Recipe.Ru

Статья. «Аналитические ресурсы Интернета на российском фармрынке» (А.С.Славич-Приступа) («Фармацевтические ведомости», 2004, N 5)

«Фармацевтические ведомости», 2004, N 5

АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
НА РОССИЙСКОМ ФАРМРЫНКЕ

Данная статья посвящена аналитическим ресурсам фармацевтического маркетинга. Под такими ресурсами понимаются: материалы, характеризующие рынок в целом или его сегмент, а не на уровне отдельных компаний; бесплатные материалы, т.е. собственно ресурсы, а не информация об источниках, где эти ресурсы могут быть куплены.

ОБЗОР ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

В настоящее время в русском Интернете можно выделить следующие категории сайтов, содержащих аналитические ресурсы:

Газеты и журналы онлайн

  Профессиональные ассоциации     Аналитические и консультационные                                               компании              

Фармацевтические компании

Газеты и журналы

Онлайновая версия «Фармацевтического вестника» ) — безусловный лидер русскоязычной части Интернета по количеству и комплексности материалов. На сайте доступен также архив выпусков за 1999 г. Сайт «Фармацевтического бюллетеня» (www.fb.ru) содержит коллекцию публикаций по разным вопросам фармацевтического маркетинга. Сайт «Фарматеки» (www.pharmateca.ru) содержит онлайновые версии журнала за 1999 г. и некоторые другие материалы, в частности, статистические данные по импорту лекарственных средств в 1999 г. Сайт «Московских аптек» (www.pharm.mos.ru/ma/main.htmГАЗЕТА) содержит онлайновые версии газеты, доступен архив прежних выпусков. Материалы в основном посвящены московской тематике. В онлайновых версиях русскоязычных украинского журнала «Провизор» (www.vlink.kharkov.ua/~provisor/index.htm) и украинской газеты «Аптека» (www.morion.kiev.ua/Apteka/ Contents/i_244_23_120600.asp) также встречаются материалы по российскому рынку. Доступен архив прежних выпусков. Регулярно публикуются материалы, посвященные мировому опыту.

Профессиональные ассоциации

Ресурсы данной категории несмотря на созданное в России довольно большое количество разнообразных фармацевтических ассоциаций пока, к сожалению, фактически исчерпываются сайтом Ассоциации международных фармацевтических производителей, работающих в России (www.aipm.org/public/russian/#AIPM). Этот сайт по количеству и комплексности представленных материалов — один из наиболее полно характеризующих российский фармацевтический рынок. Однако следует отметить, что в силу специфики ассоциации большая часть ресурсов сайта — на английском языке. В ближайшем будущем ожидается создание интересного сайта Гильдии специалистов фармацевтического маркетинга, основным содержанием которого будут материалы докладов на ее заседаниях. Адрес сайта будет опубликован «Фармацевтическим вестником» в онлайн и оффлайн.

Аналитические и консультационные компании и организации

Большое количество разнообразных материалов (в основном на русском языке) представлено на сайте компании RMBC (www.rmbc.ru), специализирующейся на маркетинговых исследованиях российского фармацевтического рынка. Довольно много публикаций, посвященных российскому рынку, содержит сайт консультационной компании «Сосна Инжиниринг» (www.sepharm.com/cgi-bin/news.pl), специализирующейся на российском фармацевтическом бизнесе. Поддерживаемый автором настоящей статьи сайт «Фармацевтический бизнес: аналитические материалы» (www.mtu-net.ru/pharma-business-analysis) представляет собой в основном каталог аналитических ресурсов. Однако наряду со ссылками на «чужие» ресурсы в нем также опубликовано несколько десятков разнообразных материалов, посвященных российскому фармацевтическому рынку, которые нигде более не представлены в онлайн. Статьи и доклады, представленные на сайте компании «Комкон-Фарма» (http://www.comcon-2.com/main.asp? pgNav=about&pgTitle=pharma/default), базируются на материалах исследований компании (в основном регулярных опросах населения и врачей). Материалы сайта компании DSM (www.dsm.ru) представляют собой публикации некоторых результатов проводимого ею ежеквартального мониторинга аптечных учреждений Москвы. Американский сайт BISNIS ), посвященный бизнес-информации по странам бывшего СССР, содержит в том числе материалы (на английском языке) по фармацевтическим рынкам ряда регионов России.

Фармацевтические компании

Наиболее развитый и комплексный характер в данной категории сайтов имеет структура аналитического блока на сайте «Инвакорпа» (www.invacorp.ru): на нем представлены различные материалы, характеризующие как российский рынок, так и западный опыт. Интересную информацию (в частности, рейтинги популярности препаратов) можно также найти на сайте «Система Лекарственного Обеспечения «Симплекс» (www.apteka.ru).

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Как и все отраслевые сегменты Интернета, информационное пространство фармацевтического маркетинга переживает период бурного роста. Наряду со сформировавшимися к настоящему времени сайтами можно в ближайшем будущем ожидать значительного прироста ресурсов. Представленная ниже попытка выявления основных «точек роста» аналитических интернет-ресурсов фармацевтического маркетинга основывается на анализе мировых тенденций в данной области. Подробнее с зарубежными ресурсами можно ознакомиться на English Page сайта «Фармацевтический бизнес: аналитические материалы» (www.mtu-net.ru/pharma-business-analysis). Как показывает мировая практика, в силу специфики своей основной деятельности (лоббирование) профессиональные ассоциации выступают в качестве одной из основных категорий создателей аналитических ресурсов фармацевтического маркетинга. Можно ожидать, что по мере укрепления российских фармацевтических ассоциаций они займут в информационном пространстве примерно то же место, что и аналогичные зарубежные ассоциации. По мере развития механизмов регулирования лекарственного рынка и отказа от жестких мер ограничительного характера (типа прямого регулирования цен) будет нарастать потребность в повышении качества и расширении аналитической деятельности государственных органов. Как показывает мировая практика, это по целому ряду направлений (статистика заболеваемости и цен, распространенность дженериков, доля рецептурных продаж, обеспеченность аптеками и удовлетворенность населения их работой и т.п.) приведет к формированию аналитических Интернет-ресурсов государственными органами соответствующей компетенции в области регулирования фармацевтического рынка. Продолжится расширение сегмента интернет-ресурсов аналитических и консультационных компаний, вероятно, в первую очередь по мере активизации западных компаний, в настоящее время все еще не рассматривающих российский рынок как приоритетный. Формирующиеся специализированные фармацевтические порталы (комплексные сайты, претендующие на роль «входных ворот» и «путеводителей» для пользователей Интернета) будут развивать в составе своих ресурсов аналитические компоненты. Будет расти количество фармацевтических компаний, использующих для «интеллектуальной» имиджевой рекламы публикацию аналитических материалов.

Вице-президент консультационной
компании «Прогрессор»
А.С.СЛАВИЧ-ПРИСТУПА
Интернет-сайт
www.mtu-net.ru/pharma-business-analysis


Exit mobile version