«Медицинская статистика и оргметодработа в учреждениях здравоохранения», 2010, N 11
КАК ПРОИСХОДИТ НАПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЛЕЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Гражданин Российской Федерации, страдающий заболеванием, по поводу которого обследование и/или лечение согласно рекомендации федерального учреждения здравоохранения следует проводить за пределами территории РФ, имеет право на эту медицинскую услугу.
Административный регламент по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации лечение за пределами территории РФ, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2009 N 1024н, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур), а также порядок взаимодействия Минздравсоцразвития России с иными федеральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, федеральными учреждениями здравоохранения, участвующими в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ за счет ассигнований федерального бюджета, и иностранными организациями, обеспечивающими услуги, связанные с лечением российских граждан за рубежом. Предоставление государственной услуги осуществляется Минздравсоцразвития России во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее — Росздравнадзор) и федеральными учреждениями здравоохранения. Результатом предоставления государственной услуги является направление (или отказ в направлении) гражданина РФ для проведения диагностики и/или лечения за рубежом. Заявителями на получение государственной услуги могут являться: 1) гражданин РФ, страдающий заболеванием, по поводу которого обследование и/или лечение согласно рекомендации федерального учреждения здравоохранения следует проводить за пределами территории РФ (далее — пациент); 2) законный представитель пациента; 3) гражданин РФ, представляющий интересы пациента при предоставлении государственной услуги на основании доверенности, заверенной в установленном порядке, в случае тяжелого состояния пациента (доверенное лицо пациента). Получателями государственной услуги являются: 1) гражданин РФ, признанный в порядке, установленном настоящим Административным регламентом, нуждающимся в диагностике и/или лечении (далее — лечение) за пределами территории РФ, в случае невозможности получения на территории РФ медицинской помощи, показанной ему в связи с имеющимся заболеванием; 2) лицо, сопровождающее пациента к месту лечения за пределами территории РФ, при условии, что сопровождение обусловлено медицинскими показаниями либо несовершеннолетием пациента (далее — сопровождающее лицо), в части получения денежных средств в валюте РФ на оплату суточных, расходов по найму жилых помещений, а также для оплаты расходов на проезд к месту лечения пациента и обратно.
Порядок информирования о предоставлении государственной услуги
Информирование о порядке предоставления государственной услуги осуществляется Минздравсоцразвития России, иными органами и лицами, участвующими в предоставлении государственной услуги, а также многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг на основании соглашения (договора), заключенного с Минздравсоцразвития России. Информирование о государственной услуге осуществляется Минздравсоцразвития России: 1) посредством размещения информации, в том числе о графике приема граждан и номерах телефонов для справок (консультаций), на официальном Интернет-портале Минздравсоцразвития России (http://www.minzdravsoc.ru); 2) на информационных стендах в помещении приемной Минздравсоцразвития России по работе с обращениями граждан (далее — приемная); 3) по номерам телефонов для справок (консультаций); 4) в средствах массовой информации, путем издания информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.). Консультирование (бесплатно!) о порядке предоставления государственной услуги осуществляется сотрудниками приемной Минздравсоцразвития России в рабочее время по телефону или при личном обращении в порядке общей очереди. Консультирование осуществляется по следующим вопросам: — о перечне документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении государственной услуги; — о сроках и порядке предоставления государственной услуги; — об адресах иных органов и организаций, участвующих в соответствии с настоящим Административным регламентом в предоставлении государственной услуги; — о времени приема и выдачи документов; — о порядке обжалования действий или бездействия должностных лиц в ходе предоставления государственной услуги. В случае невозможности предоставления консультации по телефону сотрудник приемной рекомендует заявителю письменно обратиться в Минздравсоцразвития России либо прибыть на личный прием. В случае поступления письменного запроса на консультацию о порядке предоставления государственной услуги ответственный сотрудник Минздравсоцразвития России обязан ответить на него в 30-дневный срок со дня его регистрации. Ответы на письменные обращения направляются в письменном виде и должны содержать: ответы на поставленные вопросы, фамилию, инициалы и номер телефона исполнителя.
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и требования к их оформлению
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении государственной услуги является письменное обращение заявителя. Обращение заявителя должно содержать следующие сведения: — фамилию, имя и отчество (при наличии) пациента; — данные о месте жительства и/или месте пребывания пациента; — реквизиты документа, удостоверяющего личность и гражданство пациента; — почтовый адрес заявителя для направления письменных ответов и уведомлений и номер контактного телефона (при наличии). В случае обращения от имени пациента законного представителя пациента (доверенного лица пациента) обращение заявителя должно дополнительно содержать: — фамилию, имя и отчество (при наличии), данные о месте жительства и/или месте пребывания, реквизиты документа, удостоверяющего личность и гражданство законного представителя пациента (доверенного лица пациента); — реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента (доверенного лица пациента). Обращение заявителя должно быть написано разборчиво от руки или представлено в печатном виде, на русском языке и заверено личной подписью заявителя с указанием даты обращения. К обращению заявителя должны прилагаться следующие документы: — копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, или копия свидетельства о рождении пациента; — копия выписного эпикриза из медицинской карты стационарного больного, выданного федеральным учреждением здравоохранения, в которое пациент был направлен в установленном законодательством РФ порядке, с указанием сведений о состоянии здоровья (основной и сопутствующие диагнозы, анамнез заболевания, результаты проведенных обследований и проведенное лечение), обоснованных рекомендаций о необходимости диагностики и лечении за пределами территории РФ (далее — выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного). Выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного должен быть выдан не ранее чем за 3 месяца до обращения заявителя в Минздравсоцразвития России, подписан лечащим врачом пациента, заверен подписью руководителя (лица, его замещающего) и печатью выдавшего ее федерального учреждения здравоохранения. В случае обращения от имени пациента законного представителя пациента (доверенного лица пациента) дополнительно к обращению должны прилагаться: — копия документа, удостоверяющего личность законного представителя пациента (доверенного лица пациента); — копия документа, удостоверяющего полномочия законного представителя пациента, или заверенная в установленном порядке доверенность доверенного лица пациента. Заявитель имеет право на неоднократное обращение за государственной услугой.
Срок предоставления государственной услуги
Максимальный срок предоставления государственной услуги не должен превышать 92 рабочих дней со дня поступления в Минздравсоцразвития России письменного обращения заявителя и пакета вышеуказанных документов.
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги является: — отсутствие у пациента гражданства РФ; — медицинское заключение федерального учреждения здравоохранения об отсутствии показаний для направления пациента на лечение за пределами территории РФ; — наличие возможности оказания необходимой медицинской помощи пациенту на территории РФ; — непредставление заявителем документов (одного или нескольких), необходимых для предоставления государственной услуги, в течение 30 дней после направления письменного запроса Минздравсоцразвития России об их представлении; — отказ пациента (его законного представителя) от направления на лечение за пределами территории РФ; — отсутствие возможности проведения лечения пациента за пределами территории РФ по профилю его заболевания в результате отказа иностранных организаций в предоставлении услуг, связанных с лечением пациента.
Порядок обжалования решений, принятых в ходе предоставления государственной услуги
Заявители и получатели государственной услуги вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги (на любом этапе), действия (бездействие) органов и учреждений, их должностных лиц, иных лиц, участвующих в предоставлении государственной услуги, в досудебном и судебном порядке. В досудебном порядке заявители могут обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги (на любом этапе), действия или бездействие должностных лиц: в Росздравнадзор; в Минздравсоцразвития России. Заявители (получатели государственной услуги) имеют право обратиться с жалобой лично (устно) или направить письменное предложение, заявление или жалобу (далее — письменное обращение). Должностные лица, ответственные или уполномоченные сотрудники Минздравсоцразвития России, иных органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, проводят личный прием заявителей (получателей государственной услуги). При обращении заявителей (получателей государственной услуги) в письменной форме срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 дней со дня его регистрации. В случае если по обращению, жалобе требуется провести расследование, проверки или обследования, срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению должностного лица, ответственного или уполномоченного сотрудника органа, в который поступило письменное обращение, жалоба. О продлении срока рассмотрения письменного обращения заявитель (получатель государственной услуги) уведомляется письменно с указанием причин его продления. Письменное обращение заявителя (получателя государственной услуги) должно содержать следующую информацию: — фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, его место жительства или пребывания; — наименование органа и учреждения, участвующего в предоставлении государственной услуги, должность, фамилия, имя и отчество сотрудника (при наличии сведений), решение, действие (бездействие) которого обжалуется; — существо обжалуемого решения, действия (бездействия); — личную подпись гражданина и дату обращения. Дополнительно в письменном обращении могут указываться: — причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием); — обстоятельства, на основании которых заявитель (получатель государственной услуги) считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность; — требования об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия); — иные сведения, которые заявитель (получатель государственной услуги) считает необходимым сообщить. К письменному обращению могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные обстоятельства. В таком случае заявителем (получателем государственной услуги) приводится перечень прилагаемых документов. По результатам рассмотрения обращения должностным лицом принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении. Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется заявителю (получателю государственной услуги). Заявители и получатели государственной услуги вправе обжаловать решения, принятые в ходе предоставления государственной услуги, действия или бездействие органов и учреждений, должностных и иных лиц в судебном порядке (в районный суд общей юрисдикции) согласно статье 24 Гражданского процессуального кодекса РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Приложение N 1
БЛОК-СХЕМА
«ЭТАПЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ГРАЖДАН РФ НА ЛЕЧЕНИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТЕРРИТОРИИ РФ»
I этап: Прием, регистрация и рассмотрение документов
\/ \/
Направление пациента на Отказ в предоставлении государственной дополнительное стационарное услуги обследование и/или лечение в федеральное учреждение Приостановление срока предоставления здравоохранения государственной услуги, разъяснения по необходимому перечню документов \/ \/
II этап: Взаимодействие с органами и организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги
\/ \/
Направление запроса в Росздравнадзор Направление запросов о предоставлении информации в федеральные учреждения о наличии (отсутствии) разрешения на здравоохранения о представлении применение на территории Российской медицинского заключения о наличии Федерации медицинской технологии, (отсутствии) показаний для рекомендованной пациенту в связи с направления пациента на лечение имеющимся заболеванием за пределами территории РФ
\/ \/
III этап: Подготовка и проведение заседания комиссии (принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги)
\/ \/
Предоставление пациенту Отказ в предоставлении пациенту государственной услуги государственной услуги
\/
IV этап: Заключение с иностранной организацией договора о проведении
лечения гражданина РФ за пределами территории РФ
\/
V этап: Заключение с пациентом (сопровождающим лицом) договора о выделении средств в валюте РФ для оплаты расходов,
связанных с проведением лечения гражданина РФ за пределами территории РФ
Приложение N 2
ОБРАЗЕЦ Медицинское заключение федерального медицинского учреждения о целесообразности (нецелесообразности) направления больного на лечение за пределами территории РФ
В соответствии с административным регламентом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по направлению граждан Российской Федерации на лечение за пределами территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от _____________ 200_ г. N __________________________,
(наименование федерального медицинского учреждения) рассмотрело поступившие документы и (или) осуществило осмотр в амбулаторных и (или) стационарных условиях больного(ой) _______________
(Ф.И.О.) проживающего по адресу: (регистрация по паспорту) ______________________ N историй болезни ______________________________________________________ N карт амбулаторного больного __________________________________________ другие документы _______________________________________________________
Больному (больной) установлен диагноз (МКБ-10) _________________________
Заключение: больного (больную) ___________________________
(Ф.И.О.)
целесообразно (нецелесообразно) <> (ненужное зачеркнуть) направить на лечение за пределы территории РФ, т.к. при диагностике и лечении больного (больной) были использованы (не были использованы) <> все показанные ему в соответствии с имеющимся заболеванием разрешенные к применению на территории РФ методы диагностики и лечения. Больной (больная) нуждается (не нуждается) <*> в сопровождении. Рекомендуемая иностранная организация (одна или несколько) _____________
М.П. Руководитель учреждения Подписи специалистов
Центр изучения
социально-экономических
проблем здравоохранения
С.Н.ЗАЙЦЕВ
Подписано в печать
26.10.2010