«Российские аптеки», 2007, N 6
ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН?
Ситуацию, сложившуюся в последние полгода с реализацией программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), все без исключения ее участники характеризуют как кризисную. Поставка льготных лекарств в аптечные учреждения может быть в любой момент прекращена в результате недостаточного финансирования. Государственный долг перед дистрибьюторами и поставщиками льготных лекарств за 2006 г. на начало февраля этого года составил более 36 млрд. руб. Оставим в стороне вопрос о том, почему возник этот долг — об этом уже сказано и написано немало. Сейчас всех участников фармацевтического рынка, так или иначе задействованных в программе, больше волнуют вопросы о том, когда, наконец, государство рассчитается с дистрибьюторами и поставщиками льготных лекарств и как будет развиваться программа ДЛО в дальнейшем? Как следует из комментариев председателя Комитета ГД по охране здоровья Татьяны Яковлевой, на возможные проблемы с недостатком финансирования ДЛО Комитет обратил внимание еще в июне 2006 г., но тогда внесенные им соответствующие поправки в закон о федеральном бюджете на 2006 г. не были поддержаны Правительством РФ. В ноябре 2006 г. депутатами Комитета был подготовлен соответствующий парламентский запрос Председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову. Не дожидаясь ответа, 4 декабря 2006 г. депутаты внесли на рассмотрение законопроект, предусматривающий выделение 10 млрд. руб. на погашение долгов по ДЛО. 29 декабря 2006 г. законопроект приобрел статус Федерального закона N 249-ФЗ, и Минфин России перечислил ФФОМС ровно 10 млрд. руб. Естественно, пустить эти деньги по назначению за один рабочий день не успели. А для того, чтобы использовать данные средства в 2007 г., необходимо было внести изменения в бюджет Фонда на 2007 г. Такой законопроект депутатами Комитета был подготовлен, внесен в Госдуму и принят сразу в трех чтениях. В нем же предусматривалось выделение еще 6 млрд. руб. на завершение расчетов по 2006 г. из бюджета текущего года. Однако Правительство РФ такой шаг не одобрило, и 6 млрд. руб. придется брать из бюджета ФФОМС на 2007 г., и без того, скорее всего, дефицитного. Ведь уже сейчас понятно, что выделенных на 2007 г. 34,9 млрд. руб. на лекарства для льготников, вероятно, тоже будет недостаточно. Особенно учитывая то, что деньги на лечебное питание для детей-инвалидов и изделия медицинского назначения, добавленные в программу ДЛО Федеральным законом «О внесении изменений в статью 6-2 ФЗ «О государственной социальной помощи», в бюджет Фонда не заложены. По разным оценкам, истинная потребность в финансировании ДЛО в текущем году составит 70-73 млрд. руб. По словам Татьяны Яковлевой, «депутаты понимают, что стабилизировать ситуацию с ДЛО в 2007 г., скорее всего, можно будет лишь посредством увеличения бюджетных средств на финансирование данной программы». Но это все — в будущем, а где взять недостающие 20 с лишним миллиардов, чтобы расплатиться с прошлогодними долгами? Михаил Зурабов, министр здравоохранения и социального развития РФ, предложил компаниям попросту списать их за счет собственных убытков. Совместно с ФФОМС и территориальными органами управления здравоохранением на местах, Минздравсоцразвития РФ уже начало тотальную проверку выписанных в прошлом году льготных рецептов. «Сверка выставленных счетов в каждом субъекте Федерации будет сопровождаться выбраковкой тех предъявленных к оплате рецептов, оформление которых не подтверждает до конца целевой характер использования средств, — заявил Михаил Зурабов журналистам на брифинге 15 февраля. — Расходы на оплату не принятых счетов, как и в прошлом году, будут отнесены на убытки фармацевтических компаний». Министр напомнил, что нечто подобное было и в прошлом году, при этом «никто из поставщиков из программы не ушел». Размер списания, по оценкам Дмитрия Рейхарта, и.о. директора ФФОМС, может составить 20-25% от всех закупок льготных лекарств в 2006 г., а именно 14-17 млрд. руб. Разумеется, данное заявление заставило заволноваться самих фармпроизводителей. Подспудно они уже давно готовились к тому, что фактическая отсрочка платежей по ДЛО, которая официально составляет 180 дней, будет увеличена, и часть выплат перейдет на другой год. Но никто не ожидал, что гарантированные самим государством долги им придется списывать в качестве собственных убытков. В ответ руководители четырех ведущих фармацевтических ассоциаций — Геннадий Ширшов — Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Лилия Титова — Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП), Владимир Шипков — Association of International Pharmaceutical Manufacturers (AIPM) и Андреас Романос — Association of European Businesses (AEB) — 26 февраля провели свой пресс-брифинг на тему: «Программа ДЛО: кризис партнерства и фармотрасли». Сами участники рынка расценивают возникшую задолженность как критическую. Просроченная задолженность перед отечественными фармкомпаниями составляет порядка 70%, и вместо 180 дней отсрочки государство задерживает оплату более чем на 300 дней. Не лучше обстоят дела и у западных поставщиков: им наше государство-гарант задолжало порядка 19 млрд. руб., причем 43% задолженности просрочены более чем на год. Ни одно коммерческое предприятие не готово подвергать себя риску так долго, это противоречит всем законам коммерции. Списание убытков за счет компаний способно реально покачнуть их бизнес, особенно это касается отечественных фармпредприятий, уровень доходности которых составляет 10-12%: их рентабельность попросту упадет до нуля. Да и финансовые потери зарубежных партнеров будут весьма и весьма ощутимыми, не говоря уже о падении имиджа государства Российского в их глазах. Однако, вопреки ожиданиям аудитории, «брифинга лопнувшего терпения» не получилось. Выступающие лишь мягко посетовали на «отсутствие адекватного финансирования, которое составляет угрозу для будущности программы ДЛО», и выразили надежду на то, что Правительство РФ все же «покроет возникший дефицит». Неожиданная поддержка пришла, откуда ей и полагается — с самого верха: 26 февраля на встрече с членами правительства президент РФ Владимир Путин высказал явное недовольство сложившейся ситуацией по льготному лекарственному обеспечению и попросил Министерство финансов РФ «обеспечить финансирование, если не будет хватать денег». То, что люди предпочтут денежные выплаты, а не лекарства, по справедливому замечанию президента, можно было просчитать заранее, «еще в середине года или даже в начале провести социологию… чтобы представлять себе, как будут распределяться финансовые ресурсы. И то, что это не было сделано своевременно, это печально». Одновременно он поручил первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву подключиться к решению проблем с лекарственным обеспечением и помочь министерству поработать с регионами. На озабоченность президента уже отреагировали законодатели верхней палаты Парламента, одобрив законодательные изменения в бюджете ФФОМС на 2007 г. При этом сенаторы дали протокольное поручение, в соответствии с которым ФФОМС в течение месяца должен представить план распределения денег по субъектам РФ, а руководитель Фонда — отчитаться перед Советом Федерации. Таким образом, финансовый вопрос можно считать в принципе решенным, и фармфирмы, скорее всего, свои деньги рано или поздно получат. Однако разовые финансовые вливания не способны вывести программу ДЛО из системного кризиса. Выстроенная Михаилом Зурабовым 2,5 года назад «стройная и абсолютно прозрачная» система, при которой льготники могут получать лекарства «без всяких ограничений, сколько нужно и какие нужно», трещит по всем швам. Коммунизма в отдельно взятой программе не получилось, и нашим инвалидам придется жить не по потребностям, а, как и раньше, — по возможностям. Собственно, шаги по реформированию системы ДЛО предпринимаются Минздравсоцразвития РФ и подведомственными ему учреждениями постоянно: неоднократно пересматривались Перечень льготных лекарств и правила выписки рецептов; введена практика защиты субъектами РФ заявки на льготные лекарства; начиная с 2007 г. бюджетные субсидии на ДЛО включены в территориальную программу ОМС и т.д. Что нужно предпринять еще, «чтобы добиться ситуации, при которой люди не будут страдать», Владимир Путин сам рассказал министрам все на том же совещании: «Нужно порядок нормальный установить, с регионами договориться о софинансировании… уменьшить аппетиты фармацевтических компаний, для которых выгодны дорогие лекарства по широкой номенклатуре…». Порядок наводить надо, спору нет. До сих пор не введена в практику компьютерная программа персонального учета льготников, которую обещали запустить еще год назад; не разработаны многие стандарты лечения, а Перечень льготных лекарств зачастую не учитывает требований даже вроде бы внедренных стандартов. Что касается софинансирования программы ДЛО регионами, то раньше, помнится, речи об этом не велось, все расходы на льготное лекарственное обеспечение по 122-му Федеральному закону федеральный бюджет брал на себя. Конечно, погружение ДЛО в программу ОМС потребует от местных бюджетов выделения дополнительных средств на лекарства для льготников, но это должно делаться только в порядке исключения. Требование президента РФ «уменьшить аппетиты фармацевтических компаний» можно было бы расценить как довольно обидные для них, но только в том случае, если бы выбор препаратов для включения в Перечень базировался на данных фармакоэкономики. Пока этого нет, и в программе действуют рыночные отношения, стремление фармкомпаний войти в программу ДЛО с «дорогими лекарствами по широкой номенклатуре» совершенно естественно. Своего апогея кризис ДЛО достиг в начале марта. Поток негативной информации о фактическом провале программы практически во всех без исключения регионах заполонил все СМИ и наконец-то был услышан на самом верху. Правительство поняло, что молчать больше нельзя, и «предприняло крутые меры»: 5 марта неожиданно для всех был уволен глава Росздравнадзора Рамил Хабриев. А спустя еще 5 дней на его место назначен Николай Юргель, ранее возглавлявший Управление Росздравнадзора по Москве и Московской области. Однако одними кадровыми перестановками финансовую проблему не решить. Докладывая президенту Путину об отставке Хабриева, премьер-министр РФ Михаил Фрадков справедливо заметил, что «сколько бы денег мы ни давали — а сейчас мы дополняем финансирование, — если это не будет подкреплено какими-то организационными мерами и усилением контроля, то в очередной раз может закончиться простой растратой денег». На момент подписания номера информации о том, сколько средств правительство намерено выделить на погашение долгов по ДЛО, пока нет. Но даже если решение о дополнительных субсидиях будет принято в ближайшие дни, то реально деньги смогут дойти до регионов в лучшем случае к концу марта. Впрочем, теоретически финансовый вопрос, скорее всего, уже можно считать закрытым. Таким образом, на первый план выходит проблема вывода ДЛО из организационного тупика. Законодатели обязали Минздравсоцразвития РФ в срок до 20 марта разработать и представить им на обсуждение соответствующую программу; ее появления с некоторой тревогой ждут все без исключения участники ДЛО. А 12 марта на очередном заседании Правительства президент Владимир Путин попросил Михаила Зурабова: «Прошу ваше министерство и экономический блок все вопросы, связанные с обеспечением льготников лекарствами, закрыть как можно быстрее». Как говорится, поживем — увидим.
О.ФЕДОТОВА
Подписано в печать
13.03.2007