Recipe.Ru

Вопрос: В аптеку обратился клиент с просьбой вернуть деньги за инфракрасный термометр, так как считает, что термометр показывает неправильно и из-за этого дали дополнительную дозу Нурофена, чем вызвали интоксикацию у ребенка. Как правильно поступить аптеке? (Консультация эксперта, 2017)

Вопрос: В аптеку обратился клиент с просьбой вернуть деньги за инфракрасный термометр, так как считает, что термометр показывает неправильно и из-за этого дали дополнительную дозу Нурофена, чем вызвали интоксикацию у ребенка. Как правильно поступить аптеке?

Ответ: Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков перечислены в статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 01.05.2017) (далее — Закон). В частности, потребитель может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Согласно определению, данному в преамбуле Закона, недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. При этом Закон обязывает продавца передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (п. 1, п. 2 ст. 4 Закона). Согласно абз. 2 п. 5 ст. 18 продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В соответствии со статьей 22 Закона требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня предъявления требования. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. Однако, поскольку на момент предъявления покупателем требования, недостатки инфракрасного термометра не являются очевидными и независимой экспертизой не подтверждены, необходимо предупредить покупателя, что в случае, если экспертизой не будут установлены заявленные покупателем недостатки товара, он должен будет возместить стоимость проведения такой экспертизы. Если же покупатель откажется возмещать стоимость экспертизы в добровольном порядке, аптека вправе взыскать расходы в судебном порядке. Следует отметить, что помимо компенсации за некачественный товар в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона, подлежит возмещению в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги). Частью пятой этой же статьи Закона определено, что изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги). Таким образом, аптека должна принять у покупателя инфракрасный термометр, провести его проверку на наличие недостатков или существенных недостатков (комплектность, наличие повреждений деталей, работоспособность прибора, при этом следует пользоваться документацией, в частности разделом о распространенных неполадках) и в случае сомнений в причинах появления недостатков направить товар на экспертизу. По результатам экспертизы принять решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении требований потребителя. Все эти действия необходимо проделать в течение 10 календарных дней, если нет возможности выдержать такой срок, известить потребителя об увеличении сроков и о предполагаемом сроке принятия решения. Если в результате экспертизы выяснится, что термометр был действительно неисправен на момент его приобретения покупателем, и из-за неверных показаний прибора был нанесен подтвержденный медицинской экспертизой, предоставленной покупателем, вред здоровью ребенка, покупатель вправе в судебном или внесудебном порядке требовать возмещении вреда здоровью и морального ущерба от аптечной организации. Если впоследствии аптека сможет доказать, что неисправность термометра возникла до поставки товара в аптеку, она вправе требовать возмещения понесенного имущественного ущерба от поставщика в регрессном порядке через суд.

Юрисконсульт юридической
компании «Юнико-94»
Н.И.СТРЕЛКИНА
16.10.2017


Exit mobile version