Recipe.Ru

Статья. «Год реформ с точки зрения ассоциаций…» (Редакционный материал) («Российские аптеки», 2010, N 24)

«Российские аптеки», 2010, N 24

ГОД РЕФОРМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АССОЦИАЦИЙ…

Подошел к концу сложный, насыщенный различными значимыми для аптечной розницы событиями 2010 г. Аптекам он принес в первую очередь новые законодательные нормы, согласно которым им пришлось вносить существенные коррективы в привычный ход своих бизнес-процессов. Учитывая важность произошедшего, подвести итоги и сделать первые прогнозы на год грядущий мы попросили глав ведущих аптечных ассоциаций страны.

«ПРОБЛЕМЫ НАРАСТАЛИ КАК СНЕЖНЫЙ КОМ…»

Елена Неволина,
Исполнительный директор НП «Аптечная гильдия»: «Очень надеемся, что та «черная полоса», которая началась для аптечных организаций еще в 2009 г. и продолжалась практически весь 2010 г., наконец пойдет на убыль»

Начало 2010 г «ознаменовалось» появлением нового Перечня ЖНВЛС и вступлением в силу всех изменений в Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» за исключением п. 20, который вступал в силу с 01.04.2010. Причем эта отсрочка была принята 30.12.2009. А сколько было мнений насчет даты вступления в силу самого Перечня! Ведь его утвердили специальным документом — Распоряжением Правительства, которое имеет силу с момента подписания. Правда, с момента подписания до момента опубликования на сайте Правительства прошла почти неделя. Пока вся страна наслаждалась Новогодними каникулами, фармацевтические работники пытались «совладать» с документами, устанавливающими порядок ценообразования на ЖНВЛС. И ведь эти документы даже не вызывали отторжения, а лишь вопросы, потому что многие установленные нормы требовали дополнительных разъяснений от органов исполнительной власти, причем федерального уровня. Здесь хочется высказать слова особой благодарности Росздравнадзору и Федеральной службе по тарифам, которые в конце января провели совещание и дали разъяснение участникам фармрынка по многим вопросам, закрепив ответы в письменном виде. Однако проблемы нарастали как снежный ком, и многие из них проявлялись лишь при проведении проверок сотрудниками прокуратуры. Так возникла проблема с препаратами, цены на которые были зарегистрированы в иностранной валюте. Позволю себе напомнить суть проблемы: в Постановление N 782 в августе 2009 г. (Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 654) были внесены изменения, в частности в п. 20, указывающий, как формировать отпускную цену на ЛС организациям оптовой торговли и аптечным учреждениям. В соответствии с этим пунктом оптовая и розничная наценки применяются к фактической отпускной цене производителя, декларируемой при пересечении товаром таможенной границы РФ, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза, которая не должна превышать зарегистрированную предельную отпускную цену производителя. При этом предельная отпускная цена производителя, зарегистрированная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату оформления грузовой таможенной декларации. Сложно сказать почему, но при внесении в 2009 г. изменений в п. 20 их забыли сопоставить с уже присутствующей в постановлении 2001 г. нормой. Так, в п. 11 Постановления Правительства от 09.11.2001 N 782 уже был установлен отличный порядок пересчета в рубли цены ЖНВЛС, зарегистрированной в валюте: «Цена, регистрируемая в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату ее государственной регистрации и при обновлении Государственного реестра цен на лекарственные средства». Налицо вопиющее несоответствие пунктов 11 и 20 при формировании цены: например, если на препарат при его ввозе курс евро на день составления таможенной декларации был равен 43,78 руб., а на день обновления реестра 39,70 руб., то разница в 4,08 руб. по установленному порядку должна была покрываться за счет наценки аптеки. И здесь опять хочется поблагодарить Росздравнадзор и ФСТ, которые «по умолчанию» решили этот вопрос в пользу аптек. Как только устоялась ситуация с ценами, прокуратура с рвением кинулась проверять наличие в аптеках всех лекарственных форм минимального ассортимента (приказ N 312). И даже в некоторых регионах начали давать указания об обязательном наличии СДВ, а отсутствие условий хранения предлагали устранить немедленно! Несмотря на заверение Минздравсоцразвития России о появлении весной нового минимального ассортимента, аптечные работники увидели его только в середине осени. И опять с обязательным наличием лекарственных форм. Практические работники аптек в большинстве своем не понимают необходимость этого документа, но при этом стараются соблюдать требования. Особо хочется остановиться на 1 сентября. Значимая дата для всего фармацевтического сообщества. Причем аптеки столкнулись с вопросом, на который не обращали внимание ни при обсуждении проекта, ни при его принятии в 3-х чтениях: маркировка упаковки. Не буду подробно останавливаться на описании всей проблемы, главное, что со второй поправки проблему сняли. Единственное, что осталось понять аптекам, как определить, когда нанесена маркировка на упаковку, до 1 сентября или позже, зато ясно сказано, что продавать можно до истечения срока годности, а это главное. Отрадно отметить, что Минздравсоцразвития России к концу года начал «открываться» для участников отрасли. Участие в Госсовете в г. Козельске двух крупнейших аптечных сетей мы рассматриваем как позитивный сдвиг. С подробной стенограммой заседания можно ознакомиться на сайте kremlin.ru, но здорово, что благодаря «36,6» даже президент России теперь знает, что такое «розничное импортозамещение». И особая благодарность руководителю Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктору Дмитриеву, который озвучил перед президентом проблему того, что сегодня только аптеки законодательно обязывают иметь в наличии минимальный ассортимент, больше ни на одного участника отрасли это требование не распространяется. Министр пообещала, что дистрибьюторов тоже обяжут. Еще один важный шаг Минздравсоцразвития России навстречу профессиональному сообществу — форум «Национальная лекарственная политика». Секционные заседания, проведенные в рамках этого форума, позволили участникам получить ответы на многие злободневные вопросы. Министр пообещала, что форум теперь будет проходить ежегодно. Положительным трендом года можно назвать и тот факт, что в разработанном Минздравсоцразвития России проекте Закона «Об охране здоровья граждан РФ» были учтены предложения участников НП «Аптечная гильдия» и появились понятия «фармацевтическая организация» и «фармацевтический работник». Это очень важно с той точки зрения, что сегодня аптека по кодам видов экономической деятельности относится к разделу «ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МОТОЦИКЛОВ, БЫТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПРЕДМЕТОВ ЛИЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ», код вида: 52.3 Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами; 52.31 Розничная торговля фармацевтическими товарами; 52.32 Розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями; 52.33 Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами; 52.33.1 Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами, кроме мыла; 52.33.2 Розничная торговля туалетным и хозяйственным мылом. И никакого упоминания о социальной направленности в деятельности аптек нет. А поэтому нет и льгот по налогам. Действительно, как можно давать льготы торговле? Даже самой зарегулированной в России! Тем не менее, включение фармацевтических организаций и фармацевтических работников в дефинитивный аппарат законопроекта дает слабую надежду на то, что можно будет добиться отнесения аптечных организаций к социальной сфере деятельности. А это даст возможность продления договоров муниципальной аренды без проведения аукционов и конкурсов, возможность отстоять необходимость переходного периода на страховые взносы… Очень надеемся, что та «черная полоса», которая началась для аптечных организаций еще в 2009 г. и продолжалась практически весь 2010 г., наконец пойдет на убыль. Наши законодатели будут с большим пониманием относиться к представителям розничной сферы аптечного бизнеса. И наконец, при разработке нормативных актов станет учитываться, что в соответствии с Гражданским кодексом основной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение прибыли. По крайней мере НП «Аптечная гильдия» будет этому всячески способствовать.

«РЕФОРМЫ НАЧАТЫ, И МЫ ИСКРЕННЕ ВЕРИМ…»

Нелли Игнатьева,
Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), к.ф.н.:
«Повышение контролирующих функций государства абсолютно справедливо».

Фармацевтическая деятельность — лицензируемый вид деятельности. 2010 г. — год, положивший начало изменению регламентов нашей работы, поскольку в 2013 г. нас ожидает отмена лицензирования, т.е. переход к уведомительному порядку начала осуществления деятельности. Как известно, аптечные организации выполняют две важные функции: социальную и торговую, и уходящий год коснулся всех граней аптечной деятельности в части изменений законодательства, регламентирующего ее. Но количество требований, накладываемых на фармдеятельность, и определяется лицензионными условиями, предъявляемыми к аптечным организациям, и они практически не претерпели изменений в 2010 г. по объему. Напротив, с точки зрения законодательного реформирования мы видим много положительных нововведений. Во-первых, механизмы регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты были закреплены в законе, тем самым определив регулирование цен только на Перечень ЖНВЛС и совместно с Постановлением Правительства отменив возможность установления торговых надбавок на ЛП, не входящие в перечень, тогда как в 65 субъектах РФ наценки регулировались практически на весь ассортимент. Прозрачность предложенных Правительством механизмов регулирования цен сегодня уже предъявляет требования ко всем участникам товаропроводящей цепи, что вселяет аптечным организациям долгожданную справедливость контроля не только аптек, что имело место быть ранее, за весь период практического присутствия ЖНВЛС на нашем рынке начиная с 1991 г. Во-вторых, в этом году аптеки получили новый минимальный перечень, который многими критикуется, но ведь его ассортимент представлен существенно сокращенным количеством ЛП, а оценивать, почему тот или иной препарат включен в минимальный ассортимент со стороны аптек, непрофессионально, это компетенция врачей. Я считаю, что для аптек главное обеспечить его, для чего необходимо наличие ЛП в обращении в требуемом количестве на рынке, но и это уже другой вопрос. Еще раз повторюсь, повышение контролирующих функций государства абсолютно справедливо. Сегодня рынок представлен 1200 производителями, 1120 дистрибьюторами и 49000 аптечных организаций. Рентабельность дистрибьюторов — 3-5%, тогда как у «всегда виноватых» в высоких ценах аптек рентабельность 0,5-2% (причем 2% она составляет только у 14% аптечных организаций). Роль дистрибьютора сегодня переходит в функцию логистического оператора, что должно отразиться на стабилизации цен на ЛП. Год 2010 — год законодательных реформ всех сфер деятельности. Что касается оценки начатых реформ: реформы начаты, и мы искренне верим в их конструктивное продолжение. Год подарил нам долгожданный ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и заслуга РААС в работе над законопроектом и уже после его принятия во время внесения поправок заключается в том, что в него введены новые формулировки товарных групп, разрешенных к реализации через аптечные организации, и в т.ч. нами сохранена косметическая и парфюмерная продукция. В ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» была включена группа «лечебная парфюмерно-косметическая продукция». Однако «лечебная косметика» — термин маркетологов, и в мировой практике понятия и соответственно товарной группы «лечебная косметика» не существует. Если бы РААС не вмешалась, с 1 сентября этой косметики в ассортименте наших аптек не стало бы. Мы вышли на общественные площадки, привлекли производителей косметической продукции, их ассоциации, начали работу с аппаратом правительства, с двумя нашими основными министерствами — Минздравсоцразвития России и Минпромторгом. Мы давали точную (и весьма пессимистическую) оценку тому, что может произойти с российскими аптеками, приводили данные мирового опыта (обобщенного ассоциацией). И наши аргументы были убедительными, РААС достигла результата. Данные поправки в закон помогут сохранить на рынке большое количество аптек. И хотя по статистике этого года (предварительные результаты) аптек стало меньше (рынок потерял около 2000 аптек), очевидно, что если бы мы не отстояли косметику в ассортименте, то эти цифры утраченных рынком аптек были бы еще серьезнее. Но это не единственное наше достижение последнего времени. В ФЗ в число разрешенных к реализации товарных групп включены БАД. Мы отстаивали БАДы, как и ряд других товарных категорий. Хочу отметить, что РААС очень долго и целенаправленно, практически на протяжении всей своей деятельности, отстаивает расширенный ассортимент. И это не только интересы бизнеса — наша деятельность социально ориентирована, и мы прекрасно понимаем, насколько важна такая составляющая, как профилактика заболеваний. В этом году РААС исполнилось 7 лет. Наша ассоциация — первый официальный представитель интересов участников розничного фармрынка, первая некоммерческая организация, взявшая на себя бремя борьбы за интересы российских аптек при создании РААС, заявила о том, что рынку нужны механизмы саморегулирования, и сегодня саморегулируемые организации (СРО) уже становятся неотъемлемой частью нашей жизни. В 2013 г., когда мы перейдем от лицензирования на уведомительный порядок начала осуществления фармацевтической деятельности, именно СРО будут играть важную роль в контроле за деятельностью аптек страны. РААС к этому уже готова и находится в стадии оформления статуса саморегулируемой организации. 2010 г. также расширил географию нашей ассоциации: сегодня аптеки РААС представлены в 43 субъектах РФ, в наш состав входят 85 юридических лиц, «живущих» под отдельными брэндами аптечных сетей, часть из которых входит в состав крупных сетей. В этом году в наш состав вошла Брянская фармацевтическая ассоциация, государственные муниципальные сети, гомеопатическая аптека. Таким образом, мы расширили не только географию охвата аптек РААС, но и круг своих задач, охватив проблемы государственных аптек, региональных профильных ассоциаций и гомеопатического аптечного производства. Единственно, в чем мы сегодня уверены, так это в том, что значимость саморегулируемых организаций возрастет, и вероятнее всего большая ответственность будет возложена именно на эти организации — государство будет контролировать, а СРО будут контролировать себя и отвечать перед ним. Сегодня РААС планирует и ведет разработку узких стандартов функционирования нашего рынка и его участников, выделяет все нюансы. Для нас это не столь даже ответ на реалии сегодняшнего дня, эта идея не нова, это цель создания ассоциации. Именно с миссий развития институтов саморегулирования создалась РААС в 2003 г. И вот наконец-то, спустя 7 лет, мы ее осуществляем. Мы у цели. 7 лет мы нарабатывали опыт, свой, международный, российский. Статус саморегулируемой организации возлагает большие надежды на еще более конструктивный диалог с нашими министерствами. Конкретный пример: когда вводился механизм ценообразования на ЖНВЛС в апреле этого года, мы посчитали наши издержки (10% оборотных средств на первые дни апреля), пришлось обращаться к чиновникам, объяснять, чем на практике это грозит аптекам (и в какой мере). К нам прислушались (РААС долгое время отстаивала целесообразность отмены регулирования торговых надбавок на перечень не ЖНВЛС), но скорее из-за уважения к нашим делам. Совсем иное взаимодействие должно быть с СРО. Или если сейчас при возникновении какой-либо сложной ситуации в защиту себя выступает сама аптека, то при вхождении этой аптеки в саморегулируемую организацию — СРО будет выступать в защиту своего члена. Новый статус саморегулируемой организации повысит деловую репутацию на рынке наших членов, а также их авторитет в глазах потребителя. Для РААС новый статус, безусловно, — это шаг вперед, опирающийся на наш 7-летний опыт. И он поможет укрепить наши позиции и развить то, что мы уже имеем, активное желание участвовать в развитии институтов регулирования, глубокие знания специфики розничного фармрынка, поддержку министерств (есть официальное письмо от Минпромторга, подтверждающее их готовность приглашать нас в рабочие группы, определяющие развитие институтов саморегулирования на фармрынке), авторитет как среди участников фармрынка, так и в глазах населения. Кроме того, мы не опускаем руки и являемся, пожалуй, единственными представителями аптек, не отступающими от реальных действий по сохранению льготы ЕНВД. Два года работы с этой льготой позволило огромному количеству аптек выжить в непростых экономических условиях. Шансы в этом году невелики, ведь меняется политика государства по отношению к участникам рынка в сфере налогообложения и величин ставок страховых взносов. Однако мы делаем все для сохранения преференций для аптечных организаций.

«НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ И ПО СЕЙ ДЕНЬ НЕ НАШЛИ ОТВЕТА…»

Дмитрий Целоусов
Исполнительный директор ААУ «СоюзФарма»: «ААУ «СоюзФарма» постаралась как можно более тесно взаимодействовать с органами государственной власти и задавать пусть и неудобные, но волнующие аптечный бизнес вопросы».

Говоря о принятых нормативных актах в области фармации в течение 2010 г., на первый взгляд может показаться, что год выдался плодотворным и многое удалось кардинально поменять. Да, «прорыв» по количеству утвержденных документов налицо. Однако, анализируя уже вступившие в действие нормативные акты более детально, сталкиваешься с их непроработанностью, отсутствием конкретных, понятных и недвусмысленных норм. Вероятно, все-таки сказалась спешка в их разработке и принятии. Учитывая также, что таких нормативных актов с каждым месяцем появлялось все больше и больше, ни о каком положительном результате от подобных реформ в настоящее время говорить не приходится. Одной из важнейших тем 2010 г. для аптечных организаций явилось якобы «новое» регулирование цен на ЖНВЛС, хотя ценообразование на ЖНВЛС вовсе не новый инструмент государства, а всего лишь хорошо забытое старое. История регулирования торговых надбавок на ЖНВЛС началась еще в 1992 г. с принятия Постановления Правительства РФ от 11.12.1992 N 970 «О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечении мер по социальной защите населения». Несмотря на то, что схема работы была давно всем известна и понятна государству, все же удалось ввести фармацевтическую отрасль в состояние коматоза. Да и могло ли быть иначе, когда большая часть цен на ЖНВЛС была зарегистрирована в последний месяц. Только с середины марта 2010 г. Росздравнадзор зарегистрировал цены более чем на 2000 препаратов из 5526 на 31.03.2010. Кроме того, аптеки ожидал еще один «сюрприз» — на ряд ЛС цена оказалась значительно ниже той, по которой они их уже приобрели. Сразу же вспоминается драматическая эпопея, когда, несмотря на то, что в ряде субъектов были приняты решения о возможности реализации остатков по ранее купленным ценам, буквально накануне 1 апреля появились новые документы, отменяющие прежние. Еще одним фактором, усугубляющим напряженную ситуацию для участников фармацевтического рынка, стало действующее до 1 сентября 2010 г. право органам исполнительной власти субъектов РФ принимать решения о формировании предельных оптовых и розничных наценок не только на ЛС, вошедшие в Перечень ЖНВЛС, но и другие препараты, а также изделия медицинского назначения. Этим правом не преминули воспользоваться 65 субъектов из 83. Ассоциация «СоюзФарма», защищая интересы своих участников, сначала подготовила упреждающие (до приема местных Постановлений) письма в адрес руководителей Администрации и тарифных комитетов субъектов РФ, а затем повторные, в регионы, где были приняты наиболее жесткие условия регулирования цен. С нашим мнением посчитались 5 субъектов. Другой пример — шквал проверок, обрушившихся на аптеки буквально в первую неделю апреля. Это «больная» тема, которая имела место, и понятна ее политическая составляющая. Однако этих и многих других проблем можно было бы избежать, если бы, принимая постановление, давался определенный переходный период. Отрасль почти полгода жила в непонимании того, что происходило, и продолжала готовиться к сентябрю, когда вступал в силу Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Уже в апреле, после первого прочтения ФЗ, аптечным организациям стало понятно, что ранее существовавшие вопросы никуда не исчезли, а в сентябре будут новые проблемы. Некоторые вопросы и по сей день не нашли ответа, к примеру такие: что можно отнести к товарам для детей и какой это код в Общероссийском классификаторе продукции? Должны ли товары для детей являться изделиями медицинского назначения? Вправе или нет аптечные организации осуществлять торговлю медицинской техникой? Означает ли наделение федеральных органов исполнительной власти полномочиями о применении мер ответственности, и то, что в КоАП будут внесены изменения, которые дадут им право самостоятельно штрафовать? Если аптечным организациям запрещено изготавливать лекарственные препараты, зарегистрированные в РФ, то, что им тогда разрешено изготавливать? Среди значимых нормативных актов года можно также выделить Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении минимального ассортимента лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи». Помимо общих вопросов о том, для чего такое огромное количество противовирусных препаратов в перечне; планируется ли изменение действующего законодательства, регулирующего оборот ЛС, в части установления запрета аптечным пунктам осуществлять отпуск рецептурных препаратов (рецептурные препараты отмечены звездочкой), их аптечный пункт вправе не иметь в наличии; имеются и более важные для аптечных организаций вопросы: почему не предусмотрена обязанность оптовых организаций также иметь в наличии данный минимальный ассортимент, для чего в перечне указаны некоторые формы лекарственных препаратов, которые даже на момент подготовки перечня находились и продолжают находиться в дефектуре? Поскольку с каждым нормативным актом возникало много вопросов, то в 2010 г. в помощь аптечным организациям ААУ «СоюзФарма» постаралась как можно более тесно взаимодействовать с органами государственной власти и задавать пусть и неудобные, но волнующие аптечный бизнес вопросы, для того чтобы знать официальную позицию, которой могли бы руководствоваться аптеки. Однако и здесь ситуация такова, что вопросов значительно больше, чем полученных ответов. Очень хотелось бы, чтобы руководящие органы выделили полномочного представителя по работе с профессиональными организациями, который проводил бы работу над ошибками, получая от них и отзывы, и обратную информацию с мест, и был бы способен объяснить всем участникам фармрынка, как действовать в той или иной ситуации, а озвученная позиция была бы единой по всей стране. В новом году хочется видеть большую согласованность в действиях государства с отраслевыми некоммерческими организациями, не формального обсуждения законопроектов с профессиональным сообществом, а реальной совместной работы. Основными приоритетами в деятельности ААУ «СоюзФарма», которые отражены в нашем Уставе, были и остаются представление защиты интересов аптечных организаций. Конечно, есть определенные сложности в силу того, что более 1900 наших участников находятся в 26 субъектах РФ, и там действуют не только федеральные, но и местные нормативные акты. Хотел бы особо подчеркнуть, что мы защищаем не только и даже не столько бизнес аптек, сколько пытаемся доказать их правоту как социально ответственных участников процесса лекарственного обеспечения. На первом месте стоят не личные, ущемленные интересы аптек, а их заинтересованность в совершенствовании качества фармацевтического обслуживания граждан России.

«ОТРАСЛЬ ДАВНО НУЖДАЛАСЬ В РЕФОРМАХ»

Олег Моисеенков
Директор саморегулируемой организации
НП «Стандарты фармацевтического рынка»: «2010 г. был достаточно насыщенным с точки зрения законодательного реформирования, но это не стало ни для кого неожиданностью».

Предыдущий Закон «О лекарственных средствах» был принят в 1998 г. и, конечно, в условиях быстро меняющейся ситуации уже давно не удовлетворял сложившимся реалиям. Поэтому и был принят новый Закон «Об обращении лекарственных средств», который в значительной степени разрешил возникшие противоречия. Он также более соответствует новым требованиям государства и общества. В первую очередь это касается изменений порядка регистрации ЛС в РФ, обязательности перехода до 2014 г. на новые стандарты производства ЛС в РФ и, конечно же, законодательного закрепления государственного регулирования цен на ЖВНЛС. Можно сказать, что все последующие изменения были абсолютно предсказуемыми, т.к. они были направлены на приведение в соответствие реалий рынка уже принятому закону. Конечно, не все проходило гладко и безболезненно, но думаю, что все наши участники давно присутствуют на рынке РФ и сталкивались не раз с тем или иным переходным периодом, связанным с изменениями государственного регулирования. Так что нам не привыкать! Что касается вопроса о коррективах в собственную деятельность, то тут следует отметить горячее, в прямом смысле этого слова, лето 2010 г. На фоне сумасшедшей жары и смога в августе практически все дистрибьюторы, и в особенности логистические операторы, работали в круглосуточном режиме, обслуживая резко выросшие потоки импорта ЛС. Все западные производители стремились ввести максимальный товарный запас до 1 сентября 2010 г., т.е. до даты вступления в силу нового Закона «Об обращении лекарственных средств». Сейчас большинству участников рынка кажется, что 2010 г. — это год, прошедший под знаменем государственного регулирования! Участники нашей саморегулируемой организации с этим не согласны! Для нас этот год — год рождения СРО на фармрынке России! Именно в 2010 г. была зарегистрирована первая добровольная саморегулируемая организация на фармрынке РФ, в которую вошли крупнейшие производители, дистрибьюторы, специализированные логистические операторы, аптечные сети и центры контроля качества. Думаю, пройдет несколько лет, и все мы будем вспоминать этот год, как год, положивший начало новому этапу регулирования фармотрасли. Для становления нашей СРО прошедший год был очень принципиальным, может быть даже революционным. Впервые на нашем рынке крупные самодостаточные и конкурирующие между собой игроки договорились о единых стандартах и об ответственности друг перед другом и перед потребителем. Был принят информационный стандарт, который в будущем будет положен в основу унифицированного электронного документооборота участников. Принято значительное количество стандартов, касающихся непосредственной деятельности участников. Контрольным Комитетом НП СРО «СФР» проведены первые проверки участников и утвержден план проверок на следующий год. И хотя мы понимаем, что путь к взаимному доверию и ответственности не прост и не короток, тем не менее сегодня уже можно сказать, что он преодолим. Приоритетом на следующий год является завершение согласований всех намеченных к принятию стандартов. В начале года подведем итоги пилотного проекта Системы мониторинга распространения лекарственных средств, в котором участвуют компании «РОСТА», «СИА Интернейшнл ЛТД», Аптечная сеть «Радуга» и «Аптечная сеть 36,6». Весной начнем привлекать в свои ряды иностранных производителей, а с осени — аптечные предприятия. Надеюсь, что в следующем году количество участников НП СРО «СФР», принявших наши стандарты, существенно вырастет, а значит фармрынок станет более прозрачным и ответственным. Конечно, сейчас ассоциации аптечного ритейла уже объединяют профессионалов. Но основой для их объединения является, главным образом, защита и лоббирование интересов розничного бизнеса (аптечных сетей или единичных аптек). Думаю, что если бы ассоциации обратили большее внимание на защиту прав тех, кто находится с другой стороны прилавка — пациентов, и сформировали бы меру ответственности своих членов друг перед другом и перед потребителем, то все наше общество было бы им благодарно. И вернулись бы к нам давно забытые выражения советских времен «точно как в аптеке», «чисто как в аптеке» и т.д.

Редакционный материал
Подписано в печать
24.12.2010


Exit mobile version