Recipe.Ru

Вопрос: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ возникает вопрос: рабочие места на нашем предприятии (непроизводственная аптека) не указаны в части 6 статьи 10 как места с потенциально вредными и (или) опасными производственными факторами, что означает слово «поэтапно» в фразе «специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года» (часть 6 статья 27)? И второй вопрос: отменен ли Приказ Минтруда РФ от 12.12.2012 N 590н, который вносил изменения в пункт 4 Приказа МЗСР РФ от 26.04.2011 N 342н «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (проведение аттестации не на всех рабочих местах)? (Консультация эксперта, 2014)

«Аптечный бизнес», 2014, N 3

Вопрос: В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ возникает вопрос: рабочие места на нашем предприятии (непроизводственная аптека) не указаны в части 6 статьи 10 как места с потенциально вредными и (или) опасными производственными факторами, что означает слово «поэтапно» в фразе «специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года» (часть 6 статья 27)? И второй вопрос: отменен ли Приказ Минтруда РФ от 12.12.2012 N 590н, который вносил изменения в пункт 4 Приказа МЗСР РФ от 26.04.2011 N 342н «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (проведение аттестации не на всех рабочих местах)?

Ответ: С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому Закону вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить новую процедуру — специальную оценку условий труда (далее — спецоценка). Для этого им необходимо заключить договор с соответствующей организацией, которая должна отвечать определенным требованиям. Наряду с Законом N 426-ФЗ, был принят Федеральный закон РФ от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», содержащий ряд поправок к другим федеральным законам, в том числе к КоАП РФ. С 01.01.2015 г. вступит в силу новая статья 5.27.1 КоАП РФ. Пунктом 2 этой статьи предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — в виде предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Согласно Закону N 426-ФЗ спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения будет устанавливаться соответствующий класс (подкласс) условий труда. Спецоценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест, включая те, аттестация которых ранее была необязательна. Однако в отношении условий труда надомных и дистанционных работников, а также работников, занятых у физлиц, которые не являются предпринимателями, она проводиться не должна. Ранее работодатель мог не проводить аттестацию рабочих мест, на которых сотрудники заняты исключительно работой на персональном компьютере и (или) эксплуатируют оргтехнику (пункт 4 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н). Отметим, что вышеуказанный приказ и приказ Минтруда России от 12.12.2012 N 590н, который внес изменения в порядок аттестации, не отменены. Тем не менее, практически во всех нормативных актах, в которых упоминается аттестация рабочих мест (таких как Трудовой кодекс РФ, Закон об обязательном социальном страховании и других) Законом N 421-ФЗ слова «аттестации рабочих мест по условиям труда» заменены словами «специальной оценки условий труда». Таким образом, практически с 01.01.2014 года вышеуказанные приказы о проведении аттестации рабочих мест не применяются. Отметим, что в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если до 01.01.2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то по общему правилу ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период спецоценку проводить необязательно. В пункте 6 вышеуказанной статьи предусмотрено поэтапное проведение спецоценки и завершение ее к 31.12.2018 года. По нашему мнению, под поэтапным проведением спецоценки подразумевается проведение ее всеми работодателями по истечении срока действия последней аттестации рабочих мест. Организациям, для которых аттестация рабочих мест была необязательной или у которых не все рабочие места подлежали обязательной аттестации, необходимо в 2014 году провести спецоценку условий труда всех рабочих мест.

Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
16.01.2014


Exit mobile version