Recipe.Ru

Статья. «Льгота-2005″: перспективы дальнейшей жизни» (О.Иванова) («Московские аптеки», 2005, N 3)

«Московские аптеки», 2005, N 3

«ЛЬГОТА-2005»: ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ

10 марта в рамках Х Юбилейной Всероссийской конференции «Аптечная сеть России-2005» состоялось секционное заседание по теме «Работа аптечных организаций в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ДЛО)». Основным докладчиком по данному вопросу стал советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Минздравсоцразвития РФ Михаил Александрович Гетьман.

ДИСТРИБЬЮТОРОВ БУДЕТ БОЛЬШЕ

На настоящий момент (10 марта) программа ДЛО вышла на стабильные показатели по обслуживанию рецептов, и уже можно от этапа устранения неполадок «в ручном режиме» постепенно переходить к эволюционному развитию системы и говорить о перспективах ее развития. Подводя итоги первых двух месяцев работы программы, определились основные проблемы. Недопоставки медикаментов иногда были связаны с неоправданно большими заявками регионов: например, от одного региона пришла заявка на 53 млн. руб., тогда как среднемесячный отпуск ЛС за прошлый год по России не превышал 1-1,5 млн. И губернатор этого региона еще долго возмущался, что нет медикаментов! Сейчас с формулировкой «до особого распоряжения» продлено Письмо МЗСР N 26 от 25 января 2005 г., разрешающее аптекам отпуск собственного товара в счет программы ДЛО. Что касается небольшого количества УФО, то их будет больше: сейчас идет работа по привлечению других дистрибьюторских компаний. Ситуация с референтными ценами, по мнению М.А.Гетьмана, не носит драматического характера. Согласно данным мониторинга, организованного Росздравнадзором, референтные цены сейчас ниже розничных в среднем на 8% и до конца года планируется снизить их на 20-25%.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ ОПРЕДЕЛИТ ГОСУДАРСТВО

Дальнейшее совершенствование системы ДЛО будет осуществляться по четырем основным направлениям: совершенствование системы ценообразования, дальнейшая работа над Перечнем лекарственных средств, предназначенных для льготного отпуска, налаживание системы отбора фармацевтических организаций — участников программы ДЛО, и системы контроля за осуществлением программы. На основе референтного ценообразования будет создаваться новая система государственного регулирования цен. Существующая система государство давно не устраивает, потому что любой производитель хорошо знает, как убедить регистрирующий орган в том, что его продукт имеет именно такую стоимость, а не иную. Однако до сих пор введение системы госрегулирования цен сдерживалось сопротивлением со стороны участников фармрынка, а также непрогнозируемостью ситуации в целом. Определение цены будет осуществляться следующим образом. Сначала статистически будет определяться «типовая упаковка», например, такой «упаковкой» из всех эналаприлов может стать эналаприл, 5 мг., N 20, т.е. то торговое наименование (ТН), которое чаще всего встречается в прайс-листах первичного звена (аптечного предприятия). Второй шаг — это съем цен у производителей по каждой «типовой упаковке». Затем проводится регрессионный анализ, получается формула, позволяющая экстраполировать данные на другие ТН конкретного МНН. В итоге Росздравнадзор будет устанавливать предельную розничную цену на «типовую упаковку», в зависимости от которой будут рассчитываться цены на другие продукты. В случае с дженериками, которые являются терапевтическими аналогами, расчет цены будет проводиться через курсовую стоимость лечения. Такая методика ценообразования апробирована в ряде европейских стран, в частности в Германии. «Мы хорошо понимаем, что у нас не Германия, а большая по площади страна, — подчеркнул М.А.Гетьман, — поэтому встает проблема дифференциации, формирования системы торговых надбавок. Рынок несбалансирован, поэтому (в отличие от формирования надбавок в системе ДЛО) отдельно будут установлены нормативы торговой надбавки для розничного звена — предельная розничная надбавка. А инициатива выбора дистрибьютора будет исходить от производителей (а не наоборот), исходя из потребностей рынка».

ОТ ПОЗИТИВНОГО ПЕРЕЧНЯ К НЕГАТИВНОМУ

Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (в дальнейшем просто Перечень) был утвержден Приказом МЗСР от 2 декабря 2004 г. N 296. Перечень пока несовершенен, т.к. был сформирован априорно на основе экспертных данных. Но даже такой перечень является хорошим, особенно для регионов, где перед врачами давно стояла проблема недостаточности ЛС для адекватной терапии. Сейчас вышедший Перечень дорабатывается, в марте в него будут вноситься изменения, однако в отдаленной перспективе планируется переход от позитивного перечня к негативному. Негативный перечень — это медикаменты, которые не покрываются государственными (страховыми) деньгами, и должны приобретаться пациентом за собственные средства. Обычно в такие перечни включаются препараты «стиля жизни», которые предназначены не столько для лечения, сколько для профилактики. Пока задача состоит в том, чтобы сделать открытым Перечень по торговым наименованиям. Доступ в систему должен быть свободным: цену на свои ТН компания сможет зарегистрировать в том случае, если она не будет превышать референтную и будут представлены доказательства качества предлагаемого продукта. Должно действовать и «правило замены», когда провизор получает право заменять выписанный препарат на синоним, кроме случаев непереносимости, когда необходимо конкретное ТН. Во всем мире выписка дженериков по МНН — это нормальная практика, которая позволяет нивелировать коммерческий интерес компаний (хотя это не всегда хорошо, потому что компаниям-производителям для развития нужна прибыль). Но с другой стороны ТН позволяют четко отделять препараты друг от друга, тогда как МНН бывает трудно дифференцировать: они похожи и графически, и фонетически. Для формирования системы лекарственного обеспечения посредством системы страхования необходима дальнейшая разработка единых стандартов лечения. Кроме того, Перечень может расширяться за счет системы соцстрахования: когда цена на то или иное ТН выше референтной, то пациент самостоятельно будет доплачивать существующую разницу.

СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

Определение фармацевтических организаций, которые могут стать участниками программы ДЛО, будет производиться, в том числе, и с учетом зарубежного опыта. Конечная цель — это создание модели, которая ближе всего к американской и предусматривает многообразие страховых планов. На первом этапе в нашей стране страховые компании отказались взять на себя необходимые финансовые риски, поэтому теперь их участие в программе возможно только со второго полугодия. Процессинг (или обработка рецептов) в перспективе должен лечь на плечи управляющих компаний. Льготный рецепт — это вексель, который может продаваться. 7 лет назад в США формирование аналогичной системы началось с того, что управляющие компании выкупили рецепты у аптек (билинг) с дисконтом (вознаграждением). В России уже сейчас в ряде регионов есть подобные управляющие компании, которые работают в смежных сегментах рынка (внешнее управление региональными сетями «36,6», «03»). И уже сейчас УФО, в частности, ЦВ «Протек» и компания «СИА», заключают соглашения и принимают на себя обязательства по получению денежных средств и дальнейшему расчету с аптеками, а в некоторых случаях авансируют отпуск аптеками медикаментов. Руководители аптечных организаций из зала высказали претензии к УФО, которые не то что не авансируют, а «диктуют в приказном порядке низкую наценку, отказываясь иначе заключать договора и поставлять товар». На что М.А.Гетьман посоветовал по примеру аптечной сети «Пермские аптеки» аптекам объединяться и самим отказываться принимать товар у дистрибьютора до повышения наценки. «Тогда дистрибьютор со своим товаром сядет, — сказал М.А.Гетьман, — а если какие-то компании в итоге не справятся с поставками, то будут другие компании. Свято место пусто не бывает».

НАРУШЕНИЯ И КОНТРОЛЬ

Большое значение имеет обеспечение контроля в ходе реализации программы ДЛО. Например, в перспективе предусматривается формирование позиции представителя, защищающего права пациентов. Уже сейчас, за какие-то два месяца работы программы, анализ цен позволил выявить 120 контрактов, по которым в 2004 г. в Россию было ввезено фармацевтической продукции на сумму в 88 млн. долларов. При этом из 33 организаций-поставщиков 19 заявили, что с ними никакие контракты не заключались! Уже выявлено несколько серий фальсификата, кроме того, обнаружено 3 компании, на складах которых лежали медикаменты, которые за эти 2 месяца были якобы отпущены пациентам-льготникам! В заключении М.А.Гетьман подчеркнул, что программа ДЛО будет работать и развиваться. К старой системе возврата нет.

О.ИВАНОВА
Подписано в печать
28.03.2005


Exit mobile version