Recipe.Ru

Статья. «Перевод сложностей» (Редакционный материал) («Фармацевтический вестник», 2013, N 39)

«Фармацевтический вестник», 2013, N 39

ПЕРЕВОД СЛОЖНОСТЕЙ

Фармацевтические работники Урала нашли положительные аспекты в новых правилах назначения ЛП

Вопреки ожиданиям скептиков, порядок выписывания лекарственных препаратов, введенный с 1 июля 2013 г., не обрушил финансовые показатели аптек УрФО. Покупатели остались «преданными» своим привычным препаратам. Однако назвать нововведения удачными никто из игроков рынка не решился. Какие моменты смущают уральских фармацевтов в новинках законодательства, разбиралась корреспондент «ФВ» Надежда Кузнецова.

Сложности начались буквально сразу же после того, как запрет на указание торговых марок лекарств в рецептах вступил в силу (приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»). Первыми последствия внедрения законодательной инициативы на практике ощутили медицинские работники. Как рассказал «ФВ» директор Курганского областного центра лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности Василий Дюльдин, множество врачей оказались совершенно не готовы к новым правилам. «Учебная программа, по которой проходили профессиональную подготовку ныне работающие российские врачи, вовсе не была нацелена на ежедневное использование международных непатентованных наименований (МНН). Пришлось в спешном порядке заново осваивать все эти длинные и сложные названия. Счастливчикам, которые работают в компьютеризированных кабинетах с доступом в Интернет, конечно, немного проще, всем остальным — не позавидуешь», — комментирует эксперт. Затем неизбежное «счастье» обрушилось и на первостольников. Ведь они, как и врачи, учились по тем же самым программам, разработанным и утвержденным задолго до рецептурных нововведений. «Время на обслуживание одного клиента увеличилось в разы, — замечает заведующая аптекой ИП Дорохова Л.А. (г. Челябинск) Лилия Ракаева. — Фармацевты в спешном порядке заучивают наизусть все эти многоэтажные МНН. Несмотря на это, все равно приходится прибегать и к консультациям с коллегами, и к поиску в Интернете». Особенно усложняется ситуация при подборе комбинированных препаратов. «К нам пришел покупатель с рецептом мази, в которой было пять составных частей. Даже не хочу вспоминать, сколько времени мы потратили на подбор необходимого средства. Остальные покупатели были вынуждены ждать или идти в другие аптеки», — возмущается заведующая аптекой ООО «Фарма-Грант» (г. Тюмень) Марина Левчук. Спустя несколько месяцев волнения улеглись. Марина Левчук отметила уменьшение доли «отказных» покупателей: «Раньше мы были заложниками врачебного выбора того или иного препарата. Покупатель приходил, спрашивал конкретное лекарство и, если его не устраивала цена, уходил «искать цены» ниже или вовсе отказывался от покупки. Сейчас мы можем предложить несколько препаратов, обычно получается найти оптимальное сочетание цены и качества», — рассказывает она. Общественность восприняла новые правила как способ борьбы с излишней материальной заинтересованностью врачей в росте продаж конкретных препаратов. Фармацевты видят проблему в ином свете. Они практически единодушны: на деле практика коммерческого подкупа давно перестала существовать, ведь по новому закону об обращении лекарственных средств даже подаренная медицинским представителем ручка является правонарушением. «Врач выбирает препарат не потому, что ему заплатили за его рекламу, — поясняет директор сети аптек «Медуница» (г. Миасс, Челябинская обл.) Олег Чернышев. — Он учитывает все вспомогательные и балластные вещества, входящие в состав лекарства, изучает его клиническую историю применения и не станет рисковать своей профессиональной репутацией ради брендированного блокнота». Столь же надуманными, по мнению игроков рынка, являются и предположения, что коммерческий подкуп теперь переместится в аптеки. «Во-первых, мы соблюдаем этические нормы, принятые в нашей профессии, — говорит заведующая аптекой «Валекс» (г. Шадринск, Курганская обл.) Людмила Мехонцева. — Во-вторых, формируя ассортимент аптеки, мы ориентируемся на потребности покупателей и предпочтения врачей — не действуем в угоду медицинскому представителю, пусть даже сулящему золотые горы. Ни один заведующий не пойдет на сознательное захламление своей сети неликвидным товаром». Похожую точку зрения высказывает и Лилия Ракаева. «У фармацевтов в нашей аптеке нет плана продаж того или иного товара. И потому сам факт договоренности с медицинскими представителями лишается всякого смысла. Хотя, — смеется заведующая, — их активность заметно усилилась». Формально, кстати, в процедуре отпуска лекарственных средств мало что поменялось. С одной стороны, врачи, лишенные права указывать коммерческое наименование ЛС, продолжают давать пациентам устные рекомендации, с другой — фармацевты, как и прежде, выполняют роль консультантов, дополняя и конкретизируя назначения медиков. Отсюда, считает Лилия Ракаева, и устойчивые финансовые показатели, которые демонстрируют уральские аптеки. «Разумеется, достаточное число покупателей при выборе препарата руководствуется только ценой, — рассуждает она. — По некоторым группам лекарств их число порой достигает 80%, и это — результат вечной привычки россиян экономить на себе. Но многие хронические больные остаются, верны своему, пусть и недешевому, препарату. Да и с дженериков, не получив должного результата, пациенты вновь переходят на оригинальное средство. Потому, наверное, и провалов по выручке мы не отмечаем». С коллегой соглашается и Марина Левчук, также не склонная списывать ежегодный летний спад объемов продаж на новые правила выписки рецептов. Главным же недостатком запрета на использование коммерческого наименования лекарства фармацевты считают перекладывание ответственности за лечение на самого неподготовленного к этому участника лечебного процесса — пациента. «Это вопиющее безобразие — законодательно позволить покупателю самому выбирать лекарственный препарат, — возмущается Людмила Мехонцева. — Хронические больные в большинстве своем будут вести себя благоразумно, и следовать рекомендациям врача, а вот за остальных ручаться никто не может. Разумеется, фармацевты по мере сил оказывают консультативную поддержку, но времени на обслуживание одного покупателя уходит так много, что она зачастую сводится лишь к формальному предложению: вот этот препарат стоит столько, а этот — столько. Это все равно, что официально пропагандировать самолечение».

Редакционный материал
Подписано в печать
28.11.2013


Exit mobile version