Recipe.Ru

Статья. «Технологические платформы как инструмент государственной инновационной политики» (С.Романова) («Ремедиум», 2011, N 6)

«Ремедиум», 2011, N 6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России предусматривает концентрацию усилий на перспективных для нашей страны направлениях развития. Существенную помощь в достижении заявленных приоритетов, структурировании деятельности в национальной инновационной системе в соответствии с долгосрочными перспективами развития может оказать формирование и реализация в России технологических платформ, получивших довольно широкое распространение в рамках Евросоюза.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА

Еще в конце 2009 г. Дмитрием Медведевым был утвержден Перечень поручений Президента РФ по результатам работы Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России в июне-декабре 2009 г, в котором представителям государства в советах директоров компаний и Минэкономразвития России поручено в апреле 2010 г. обеспечить принятие решений по участию компаний в создании и функционировании «технологических платформ» и подготовке прогнозов научно-технического развития, модернизации и оптимизации применяемых технологий и формировании заказа на инновационные исследования, в т.ч. с привлечением к работе организаций малого и среднего бизнеса, определить ответственных за реализацию указанных направлений, оптимизировать структуру управления инновационным развитием. В целях развития кооперации российских вузов и производственных предприятий, научной и образовательной деятельности, стимулирования использования производственными предприятиями потенциала российских вузов, а также государственной поддержки инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Правительством России были приняты известные постановления от 9 апреля 2010 г. N 218 и N 219. Постановлением N 218 были утверждены Правила предоставления субсидий и объем ассигнований федерального бюджета в 2010-2012 гг. на государственную поддержку развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в размере 19 млрд. руб., в т.ч. в 2010 г. — 6 млрд. руб., в 2011 г. — 6 млрд. руб. и в 2012 г. — 7 млрд. руб. На государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования (Постановление N 219) выделяется: в 2010 г. — 3 млрд. руб., в 2011 г. — 2 млрд. руб. и в 2012 г. — 3 млрд. руб. 8 августе 2010 г. на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям обсуждался вопрос о создании технологических платформ как инструмента частно-государственного партнерства в научно-технической и инновационной сфере, на котором одобрен Порядок формирования перечня технологических платформ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

В условиях формирования и реализации в России государственной научно-технической и инновационной политики необходимо создавать такие механизмы функционирования экономической системы, которые позволят объединить усилия государства, бизнеса и науки на развитие приоритетных стратегических направлений. Одним из этих механизмов являются технологические платформы, десятилетний опыт функционирования которых в Европе свидетельствует об их эффективности в ускорении инновационного развития отдельных секторов экономики. Под технологической платформой понимается коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития. Таким образом, технологические платформы — механизм частно-государственного партнерства в области научно-технологического и промышленного развития, обеспечивающий выработку и реализацию долгосрочных приоритетов в масштабах отдельных секторов экономики на основе общего видения будущего данных секторов. При этом механизм функционирования технологических платформ подразумевает объединение усилий науки и бизнеса на всем протяжение цикла разработки и производства инновационной продукции. Формирование и реализация технологических платформ позволят решить следующие основные задачи: — усилить влияние потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития; — выявить новые научно-технологические возможности модернизации существующих секторов и формировать новые секторы российской экономики; — определить принципиальные направления совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий; — стимулировать инновации, осуществить поддержку научно-технической деятельности и процессов модернизации предприятий с учетом специфики и вариантов развития отраслей и секторов экономики; — расширить научно-производственную кооперацию и формировать новые партнерства в инновационной сфере; — совершенствовать нормативно-правовое регулирование в области научного, научно-технического и инновационного развития.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Совершенно очевидно, что во главе процесса создания технологических платформ стоит правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям. Основной задачей Комиссии является обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации единой государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса, национальной инновационной системы устойчивого технологического обновления экономики Российской Федерации, в т.ч. по вопросам долгосрочного научно-технологического прогнозирования, развития нанотехнологий и наноиндустрии, формирования рынка нанопродукции и наноуслуг. При этом общее руководство и координацию работы по формированию перечня технологических платформ осуществляет рабочая группа по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере, которую возглавляет зам. министра экономического развития России. В состав рабочей группы входят представители Аппарата Правительства РФ, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (на уровне не ниже директора департамента — для федеральных министерств и заместителя руководителя — для федеральных служб и федеральных агентств), а также представители заинтересованных государственных финансовых институтов развития, научных организаций и высших учебных заведений, эксперты. Организационное и методическое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляет Министерство экономического развития РФ, а информационно-аналитическое обеспечение деятельности в части координации работы по формированию перечня технологических платформ — Министерство образования и науки РФ. Технологические платформы могут создаваться по инициативе бизнеса, науки, государства, гражданского общества, в т.ч.: — компаний, включая компании с государственным участием, научных организаций и образовательных учреждений, включая национальные исследовательские центры, национальные исследовательские университеты и федеральные университеты; — государственных институтов развития;
— органов государственной власти РФ и субъектов РФ; — некоммерческих организаций и общественных объединений в т.ч. объединений предпринимателей. Технологическая платформа имеет координатора — организацию, которая осуществляет организационное, информационное обеспечение взаимодействия участников технологических платформ. Основной целью формирования Перечня технологических платформ является обеспечение наиболее эффективных коммуникаций и взаимодействия государства, бизнеса и науки по вопросам научно-технического и инновационного развития. Он утверждается Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. При этом Федеральные органы исполнительной власти оказывают институциональную, организационную и консультационную поддержку деятельности технологических платформ, включенных в Перечень. Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России осуществлялcя прием предложений по проектам реализации технологической платформы для включения их в Перечень технологических платформ. По итогам экспертного анализа поступивших предложений, а это более 180 заявок, рабочей группой по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере был сформирован Перечень технологических платформ, который 1 февраля 2011 г. направлен в Правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям на утверждение. Перечень из 27 приоритетных технологических платформ был утвержден Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям 1 апреля текущего года (табл. 1).

Таблица 1

Перечень технологических платформ,
утвержденных Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям

   N     Название технологической           Организации-координаторы                         платформы                  технологической платформы                                                                                                            Медицинские и биотехнологии                                                                                                      1.  Медицина будущего               ГОУ ВПО "Сибирский государственный                                          медицинский университет Федерального                                        агентства по здравоохранению и                                              социальному развитию", г. Томск                                                                                     2.  Биоиндустрия и биоресурсы -     Учреждение Российской академии наук         БиоТех2030                      Институт биохимии им. А.Н.Баха РАН,                                         г. Москва                                                                                                                           Информационно-коммуникационные технологии                                                                                               3.  Национальная программная        ОАО "Концерн Сириус"                        платформа                       (ГК "Ростехнологии"), г. Москва        

4. Национальная суперкомпьютерная Институт программных систем имени

      технологическая платформа       А.К.Айламазяна РАН, Ярославская обл.;                                       МГУ имени М.В.Ломоносова, г. Москва                                                                                                                 Фотоника                                                                                                                5.  Инновационные лазерные,         Некоммерческое партнерство "Лазерная        оптические и оптоэлектронные    ассоциация", г. Москва                      технологии - фотоника                                                                                                                               6.  Развитие российских             ГК "Роснанотех", г. Москва                  светодиодных технологий                                                                                                                                                    Авиакосмические технологии                                                                                                       7.  Авиационная мобильность и       ФГУП "ЦАГИ", Московская обл.;               авиационные технологии          ОАО "Объединенная авиастроительная                                          корпорация", г. Москва;                                                     ГК "Ростехнологии", г. Москва                                                                                       8.  Национальная космическая        ФГУП "ЦНИИмаш", Московская обл.;            технологическая платформа       ГОУ ВПО "МАИ", г. Москва                                                                                            9.  Национальная информационная     ОАО "ИСС им. М.Ф.Решетнева",                спутниковая система             Красноярский край                                                                                                                       Ядерные и радиоционные технологии                      

10. Замкнутый ядерно-топливный цикл ГК «Росатом», г. Москва

      с реакторами на быстрых                                                     нейтронах                                                              

11. Управляемый термоядерный синтез ГК «Росатом», г. Москва

12. Радиационные технологии ГК «Росатом», г. Москва

13. Интеллектуальная энергетическая ФГУ «Российское энергетическое

      система России                  агентство" Минэнерго России,                                                г. Москва                              

14. Экологически чистая тепловая ОАО «ВТИ», г. Москва

      энергетика высокой                                                          эффективности                                                                                                                                       15. Перспективные технологии        ОАО "РусГидро", Красноярский край           возобновляемой энергетики                                              

16. Малая распределенная энергетика ЗАО «Агентство по прогнозированию

                                      балансов в электроэнергетике";                                              ОАО "Интер РАО ЕЭС"; НП "Российское                                         торфяное и биоэнергетическое                                                общество", г. Москва                                                                                                                          Технологии транспорта                                                                                                         17. Применение инновационных        ГК "Роснанотех", г. Москва                  технологий для повышения                                                    эффективности строительства,                                                содержания и безопасности                                                   автомобильных и железных дорог                                                                                                                      18. Высокоскоростной                ОАО "РЖД", г. Москва                        интеллектуальный                                                            железнодорожный транспорт                                                                                                                                           Технологии металлургии и новые материалы                   

19. Новые полимерные композиционные ФГУП «ВИАМ» ГНЦ РФ, г. Москва;

материалы и технологии ГК «Роснанотех», г. Москва

  20. Материалы и технологии          ФГУП "ВИАМ", г. Москва;                     металлургии                     ОАО "РТ-Металлургия", г. Москва;                                            НИТУ МИСиС, г. Москва                                                                                                           Добыча природных ресурсов и нефтегазопереработка                                                                                            21. Технологическая платформа       ОАО "СУЭК", г. Москва                       твердых полезных ископаемых                                                                                                                         22. Технологии добычи и             ГОУ ВПО "Российский государственный         использования углеводородов     университет нефти и газа                                                    имени И.М.Губкина", г. Москва                                                                                       23. Глубокая переработка            ОАО "ВНИИПИнефть", г. Москва                углеводородных ресурсов                                                                                                                                                   Электроника и машиностроение                                                                                                      24. Технологии мехатроники,         ГОУ ВПО МФТИ, г. Москва;                    встраиваемых систем управления, ГК "Роснанотех", г. Москва;                 радиочастотной идентификации и  ГНУ ЦНИИ РТК, г. С.-Петербург               роботостроение                                                                                                                                      25. СВЧ технологии                  ОАО "Росэлектроника"                                                        (ГК Ростехнологии), г. Москва                                                                                       26. Освоение океана                 ОАО "Концерн морские информационные                                         системы" "Агат", г. Москва;                                                 ОАО "ОСК", г. С.-Петербург;                                                 ГНЦ РФ ОАО "Концерн МПО-Гидроприбор",                                       г. С.-Петербург                                                                                                                              Экологическое развитие                                                                                                         27. Биоэнергетика                   ФГУ Российский научный центр                                                "Курчатовский институт", г. Москва     

РЕАЛИЗАЦИЯ И ИНВЕСТИЦИИ

В процессе реализации технологических платформ осуществляется разработка стратегической программы исследований, предусматривающей определение средне- и долгосрочных приоритетов в проведении исследований и разработок, выстраивание механизмов научно-производственной кооперации. Большое внимание уделяется формированию программ обучения, определению направлений и принципов развития стандартов, системы сертификации, а также мерам по развитию инновационной инфраструктуры. Одним из главных этапов реализации технологических платформ являются разработка программы по внедрению и распространению передовых технологий в соответствующих секторах российской экономики, определяющей различные механизмы и источники финансирования, обязательства участников технологической платформы, а также создание организационной структуры, обеспечивающей необходимые условия реализации взаимодействия между предприятиями, научными и образовательными организациями. В проекте реализации технологической платформы, характеризующем целесообразность ее формирования, выделяются следующие разделы: 1. Общие сведения об инициативе по формированию технологической платформы. 2. Перспективы развития и распространения технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы. 3. Научно-технические заделы и производственная база. 4. Обоснование выбора технологических платформ как инструмента решения поставленных задач. 5. Развитие кооперации с участием производственных предприятий, научных организаций, вузов и др. заинтересованных сторон. 6. Риски реализации технологической платформы. 7. Управленческие решения, связанные с формированием и функционированием технологической платформы. Проект реализации технологической платформы может содержать такие элементы, как проект дорожной карты модернизации и научно-технологического развития отраслей и секторов российской экономики, к которым относится технологическая платформа, проект стратегической программы исследований, а также предложения по системе управления формированием и функционированием технологической платформы (включая организационно-правовую форму и организационную структуру технологической платформы). В зависимости от специфики отраслей и секторов экономики, к которым относится технологическая платформа, выделяются различные результаты ее функционирования, ключевые с точки зрения вклада в долгосрочное социально-экономическое развитие и технологическую модернизацию: — диверсификация российской экономики, ускоренный рост высокотехнологичных секторов, расширение высокотехнологичного экспорта; — дополнительный приток частных (в т.ч. иностранных) инвестиций в разработку передовых технологий, развитие высокотехнологичных производств; — повышение конкурентоспособности высокотехнологичных секторов экономики; — принципиальное улучшение общественного сектора, решение значимых социальных проблем (здоровье, безопасность, экология, мобильность, образование и культура); — повышение эффективности, снижение ресурсоемкости сырьевых секторов, формирование дополнительных переделов и повышение уровня переработки; — формирование новых высокотехнологичных компаний, расширение высокотехнологичного малого и среднего бизнеса и улучшение условий для его роста, формирование новых индустрий. Как отметил Председатель Правительства РФ В.В.Путин на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям в апреле текущего года, при внедрении технологических платформ мы должны сразу установить четкие критерии их работы, индикаторы эффективности. Главным показателем успешности призван служить выпуск конкурентоспособной продукции, действительно востребованной на внешнем и внутреннем рынках. Необходимо выходить на мировые рынки и занимать там свою нишу. Кроме того, технологические платформы за счет их поддержки со стороны государства должны создавать стимулы для инновационной активности бизнеса, привлечения ресурсов для проведения научных исследований, подготовки высококвалифицированных специалистов. Основным источником инвестиций должен быть бизнес. Государство в свою очередь будет готово разделить с ним ответственность при выполнении высокорискованных НИОКР и НИР, при необходимости предусмотреть иные меры поддержки, к примеру, вложиться в строительство инфраструктуры. Для развития и технологического обновления экономики страны должны эффективно использоваться технопарки, особые экономические зоны, государственные корпорации, банки с государственным участием, фонды поддержки инноваций и научно-образовательные центры. Только в текущем году на развитие особых экономических зон, технопарков и наукоградов из федерального бюджета выделяется более 17,5 млрд. руб. И эту инфраструктуру необходимо грамотно использовать при реализации совместных проектов в рамках технологических платформ. Принципиальный вопрос, который необходимо решать в ближайшее время, — это повышение эффективности и отдачи от всех институтов развития. В рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» Минобрнауки России планирует поддержать развитие технологических платформ, формируя тематику НИОКР по инициативе производственных организаций. Объем бюджетного финансирования предполагается на уровне 5 млрд. руб. в год с паритетным софинансированием со стороны бизнеса. Новые подходы позволят существенно улучшить инновационные процессы. В таблице 2 приведены основные бюджетные программы поддержки науки, реализуемые Минобрнауки России.

Таблица 2

Основные бюджетные программы поддержки науки, реализуемые Минобрнауки России в 2010 г.
ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» в 2010 г.

         Ведомственная             Количество         Бюджет контрактов              принадлежность         контрактов (шт.)         (млн. руб.)                                                                                      Минобрнауки России                   160                  2498,7                                                                                        Вневедомственные организации         116                  2164,4                                                                                        Российская академия наук             111                  1097,8           

(с отделениями)

Другие ведомства и 107 891,4 организации

Другие программы

Наименование программы Количество проектов Бюджет (млн. руб.)

(шт.)

ФЦП «Развитие инфраструктуры 243 4941,86 наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 гг.»

ФЦП «Научные и научно- 5707 8276,2 педагогические кадры инновационной России»

Источник: Минобрнауки России

В результате реализации ФЦП в 2010 г. объем дополнительного производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет коммерциализации созданных передовых технологий составил 38,4 млрд. руб. (при плане в 23-24 млрд. руб.); дополнительный объем экспорта высокотехнологичной продукции — 7,8 млрд. руб. (при плановых значениях в 2-3,5 млрд. руб.); а количество разработанных конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации, составило 43 единицы (вместо 20-21 по программе). Кроме того, в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» в 2010 г. в научных исследованиях приняло участие почти 57 тыс. высококвалифицированных исполнителей (более 15% общего числа научных сотрудников России), среди них 41,5 тыс. — молодые ученые и студенты. Напомню, что целью этой программы является привлечь и закрепить к 2013 г. в сфере науки и высоких технологий около 12 тыс. высококвалифицированных специалистов.

БИОИНДУСТРИЯ И БИОРЕСУРСЫ

Технологическая платформа по промышленной биотехнологии разрабатывалась общими усилиями ученых совместно со специалистами ГК «Ростехнологии». В настоящий момент сформирована управляющая структура технологической платформы, выбраны сопредседатели: декан биологического факультета МГУ М.П.Кирпичников и директор биотехнологического подразделения ГК «Ростехнологии» П.С.Каныгин. Технологическая платформа «Промышленные биотехнологии и биоэнергетика» получила признание от Еврокомиссии, от Europe Вауо и немецкого Союза биотехнологов «Клип». Основные компетенции технологической платформы, которые уже ясны сейчас, — это биотехнологическая переработка возобновляемого сырья; биоэнергетика; геномные и постгеномные технологии и методы биоинженерии; биотехнологии, повышающие эффективность добычи полезных ископаемых, и т.д. Технологическая платформа уже сейчас активно заинтересована в биоперерабатывающих заводах, биотопливе и биоэнергетике, сырье для химической промышленности, в биопластике, биокатализе и ферментах, переработке отходов. Задача платформы состоит в том, чтобы содействовать развитию и модернизации промышленной биотехнологии в России, способствовать созданию биокластеров в различных субъектах РФ. Среди первых технологических платформ, которые правительство намерено создать, платформы, напрямую связанные с биотехнологиями: «Медицина будущего» «Биоиндустрия и биоресурсы — БиоТех2030». Такой выбор обусловлен современными тенденциями, возрастающей ролью биологии в медицине, различных отраслях промышленности, в т.ч. энергетике, сельском хозяйстве. Весь мир идет в направлении развития биоиндустрии, сейчас такие проекты активно продвигаются в Китае, Индии, Бразилии, Японии. В странах Евросоюза вкладываются крупные инвестиции в биофармацевтику и биоэнергетику. В 2010 г. годовой оборот мировой биоиндустрии оценивался в сумму более 2 трлн. долл., а к 2030 г., по данным Организации экономического сотрудничества и развития, с помощью биотехнологий будет выпускаться до 35% продукции в химической промышленности, 80% медицинских препаратов и половина сельскохозяйственных продуктов. В то же время сегодня на долю России, отметил В.В.Путин, приходится менее 0,2% оборота мирового биорынка, причем у нас в основном развиваются биотехнологии, связанные с фармацевтикой, а по другим направлениям результаты довольно скромные. Необходимо изменить сложившуюся ситуацию и создать условия для формирования в России мощного сектора биоиндустрии, тем более что для этого у нас есть все возможности: сильная учебная и научно-исследовательская база, соответствующие мировому уровню научные разработки. Следует разработать меры по стимулированию спроса на российскую биотехнологическую продукцию, снять излишние административные барьеры, которые зачастую мешают работать предпринимателям. Кроме того, необходимо обеспечить координацию НИР и НИОКР, чтобы консолидировать ресурсы и возможности наших государственных академий, федеральных и ведомственных целевых программ, федеральных, региональных, корпоративных исследовательских центров. В связи с этим В.В.Путин предложил ускорить разработку специальной координационной программы развития биотехнологий в России. Ее согласованный проект Минэкономразвития России представит в Правительство не позднее середины мая текущего года.

ИСТОЧНИКИ

  1. http://www.parlcom.ru/index.php?p= MC83&id=36015
  2. http://www.hse.ru/news/avant/26489383.html
  3. http://www.innoedu.ru/projects/tp/about/
  4. rbc.ru
  5. formation/doc2011 0204_015
  6. http://www.p218.ru/

«Ремедиум»
С.РОМАНОВА
Подписано в печать
03.06.2011


Exit mobile version