Recipe.Ru

Статья. «Макроэкономические показатели» (Совместная публикация Ассоциации международных фармацевтических производителей в России и компании RMBC) («Фармацевтические ведомости», 2004, N 3)

«Фармацевтические ведомости», 2004, N 3

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

По данным Госкомстата, уровень инфляции в январе 2004 года составил 1,8%, в то время как в январе прошлого года данный показатель составлял 2,4%. В свою очередь, индекс цен производителей промышленной продукции в январе текущего года составил 104,2% (против январского 100,4% в предыдущем году). Объем промышленного производства в январе 2004 года вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,5%. По предварительным данным Госкомстата, в январе 2004 года начисленная среднемесячная заработная плата одного работника составила 6022 рубля (около 209 долл.). Реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы выросли по сравнению с январем 2003 года соответственно на 14,8% и 16,5%.

Внутреннее производство

По данным Госкомстата, объем производства предприятиями химико-фармацевтической отрасли в декабре 2003 года вырос по сравнению с предыдущим месяцем на 5% и составил 115 млн. долл. По сравнению с декабрем предыдущего года рост составил 60%. В целом объем производства отечественных компаний в 2003 году составил 1099 млн. долл., что на 19% превышает соответствующий показатель, зафиксированный по итогам 2002 года. «Десятка ведущих предприятий по объему производства в 2003 году по своему составу идентична аналогичному рейтингу за предшествующий период (табл. 2). Объем производства десяти крупнейших предприятий по итогам года составил 570 млн. долл. (против 470 млн. долл. в 2002 г.). Кумулятивная доля первой «десятки» в общероссийском производстве за анализируемый период существенно не изменилась и составляет 52%.

Таблица 1

Основные показатели фармацевтического рынка, млн. долл. <>


<> Данные об объеме импорта за декабрь 2003 (таблица 1) включают в себя данные об объеме импорта двух групп: по коду ТНВЭД N 30 и N 2106. Данные об объеме импорта за январь 2004 — предварительные данные по коду ТНВЭД N 30.

Январь 2003 Декабрь 2003 Январь 2004

Объем производства <> 72,1 115,3 н/д

Объем импорта <*> 93,4 209,5 н/д

в т.ч. по коду ТНВЭД N 30 89,8 202,2 93,0

в т.ч. по коду ТНВЭД 3,6 7,3 н/д N 2106

Объем экспорта <**> 5,3 13,8 н/д

в т.ч. по коду ТНВЭД N 30 5,3 13,7 9,6

в т.ч. по коду ТНВЭД 0,0 0,1 н/д N 2106


<> Источник — Госкомстат.
<
*> Источник — ГТК.

Таблица 2

Десять ведущих химико-фармацевтических предприятий по объему производства в 2003 году

     Название компании      Место в рейтинге  Объем производства,                                                     млн. долл.                                                                                                      2003     2002      2003       2002                                                                         Ай-Си-Эн Фармасьютикалс      1        2       115,2      83,3                                                                         Отечественные лекарства      2        1       104,7      84,9                                                                         Верофарм                     3        4        55,4      47,4                                                                         Нижфарм                      4        5        53,2      38,6                                                                         Брынцалов-А                  5        3        48,6      51,5                                                                         Акрихин                      6        7        44,6      34,2                                                                         Мосхимфармпрепараты          7        6        44,3      36,2                                                                         Синтез                       8        8        39,3      32,2                                                                         Биосинтез                    9        9        32,9      32,1                                                                         Биохимик                    10       10        31,5      30,1     

<*> Источник - Госкомстат.

Розничный фармацевтический рынок Российской Федерации в 2003 году

Объем аптечного рынка в 2003 году составил 3,45 млрд. долл. в розничных ценах, что на 19% выше, чем в 2002 году. Средняя торговая надбавка в 2003 году составила 27%, что на 1 п.п. выше уровня 2002 года.

Таблица 3

Топ 20 производителей по объему
аптечных продаж

   Место в        Производитель <>        Объем продаж  Доля, %    рейтинге                                  (в оптовых                                                          ценах),   2003 2002   2003 2002                                 млн. долл.                                                                                                                          2003  2002                                                                                  1    1  Aventis                         101,7  97,1  3,8  4,2                                                                       2    2  Gedeon Richter Ltd.              82,3  70,8  3,0  3,1  

3 4 Berlin-Chemie/Menarini Pharma 81,8 56,7 3,0 2,5

G.m.b.H.

4 3 KRKA D.D. 71,0 58,7 2,6 2,6

5 7 Pfizer International Inc. <*> 67,0 51,5 2,5 2,2

6 5 Sanofi-Synthelabo 66,5 55,1 2,5 2,4

7 9 Novartis 63,7 50,5 2,3 2,2

8 10 Servier Pharmaceuticals 60,6 48,0 2,2 2,1

9 8 GlaxoSmithKline 59,1 51,5 2,2 2,2

10 12 Nycomed 57,4 42,3 2,1 1,8

11 6 ICN Pharmaceuticals-Russia 56,2 52,3 2,1 2,3

12 13 Lek d.d. 54,1 38,8 2,0 1,7

13 11 Pliva 47,6 42,8 1,8 1,9

14 14 Bristol-Myers Squibb 42,5 38,6 1,6 1,7

15 17 Egis Pharmaceuticals Ltd. 42,1 31,0 1,6 1,4

16 15 Dr Reddy’s Labs 39,2 34,5 1,4 1,5

   17   20  Boehringer Ingelheim Pharma      36,1  27,3  1,3  1,2             GesmbH                                                                                                                     18   27  Solvay Pharmaceuticals           35,8  21,9  1,3  1,0                                                                      19   21  F. Hoffmann-La Roche Ltd.        34,7  26,7  1,3  1,2                                                                      20   16  Janssen Pharmaceutica NV         32,8  31,1  1,2  1,4                                                                               Итого                          1132,4 927,2 41,8 40,4  

<> Члены AIMP выделены жирным шрифтом
<
*> Включая компанию Pharmacia N.V./S.A.

Таблица 4

Топ 20 торговых наименований по объему
аптечных продаж

   Место в      Торговое наименование      Объем продаж  Доля, %    рейтинге                                  (в оптовых                                                          ценах),   2003 2002   2003 2002                                 млн. долл.                                                                                                                          2003  2002                                                                                  1    1  Но-шпа                          25,8   22,6  1,0  1,0                                                                       2    3  Энап                            23,8   19,8  0,9  0,9                                                                       3    5  Боярышника настойка             23,3   18,2  0,9  0,8                                                                       4    4  Кавинтон                        22,8   19,5  0,8  0,9                                                                       5    6  Виагра                          21,8   16,3  0,8  0,7                                                                       6    2  Эссенциале Н                    20,6   20,0  0,8  0,9                                                                       7    7  Мезим форте                     20,3   15,8  0,7  0,7                                                                       8    8  Актовегин                       20,2   14,4  0,7  0,6                                                                       9   10  Эналаприл                       16,3   12,9  0,6  0,6                                                                      10   12  Капотен                         13,9   11,9  0,5  0,5                                                                      11   13  Арифон                          13,4   11,5  0,5  0,5                                                                      12   18  Аскорбиновая кислота            13,1   10,0  0,5  0,4             (витамин С)                                                                                                                13    9  Фестал                          13,1   13,0  0,5  0,6                                                                      14   17  Церебролизин                    12,3   10,3  0,5  0,4                                                                      15   16  Супрастин                       12,1   10,6  0,4  0,5                                                                      16   34  Колдрекс Хот Рем <*>            11,6    8,2  0,4  0,4  

17 54 ТераФлю от гриппа и простуды 11,6 6,1 0,4 0,3

18 23 Фервекс 11,6 9,3 0,4 0,4

19 15 Пенталгин-ICN 11,4 10,7 0,4 0,5

20 20 Диклофенак 11,3 9,7 0,4 0,4

Итого 330,4 271,1 12,2 11,8


<*> Все торговые наименования под маркой ХотРем.

Двадцатка ведущих производителей по объему аптечных продаж представлена в таблице 3. Общий объем продаж 20 лидирующих компаний увеличился с 927,2 млн. долл. в 2002 году до 1132,4 млн. долл. в 2003 году Кумулятивная доля двадцатки лидеров в 2003 году возросла с 40,4% до 41,8%. 19 из 20 компаний - зарубежные производители, большинство из которых являются членами AIPM. Лидером среди производителей по объему аптечных продаж по-прежнему является компания Aventis Pharma, но ее доля уменьшилась на 0,4 п.п. Это наиболее значительное снижение доли в "двадцатке". Компания Berlin-Chemie/Menarini Pharma G.m.b.H., наоборот, в наибольшей степени увеличила свою долю (на 0,5 п.п.) и, как следствие, поднялась на 3-е место в рейтинге. Доли компаний Pfizer International Inc., Nycomed, Lek D.D. и Solvay Pharmaceuticals также значительно увеличились - все на 0,3 п.п. В рейтинге 20 ведущих производителей появились новые компании - F. Hoffmann-La Roche Ltd. и Solvay Pharmaceuticals. В то же время, производители "Акрихин" и Balkanpharma, занимавшие в 2002 году 18-е и 19-е места соответственно, покинули рейтинг. Объем аптечных продаж 20 ведущих торговых наименований, представленных в таблице 4, составил 12% от общего объема аптечных продаж в 2003 году. В рейтинге самых продаваемых торговых марок произошли значительные изменения. Наибольший рост объемов продаж продемонстрировали препараты ТераФлю от гриппа и простуды (89%), Колдрекс Хот Рем (42%), актовегин (40%) и виагра (34%). Эти торговые марки, также как и боярышника настойка и мезим форте, являются лидерами по росту доли в общем объеме аптечных продаж. Доли препаратов эссенциале Н и фестал значительно уменьшились, в результате чего они оба опустились на 4 позиции в рейтинге. Препараты низорал, бисептол и темпалгин, занимавшие соответственно 11-е, 14-е и 19-е места в 2002 году, покинули двадцатку ведущих торговых наименований. Общая доля 10 ведущих МНН и группировочных наименований в 2003 году по сравнению с 2002 годом не изменилась и составила 12,3% (табл. 5). Доли двух ведущих МНН поливитамин + мультиминерал и эналаприл снизились обе на 0,1 п.п. Панкреатин, поливитамин и боярышника плоды улучшили свои позиции в рейтинге, доля каждого из них увеличилась на 0,1 п.п. Силденафил переместился с 12-го места на 9-е, таким образом, вошел в десятку. Ципрофлоксацин в 2003 году покинул рейтинг ведущих МНН. Общий объем продаж 10 лидирующих АТС групп в 2003 году составил 40,5% аптечного рынка (табл. 6). Первые 6 АТС групп в рейтинге 2003 года остались без изменений по сравнению с 2002 годом. Антибактериальные препараты для системного использования и анальгетики по-прежнему лидируют, но их доли уменьшились на 0,5 п.п. и 0,1 п.п. соответственно. Наибольшего роста объемов продаж (45%) и доли (0,6 п.п.) достигли препараты для устранения симптомов простуды и кашля. Противовоспалительные и противоревматические препараты увеличили объем аптечных продаж на 33% и переместились с 11-го на 8-е место, войдя в десятку ведущих АТС групп.

Таблица 5

Топ 10 МНН и группировочных наименований по объему аптечных продаж

   Место в               МНН               Объем продаж  Доля, %    рейтинге                                  (в оптовых                                                          ценах),   2003 2002   2003 2002                                 млн. долл.                                                                                                                          2003  2002                                                                                  1    1  Поливитамин + мультиминерал     63,7   55,5  2,3  2,4                                                                       2    2  Эналаприл                       60,1   52,2  2,2  2,3                                                                       3    3  Дротаверин                      31,5   28,3  1,2  1,2                                                                       4    6  Панкреатин                      29,7   22,5  1,1  1,0                                                                       5    4  Винпоцетин                      29,3   25,6  1,1  1,1                                                                       6    7  Поливитамин                     27,1   21,8  1,0  0,9                                                                       7    5  Диклофенак                      25,5   23,0  0,9  1,0                                                                       8    9  Боярышника плоды                23,4   18,2  0,9  0,8                                                                       9   12  Силденафил                      21,8   16,3  0,8  0,7  

10 8 Кофеин + кодеин + парацетамол 21,1 18,7 0,8 0,8

            + метамизол натрия +                                              фенобарбитал                                                                                                                        Итого                          333,3  282,1 12,3 12,3  

Таблица 6

Топ 10 АТС-групп по объему аптечных продаж

   Место в             Группа АТС          Объем продаж  Доля, %    рейтинге                                  (в оптовых                                                          ценах),   2003 2002   2003 2002                                 млн. долл.                                                                                                                          2003  2002                                                                                  1    1  J01 Антибактериальные           186,7 170,8  6,9  7,4                 препараты для системного                                          использования                                                                                                           2    2  N02 Анальгетики                 174,1 148,4  6,4  6,5                                                                       3    3  A11 Витамины                    141,1 116,8  5,2  5,1                                                                       4    4  C09 Препараты, влияющие на      108,5  87,4  4,0  3,8                 систему ренинангиотензин                                                                                                5    5  N06 Психоаналептики              99,9  84,1  3,7  3,7                                                                       6    6  R05 Препараты для устранения     95,3  66,8  3,5  2,9                 симптомов простуды и кашля                                                                                              7    9  G03 Половые гормоны              78,4  58,4  2,9  2,5                                                                       8   11  M01 Противовоспалительные и      73,8  55,5  2,7  2,4                 противоревматические                                              препараты                                                                                                               9    8  C01 Препараты для лечения        72,7  63,5  2,7  2,8                 заболеваний сердца                                                                                                     10    7  N05 Психотропные препараты       68,1  65,8  2,5  2,9                                                                                   Итого                      1098,6 917,5 40,5 40,0  

Заключение

По данным Розничного аудита RMBC, объем аптечного рынка России в 2003 году вырос на 19% по сравнению с 2002 годом. Западные компании, главным образом члены AIPM, доминируют по объемам аптечных продаж на российском рынке.

Ассоциация международных
фармацевтических производителей
в России и компания RMBC


Exit mobile version