптеке, наличие бонусов со стороны компании-производителя). По результатам проведенного исследования нами составлена блок-схема изучения ассортимента розничных аптечных организаций (рис. 1). Структуру аптечного ассортимента составляют товары обязательного ассортимента, на формирование которого влияют перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. При отсутствии обязательного ассортимента у розничной аптечной организации могут возникнуть сложности при лицензировании фармацевтической деятельности. Вместе с тем при формировании ассортимента руководителю аптечной организации необходимо постоянно следить за динамикой продаж препаратов обязательного перечня и других регламентируемых к отпуску позиций с тем, чтобы держать минимум запаса по малоходовым препаратам. Используются следующие методы контроля ассортимента: движение товара во времени, сравнение уровня продаж сходных товаров, оборачиваемость товара за определенный промежуток времени, применение торговой наценки. (рис. 1).

Рис. 1. Блок-схема изучения ассортимента аптечной организации.

Формирование: — классификация ассортимента > ABC-анализ -учет заболеваемости; — сегментация рынка

                                                                 Методы                                 Ассортимент розничной              контроля                                 аптечной организации            ассортимента  
                                       v                                                                                                                     > Движение товара                                Структура                                   во времени                                ассортимента                                                                                                                                             v                                                                                                                                  Сравнение уровня          Структура обязательного                                     >      продаж               аптечного ассортимента                                        сходных товаров   
                > Лекарственные препараты                              Оборачиваемость                                                                       >      товара                                     / \                                                                                    /   \                                                           /     \                                                                                                                                               Лекарственные препараты                         Начисление                                рецептурного отпуска                     > торговой наценки                                                                                                                              / \                                                  /   \                      >                                                                                         Товары, не входящие                              Лекарственные препараты                  в обязательный                                 безрецептурного отпуска                аптечный ассортимент    
                                                                      > Лекарственные                   Изделия медицинского                                      средства                    >      назначения                                                          
                                                                      > Парафармацев-                                                     Структура  <          тические товары                                                                                                                                                \  /                                                        \/                                                                                                                                      БАД                                                                 Лечебная косметика                                                      Диетическое питание                                                         Товары для детей                                                      Продукция "Масс-маркет"  

Наряду с обязательным, в аптечной организации формируется и свободный ассортимент - с учетом заболеваемости населения, расположения близлежащих к аптеке лечебно-профилактических учреждений (например, детская поликлиника, женская консультация влияют на формирование ассортимента с большей долей товаров для детей, включения в ассортимент парафармацевтической группы товаров для новорожденных); учитывается фактор сезонности спроса (например, повышенный спрос у населения в осенне-зимнее время на противопростудные препараты, препараты для профилактики и лечения гриппа, лекарства для повышения иммунитета) и т.д.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Sortiments-Controlling. Thomas Muller-Bohn. // "PTA heute" - N 9 - 2001.
  2. Максимова И.В. Пути расширения аптечного ассортимента. // Материалы научной программы XI Международной специализированной выставки "Аптека - 2004" - Москва - 2004 г.
  3. Максимова И. ABC-анализ ассортимента в аптеке. // Фармацевтическое обозрение. - N 10 (37), октябрь - 2004 - с. 28.
  4. Горшунова Л.Н., Тюренков И.Н. Практика управления ассортиментом аптечного предприятия. // Экономический вестник фармации. - 2001 - N 10. - с. 73-83.
  5. Кобзарь Л.В. Ассортимент и ассортиментная политика аптечного учреждения. // Новая аптека. - 2004 - N 3 - с. 53.

Кафедра управления и экономики фармации ФППОП ММА им. И.М.Сеченова, Москва
Д.Н.ЯКОВЛЕВА
A.M.БИТЕРЯКОВА


Exit mobile version