Recipe.Ru

Статья. «Вопрос понятен… А ответ?» (Е.Пашкова) («Московские аптеки», 2002, N 12)

«Московские аптеки», 2002, N 12

ВОПРОС ПОНЯТЕН… А ОТВЕТ?

Сегодня работа аптечных предприятий сопряжена с большими трудностями, главными из которых можно назвать постоянно возрастающую конкуренцию, низкую платежеспособность населения в совокупности с продолжающимся ростом закупочных цен на ЛС, повышение затрат на коммунальные услуги и т.д. Между тем, жизнь аптекам не облегчают и законодательные органы. Аптечные предприятия периодически сталкиваются с законодательными актами, которые обязательны для исполнения, но затруднительны для понимания. Их толкование подвергается неоднозначному толкованию и серьезно осложняет работу аптек. При отсутствии надлежащих своевременных разъяснений к законам, постановлениям, распоряжениям и т.д. и должного внимания со стороны руководящих органов такие ситуации не являются редкостью. Очередным примером тому стало Постановление Правительства РФ от 13.05.02 N 309 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи».

Руководитель аптеки N 241 «На Гарибальди», А.М.Лягушина Государственные аптечные предприятия уже владеют необходимой лицензией на фармацевтическую деятельность. Постановлением же N 309 утверждается необходимость получения отдельной лицензии на оказание протезно-ортопедической помощи. Если предположить, что данное постановление рассчитано именно на аптеки и получения лицензии нам не избежать, это станет еще одним камнем преткновения на пути к достижению стабильности в работе аптеки. Ведь для получения лицензии соискатель должен представить лицензирующему органу массу документов: помимо заявления, копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работников соискателя лицензии и др. Все копии должны быть заверены нотариусом. Работа по получению лицензии отнимет много сил, времени и средств, которых любой аптеке, тем более, государственной, часто не хватает. В п. 7 Постановления N 309 говорится, что при принятии решения о выдаче лицензии лицензирующий орган имеет право провести необходимую проверку соискателя лицензии. Т.о., аптека будет подвержена процедуре еще одного «обследования». Мы не можем понять 309-е постановление. Доход нашей аптеки от реализации стелек, костылей, палок, корсетов и т.д. составляет не более 1%, и сегодня, с выходом Постановления N 309, аптекам проще отказаться от реализации протезно-ортопедических изделий. Возможно, данное постановление выпущено с целью усиления контроля над необлагаемой налогом продукцией, но ведь аптека — это не специализированный магазин, который целенаправленно занимается реализацией протезно-ортопедических и других медицинских, в т.ч. дорогостоящих (коляски, протезы), изделий. Мы хотим работать грамотно, но у нас не получается. Во многом этому способствует информационный вакуум. Постановления и разъяснения к ним, которые, как показывает практика, просто необходимы, часто не доходят до нас вовремя. Благодаря усилиям компании «СИА-Интернейшнл», с которой мы тесно сотрудничаем, в Минтруда и соцразвития, а также в Налоговую инспекцию был направлен запрос по поводу 309-го постановления. Теперь мы ждем ответа, однако, постановление действует уже с 13 мая т.г.

Руководитель аптеки N 158 «Бальзам» Т.В.Попенко Наша аптека входит в аптечную ассоциацию «Союзфарма». Силами этой ассоциации в Минтруда и соцразвития был направлен запрос по 309-му постановлению, однако ответ до сих пор не получен. Согласно Постановлению N 309 «деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи включает выполнение следующих работ и услуг: производство, изготовление и реализация протезов различных конструкций…», «лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи являются: наличие в штате работников (врачей, инженеров, техников и др.), имеющих… специальную подготовку в области протезно-ортопедической помощи». В соответствии с этим мы делаем вывод, что данное постановление касается изготовителей. Существуют фирмы, которые занимаются производством протезно-ортопедических изделий и реализацией собственной продукции. Именно им требуются сотрудники специфических специальностей с необходимой подготовкой и образованием. В функции аптеки не входит изготовление протезно-ортопедических изделий, мы только реализуем их. Неужели провизор или фармацевт, тем более в аптеках, как наша, которые занимаются изготовлением лекарств и отпуском сильнодействующих препаратов, не обладают соответствующей квалификацией, чтобы должным образом отпустить больному медицинское изделие в соответствии с рецептом врача и объяснить, как пользоваться, например, супинатором? Никто не отменял Приказ МЗ РФ N 349 от 2.12.97 «О Перечне товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации», по которому аптекам разрешена реализация целого перечня товаров, в т.ч. голеностопов, костылей, супинаторов, стелек, тростей, поясов (бандажей) т.д. Приказ N 349 гласит, что «право на реализацию товаров, указанных в перечне, имеют фармацевтические (аптечные) организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Не совсем понятен пункт Постановления N 309, в соответствии с которым работники юридического лица, осуществляющие деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи, должны проходить повышение не реже одного раза в три года. Какие технические навыки могут получить сотрудники аптеки: например, как установить супинатор? Вероятно, этот пункт относится к производственной фирме, сотрудникам которой действительно имеет смысл совершенствовать мастерство изготовления продукции? Согласно НК изделия протезно-ортопедические входят в перечень товаров, которые не облагаются НДС. В Постановлении Правительства РФ N 357 от 10.05.01 «О внесении дополнений в Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» указаны протезы, ортезы (бандажи), вкладные ортопедические корригирующие приспособления (в т.ч. стельки, полустельки). Текст данного постановления не развернут, остается догадываться, что супинаторы также освобождены от НДС. Раньше у аптек не возникало вопросов с определением, что такое изделия медицинского назначения и медицинская техника. В настоящее время в связи с новым НК и появлением различных налогов аптекам необходимо научиться четко разбираться в этом вопросе. Приходится пользоваться различными постановлениями и классификатором, чтобы определить, куда относится то или иное изделие: к медицинской технике, техническим средствам для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, ортопедии, изделиям медицинского назначения и т.д. Каждый раз, принимая товар, аптеке необходимо рассортировать его по группам согласно постановлениям Правительства РФ и Общероссийскому классификатору продукции, чтобы выяснить, облагается ли он НДС и НСП. Пример. По Постановлению N 998 костыли и трости относятся к перечню технических средств для реабилитации, которые не облагаются НДС, т.е. не имеют отношения к протезно-ортопедическим изделиям. Однако в сертификате соответствия указан код 939600, и согласно классификатору ОК 005-93 они относятся к изделиям протезно-ортопедическим. Постановление Правительства РФ N 998 от 21.12.2000 (в редакции N 357 от 10.05.2001) действует по сей день. В связи с этим непонятна фраза из интервью с В.А.Сухининой («МА», N 3, 2002): «…аптеке кроме лицензии на фармдеятельность требуется еще и лицензия на протезно-ортопедическую помощь, только в этом случае она будет вправе продавать без НДС протезно-ортопедические средства».

Руководитель аптеки N 176 «Воробьевы горы» Н.А.Пашкина Сегодня аптекам приходится работать в условиях жесткой конкуренции. Предлагая посетителям различные льготы, высокое качество обслуживания, широкий ассортимент, нельзя ни на секунду останавливаться в поиске новых привлекательных для посетителей предложений. Реализация в аптеке протезно-ортопедических изделий была связана для нас с определенным риском, но мы решились на это. Сегодня доход от продажи этих изделий составляет всего 0,5-0,7%. Кто выиграет, если аптечная служба откажется от данной продукции? Аптека потеряет часть социальных функций, а посетители не всегда могут поехать в специализированный магазин, которых очень мало. Постановление N 309 можно интерпретировать по-разному, так же как известную фразу «Казнить нельзя помиловать» в зависимости от того, на каком слове сделать акцент.

От редакции:
На момент подписания статьи в номер ответы на запросы, направленные фармацевтическими ассоциациями в Минтруда и соцразвития, а также Налоговую инспекцию, получены не были. Редакция понимает, насколько важно довести информацию законодательных и налоговых органов до аптечных работников и продолжает следить за развитием событий. Сразу после прояснения ситуации мы планируем публикацию нового материала, посвященного этой теме.

Е.ПАШКОВА
Подписано в печать
24.12.2002


Exit mobile version