Recipe.Ru

Статья. “Производители наркотиков не попадут в частные руки” (Т.Панфилова) (“Фармацевтический вестник”, 2008, N 22)

“Фармацевтический вестник”, 2008, N 22

ПРОИЗВОДИТЕЛИ НАРКОТИКОВ НЕ ПОПАДУТ В ЧАСТНЫЕ РУКИ

В Законе “О наркотических средствах и психотропных веществах” отсутствует норма, предусматривающая запрет приватизации государственных или муниципальных унитарных предприятий и госучреждений, в первую очередь аптек, осуществляющих изготовление соответствующей продукции. Чтобы предотвратить опасность значительного сокращения изготовления наркотических и психотропных лекарственных средств, правительство внесло в Госдуму соответствующие поправки в ст. 17 действующего закона. Законопроект был принят в первом чтении 25 июня.

Законопроект был принят единогласно. Рассматриваемым законопроектом предлагалось внести изменение в Федеральный закон N 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”, устанавливающее запрет приватизации предприятий и учреждений, осуществляющих изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Перечень утвержден Постановлением Правительства России от 30.06.98. Как сообщил на заседании статс-секретарь, зам. министра промышленности и энергетики Иван Матеров, в соответствии со ст. 5 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах” в России действует госмонополия на оборот соответствующей продукции, в т.ч. на производство и изготовление препаратов, включенных в Список II. Пунктом 4 той же статьи закона устанавливается ответственность за нарушение госмонополии. Как следует из Пояснительной записки к законопроекту, “под производством наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии со ст. 1 Федерального закона, понимаются действия, направленные на серийное получение этих лекарственных средств из химических веществ и/или растений, т.е. субстанций. Под изготовлением наркотических средств, психотропных веществ понимаются действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства”. По словам Ивана Матерова, пунктом 1 ст. 17 Федерального закона определено, что производство наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляется государственными унитарными предприятиями и госучреждениями, находящимися в федеральной собственности. Согласно закону установлен запрет приватизации указанных предприятий и учреждений. Федеральным законом N 3 (п. 2 ст. 17) также установлено, что изготовление наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями и государственными учреждениями. При этом норма по запрету приватизации предприятий и учреждений, осуществляющих изготовление наркотических средств и психотропных веществ, в законе отсутствует. В настоящее время всего четыре государственных унитарных предприятия занимаются производством и изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II. Из них два государственных унитарных предприятия не производят субстанции, а только изготовляют готовые к использованию лекарственные формы. Лицензию на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеют 170 муниципальных унитарных предприятий. В связи с тем, что предприятия, осуществляющие данный вид деятельности, занимаются только изготовлением готовых лекарственных форм из закупаемых субстанций, подчеркнул Иван Матеров, существует опасность их приватизации и сокращения объемов изготовления отечественных наркотических и психотропных лекарств в случае перепрофилирования предприятий на выпуск ненаркотических лекарственных средств. При этом он особо отметил, что в числе 170 предприятий более полутора сотен муниципальных аптек, имеющих лицензию на данный вид деятельности и выпускающих наркотические и психотропные лекарственные средства в Малых объемах и малых дозировках (для детей), а также по оригинальной рецептуре. “Место таких предприятий в системе оборота наркотических средств и психотропных веществ уникально, и они не могут быть замещены масштабным производством усредненной номенклатуры на больших заводах и предприятиях”, – утверждает Иван Матеров. Кроме того, как следует из заключения Комитета Госдумы по охране здоровья, проведение приватизации является нарушением п. 4 ст. 5 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”, которым устанавливается ответственность за нарушение госмонополии на основные виды деятельности в сфере оборота наркотиков. Комитет Госдумы по охране здоровья, как сообщил содокладчик по законопроекту первый заместитель председателя комитета Николай Герасименко, поддержал принятие законопроекта в первом чтении. По его словам, “речь идет об аптеках, которые могут быть приватизированы. Поэтому принятие проекта Федерального закона, предлагающего внесения Изменений в ст. 17 о запрете приватизации вышеуказанных предприятий и учреждений, является необходимым и целесообразным”.

Т.ПАНФИЛОВА
Подписано в печать
08.07.2008


Exit mobile version