Recipe.Ru

Статья. «Конкурентный бенчмаркинг — стратегия развития аптеки» (Н.Наумова) («Аптечный бизнес», 2007, N 7)

«Аптечный бизнес», 2007, N 7

КОНКУРЕНТНЫЙ БЕНЧМАРКИНГ — СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПТЕКИ

Конкурентный бенчмаркинг (от англ. Benchmark — начало отсчета) — методика анализа деятельности аптеки, основанная на сравнении своего потенциала с потенциалом конкурента-лидера. Эту технологию следует рассматривать как направление маркетинговых исследований, целью которого является нахождение бизнеса, у которого дела идут лучше, для заимствования передового опыта.

Бенчмаркинг означает желание лучшего стать еще лучше. Это относительно новое направление в сфере бизнес-технологий. Как метод, используемый для оценки эффективности бизнеса, он разработан в 1972 году в США. В 1979 году американская компания «Ксерокс» приступила к анализу по данной методике качества собственных товаров по сравнению с японскими. Тщательно изучалось все лучшее, чтобы затем произвести более конкурентоспособные модификации и предложить их рынку по более низкой цене. Проект имел большой успех. Таким образом, бенчмаркинг — это постоянное изучение лучшего в практике конкурентов. Использование бенчмаркинга имеет разные направления: — он может рассматриваться как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с предприятиями-лидерами, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке; — в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемы по выполнению заказов и транспортировке, контактов с поставщиками; — на рынке сбыта товаров и услуг определить факторы привлекательности для потребителя, удовлетворенности качеством обслуживания и т.п. Данная технология базируется на важности покупателя, культурных изменениях. Benchmark — это нечто, обладающее количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон. Существуют следующие виды бенчмаркинга: — внутренний — осуществляемый внутри аптечной организации. Он базируется на сопоставлении характеристик производственных единиц схожих процессов, например, сравниваются результаты работы структурных подразделений или филиалов аптеки для выявления лучших; — функциональный — сравнение определенной функции (продажи, закупки и т.д.) двух и более организаций в том же секторе или разных секторах. Появляется возможность обнаружения нестандартных подходов; — конкурентный — сравнение своего предприятия с прямыми конкурентами по различным параметрам; — общий — сравнение аптеки с непрямыми конкурентами (компаниями смежных отраслей) по выбранным параметрам; — глобальный — рассматривается как инструмент организации международных обменов с учетом национальных особенностей процессов организации производства. Процесс конкурентного бенчмаркинга включает в себя изучение факторов успеха, определение объекта исследования, основные правила сбора информации, ее анализ, а также разработку новых стратегий развития и подходов к обучению. Схематично этапы проведения бенчмаркинга можно изобразить следующим образом (рисунок 1): — определение объекта исследования;
— выбор партнера — «конкурента-лидера»; — поиск информации;
— анализ полученной информации;
— внедрение достижений конкурентов в практику работы аптеки; — контроль результатов.

Рисунок 1. Этапы бенчмаркинга

                             Определение                                 объекта                                исследования                                                                          Контроль                     /\              Выбор партнера -     результатов                                    "конкурента-                                                           лидера"             /\                                                                                                                 /\                             Бенчмаркинг                  
     Внедрение                                          Поиск           достижений <                               >    информации        конкурентов                                                                                      \/                                                                                                           Анализ                                    полученной                                  информации     

На этапе определения объекта бенчмаркинга устанавливаются потребности аптечного предприятия в улучшениях, изменениях. Изучаются основные факторы, влияющие на эффективность его деятельности, особо важные для реализации конкурентных преимуществ. Анализ производства можно применить к товарам, услугам, функциям, стратегиям, процессам и т.д. Выбор объектов исследования осуществляется самим предприятием и его сотрудниками. Приоритетные направления изменений могут определяться путем их ранжирования по важности. Применительно к аптеке приоритетными могут быть следующие направления: - ассортиментная политика;
- ценовая политика;
- политика стимулирования продаж, в том числе рекламная деятельность (ATL и BTL-технологии);

Таблица 1

Процесс оценки аптеки методом бенчмаркинга (пример)

          Ключевой    Удельный  Аптека     Конкурент 1     Конкурент 2     Конкурент 3              фактор       вес    (оценка в    (оценка в       (оценка в       (оценка в                          фактора  баллах и      баллах,         баллах,         баллах,                            (x 10)  значение)    значение,       значение,       значение,                                                 разрыв)         разрыв)        разрыв)                                                                                                 Ассортиментная        2,0    7 (14,0)     7 (14,0) 0     9 (18,0) 4,0   10 (20,0) 6,0   

политика

Ценовая политика 1,8 6 (10,8) 8 (14,4) 3,6 10 (18,0) 7,2 9 (16,2) 5,4

Политика 1,4 5 (7,0) 6 (8,4) 1,4 10 (14,0) 7,0 10 (14,0) 7,0 стимулирования продаж

Виды и качество 1,2 7 (8,4) 6 (7,2)-1,2 9 (10,8) 2,4 10 (12,0) 3,6 оказываемых услуг

Возможность покупки 1,0 0 (0) 6 (6,0) 6,0 8 (8,0) 8,0 10 (10,0) 10,0 товара в кредит

Квалификация 1,6 8 (12,8) 8 (12,8) 0 8 (12,8) 0 9 (14,4) 1,6 провизоров (фармацевтов)

Узнаваемость 1,0 5 (5,0) 7 (7,0) 2,0 9 (9,0) 4,0 10 (10,0) 5,0 аптеки, репутация

Итого: 38 (58,0) 48 (69,8) 11,8 63 (90,6) 32,6 68 (96,6) 38,6

Сравнением значений показателей аптеки и лидера определяется конкурентный разрыв, либо как разница между оценочным результатом в аптеке и эталонным значением. Анализ конкурентного разрыва в целом дает возможность аптеке выявить степень отставания от участников фармацевтического рынка, добивающихся лучших результатов, а анализ значений разрыва по конкретным направлениям позволяет определить те из них, которые в первую очередь нуждаются в улучшениях. Такая информация имеет большое значение, так как позволяет руководству аптеки в условиях ограниченных финансовых и организационных возможностей сориентироваться, на какие цели следует направить имеющиеся ресурсы в первую очередь. Из таблицы 1 видно, что наибольший конкурентный разрыв наблюдается по таким факторам успеха, как возможность покупки товара в кредит, ценовая политика и политика стимулирования продаж. Главным конкурентом для исследуемой аптеки является Конкурент 3, демонстрирующий наилучшие результаты организации своей деятельности по многим направлениям: ассортиментной политике, политике стимулирования продаж, видам и качеству оказываемых услуг, предоставления клиентам возможности покупки товара в кредит, имиджу. В то же время искусству ценообразования на товары аптечного ассортимента разумнее поучиться у Конкурента 2, который получил по способности формирования ценовой политики высшую оценку экспертов. Что касается Конкурента 1, то он по некоторым факторам успеха даже проигрывает исследуемой аптеке, например, по видам и качеству оказываемых услуг. По результатам проведенного бенчмаркингового исследования осуществляется формирование стратегии, позволяющей снизить конкурентный разрыв, например: - изменение ценовой стратегии;
- оптимизация ассортимента;
- организация информационно-рекламной поддержки всем новым услугам и товарам; - применение BTL-технологий для формирования позитивного отношения к аптеке;

К.ф.н.
Н.НАУМОВА


Exit mobile version