Recipe.Ru

Статья. «Льгота-2005″: первые шаги» (О.Иванова) («Московские аптеки», 2005, N 2)

«Московские аптеки», 2005, N 2

«ЛЬГОТА-2005»: ПЕРВЫЕ ШАГИ

С 1 января 2005 года участники российского фармацевтического рынка вступили на новый путь: в нашей стране начала свою работу система дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), иными словами — новая программа льготного лекарственного обеспечения декретированных категорий граждан. Первым итогам работы в новой системе ДЛО посвящена тема сегодняшнего номера.

ЧТО ПЛАНИРОВАЛОСЬ

Старт реформе был дан с выходом Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, который упрощенно называют законом «О монетизации льгот». Предполагалось, что в России это будет первый шаг к созданию системы страхования, в конечном итоге направленной на удешевление лекарственной помощи для населения. В большинстве цивилизованных стран пациенты оплачивают только часть необходимых им ЛС, а львиная доля стоимости восполняется системой страхования, когда здоровые граждане (или их работодатели) посредством страховых взносов «оплачивают» лечение больных. Первоначальным страховщиком в России выступило государство, выделив на реализацию программы ДЛО 50,8 млрд. руб. Система льготного лекарственного обеспечения в нашей стране уже была, но работала в различных регионах с разной степенью успешности. Если в богатой столице был (и есть) широкий перечень ЛС, предназначенных для льготного отпуска, и отлаженная система пунктов при ЛПУ, через которые льготники получали (и получают) необходимые лекарства, то в подавляющем большинстве регионов многие граждане, имеющие право на льготы, даже не знали, что у них это право и есть, и бесплатных ЛС, таким образом, не видели. Все зависело от степени благополучия региона, наличия-отсутствия в его бюджете средств на льготный отпуск ЛС, а также от поступления финансовых средств на льготные нужды из федерального бюджета. Льготным отпуском заправляли местные руководители здравоохранения, поэтому федеральное руководство, интересуясь судьбой государственных денег, недоверчиво относилось к проводимым ими тендерам среди поставщиков ЛС. Инициатором создания системы ДЛО выступила Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Минздравсоцразвития РФ (Росздравнадзор). Буквально за полгода была проделана огромная работа. Был составлен новый реестр льготников, которых оказалось не 10 тыс., а около 16. Также был создан новый, гораздо более широкий «Перечень лекарственных средств», который отныне стал включать порядка 1800 позиций по торговым наименованиям с учетом лекарственных форм и дозировок. В новой схеме ДЛО главным заказчиком лекарства должно было стать не государство, как было до сих пор, а льготник, т.е. человек, который в этом лекарстве нуждается. Механизм работы предполагался рыночным. Ключевыми фигурами выступили Уполномоченные фармацевтические организации (УФО). Крупнейшие национальные дистрибьюторы поделили Россию территориально: ЗАО «ЦВ Протек» взяло на себя Центральный и Северо-Западный округ (кроме Москвы), «СИА Интернейшнл» — Южный и Уральский федеральные округа, «Биотек» — Приволжский округ, Фармацевтическая группа «Роста» — Сибирь и Дальний Восток, «Фармимекс» — Чечню и Ингушетию. УФО заключали контракты с производителями, должны были обеспечить компьютерными программами аптеки и пункты отпуска ЛС, взявшие на себя «льготу». На дистрибьютора, таким образом, возлагалась задача по созданию всей логистической инфраструктуры. Со стороны производителей в программе могли участвовать все, кто предлагал препараты из перечня, достойного качества, и по цене, не превышающей референтную, которая была установлена государством. Производители должны были поставить свои медикаменты в кредит на 6 месяцев. Первые деньги государство обещало не ранее 15 февраля, когда из аптек и пунктов отпуска должны были поступить первые отчеты по льготному отпуску. Своеобразными контролерами работы системы должны были стать страховые компании — посредники между УФО и территориальными ФОМСами.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Когда 1 января программа ДЛО стартовала, жизнь начала вносить свои коррективы с бешеной скоростью. Перечень медикаментов, предназначенных для льготного отпуска, был окончательно готов только к Новому году. Конечно, завоз ЛС дистрибьюторами на территории производился заранее, но ориентировались они при этом на «старую льготу» (больше было не на что). Спрос в регионах спрогнозировать не смогли. В итоге после 1 января в аптеки стали приходить льготники, но ЛС, которые значились в их рецептах, в аптеках были далеко не всегда. Начались скандалы, митинги, протесты. Напряженность отчасти помогло снять Письмо Минздравсоцразвития (N 26-МЗ от 25.01.05), разрешающее аптекам отпускать собственные медикаменты в счет программы ДЛО, однако далеко не все аптечные предприятия преминули им воспользоваться, т.к. реализацию ими собственных ЛС сдерживали жесткие договоры с УФО. Кстати, именно УФО определяли и премиальные аптеке за участие в программе ДЛО. Общая надбавка: дистрибьютор плюс аптека государством была установлена в 35%. Очень многие аптеки стали жаловаться, что УФО выделили для них «премию» в 8,2% (10% — НДС), которая абсолютно не окупает трудозатрат, делая «льготу» для аптек экономически невыгодной обузой. В то время как аптеки жаловались на дистрибьюторов (нет лекарств, нет компьютерной техники и программного обеспечения, нет возможности для составления отчетности), дистрибьюторы жаловались на аптеки и региональных руководителей здравоохранения. «Они не умеют составить грамотную заявку», — говорили в УФО. Тем временем врачи выписывают рецепты. Впервые в их распоряжении оказался огромный перечень ЛС, и именно врачи стали основным источником формирования спроса на льготные медикаменты. В настоящий момент, пока этот спрос еще не сформировался, работники аптек и дистрибьюторы стараются более плотно работать с ЛПУ, чтобы доктора выписывали медикаменты не из перечня в 1800 позиций, а из того, что есть… Чтобы оптимизировать поставки медикаментов, уже предлагается слегка подсократить перечень, или врачам заранее сесть, подумать, подсчитать своих больных и сформировать заявку на месяц вперед. Во многих аптеках вручную занимаются формированием отчетности, а производители пока ждут возвращения денег за отпущенные медикаменты и сетуют на «вымывание» оборотных средств. А еще и страховые компании выбыли из программы ДЛО. «Альфастрахование-МС», «Газпроммедстрах», «Ингосстрах-М», «Капиталъ Медицинское Страхование», «Красный Крест», «РОСНО-МС», «Согласие-Вита», «Солидарность для жизни» в совместном пресс-релизе заявили, что они уже «провели за счет собственных средств подготовительную работу: разработали технологию персонифицированного учета и контроля отпускаемых бесплатно лекарственных средств, набрали дополнительный персонал и провели его обучение». Однако глава Минздравсоцразвития России М.Ю. Зурабов подчеркнул, что его ведомство готово «возобновить переговоры и рассмотреть вопрос о включении страховых компаний только с 2006 года или, возможно, со второй половины 2005 года, если страховщики ясно объявят нам, на каких условиях они готовы взять на себя часть рисков». Некий демарш, на наш взгляд, произошел и на столичном фронте. До вступления в действие программы ДЛО руководство Правительства Москвы ратовало за сохранение в столице старой системы льготного отпуска, потому что она и так хорошо работает. Сейчас в Москве до 1 апреля 2005 года сохранена старая схема, и в настоящий момент речь идет о заключении соглашения между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Москвы. Суть соглашения в том, чтобы до конца 2006 года московская «льгота» осталась без изменений, но финансовые средства, которые город сегодня тратит на закупку льготных медикаментов, должны быть восполнены Москве из федерального бюджета. Подводя итог, можно сделать вывод, что и федеральные власти, и врачи, и участники фармрынка, и руководители здравоохранения в регионах оказались не готовы к столь кардинальному реформированию системы льготного лекарственного обеспечения в столь сжатые сроки. Экономистам, безусловно, виднее, и если их расчеты изначально верны, то рынок действительно постепенно все расставит по своим местам. В ЛПУ и аптеках самого отдаленного региона поставят компьютеры, всех научат ими пользоваться, заработают логистические схемы и врач будет выписывать не то, что есть на складе (как было всегда), а то, что нужно его больному, а пациент придет в аптеку, спокойно и быстро получит необходимый ему медикамент. Конечно же, так и будет, если не получится, как у нас часто случается, «хотели, как лучше, получилось, как всегда».

О.ИВАНОВА
Подписано в печать
25.02.2005


Exit mobile version