Recipe.Ru

Статья. «»Площадная» брань» (М.Милушин) («Фармацевтическое обозрение», 2003, N 5)

«Фармацевтическое обозрение», 2003, N 5

«ПЛОЩАДНАЯ» БРАНЬ

С 30 марта 2003 года введен в действие Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения», утвержденный приказом Минздрава РФ от 4.03.2003 г. N 80 (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.03.2003 г.). В основном нововведенный стандарт обобщает разрозненные положения различных нормативно-правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность вообще и розничную торговлю лекарственными средствами, в частности. Только одно положение нового стандарта вызвало множество недоуменных вопросов, шквал негодования и эмоций. Речь идет о пункте 3.5. этого стандарта, который устанавливает требования к минимальным нормативам площадей аптечных организаций, перечисленных в приложении к стандарту. Наиболее острый резонанс вызвали пункты 5 и 10 приложения, в которых установлены требования к минимальной площади аптечного пункта (без права изготовления лекарственных препаратов) и аптечного киоска. В частности, для аптечного киоска минимальная общая площадь не должна быть меньше 60 кв. м. При этом площади торгового зала и материальных комнат должны быть не менее 20 кв. м каждая. Предыдущие стандарты на аптечный пункт и аптечный киоск, утвержденные Минздравмедпромом РФ 1.09.94 г., устанавливали значительно более «мягкие» требования к площадям этих аптечных организаций, а именно, 10-12 кв. м — аптечный киоск, 12 кв. м — аптечный пункт. Формально с 30.03.2003 г. указанные требования становятся лицензионными требованиями, которые необходимо выполнять всем субъектам фармацевтической деятельности. И хотя Минздрав РФ не позаботился о том, чтобы с принятием нового стандарта отменить ранее действовавшие стандарты, их можно считать фактически утратившими силу в связи с принятием нового стандарта. Без сомнения, указанные требования к минимальным площадям аптечных пунктов и киосков затрагивают жизненные интересы десятков тысяч работников фармацевтической отрасли. Можно долго рассуждать на тему, насколько оправданы введенные Минздравом РФ нормативы. Хотя столь резкое (в 5 раз!) одномоментное увеличение нормативов вызывает, мягко говоря, недоумение. Ясно одно, введенные таким образом, в течение 10 дней после официального опубликования, они явным образом ущемляют права множества участников фармацевтического рынка, фактически незаконно лишая многих из них имущества и даже средств к существованию. Минздрав РФ никак не определил порядок введения «площадных» нормативов. Из нового стандарта не ясно, имеют ли право контролирующие органы приостановить действие лицензии тех аптечных организаций, которые не укладываются во вновь установленные рамки, уже прямо с апреля текущего года. По-видимому, в Минздраве РФ, как это часто бывает, попросту об этом не подумали. Вероятнее всего, существующие аптечные организации смогут продолжить свою деятельность на имеющихся площадях, даже если они не соответствуют новым ограничениям, до окончания срока действия текущих лицензий на право осуществления фармацевтической деятельности. Однако можно предположить, что у нескольких десятков и даже может быть сотен небольших аптечных организаций срок действия лицензий заканчивается в ближайшие 2-3 месяца. При этом совершенно не урегулированным остается вопрос о реализации остатков товарных запасов и оборудования. Об этом в Минздраве РФ, очевидно, также не подумали. После окончания срока действия лицензии, в случае, если лицензирующий орган откажет в ее продлении, единственным, на наш взгляд, легальным способом реализации остатков товара будет возврат поставщику, естественно, по договоренности с последним. Кроме того, останется возможность реализовать товар оптом. В этом случае организация или ПБОЮЛ рискуют быть оштрафованными в соответствии с п. 2 ст. 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой». Уголовное преследование по статье 171 УК РФ в этом случае нам представляется невозможным, поскольку такая реализация будет производиться явно с убытком, и ни о каких доходах, а тем более в крупном размере, речи здесь быть не может. Заметим, что административный штраф может быть взыскан только в судебном порядке, а суд, учитывая сложившуюся ситуацию, может вынести решение об освобождении от штрафа. Тем не менее совершенно очевидно, что подобного рода реализация товарных запасов будет производиться со значительными убытками, что нанесет прямой материальный ущерб аптечному учреждению. В таком случае можно будет попытаться взыскать понесенный ущерб с Минздрава РФ, однако дело это может оказаться хлопотным и долгим, а исход его заранее прогнозировать нелегко. Кроме того, нельзя не отметить, что в связи с таким скоропалительным введением ограничений на площади аптечных учреждений многие работники ликвидируемых аптечных пунктов и киосков окажутся просто выброшенными на улицу, а у их работодателей даже не найдется средств на выплату положенных по трудовому законодательству пособий. Еще раз подчеркнем, что мы не обсуждаем здесь обоснованность установленных Минздравом РФ нормативов, хотя они вызывают вполне законные сомнения у многих заинтересованных лиц. Но нельзя не заметить, что указанные нормы можно было бы ввести не через несколько дней после опубликования стандарта, а дав участникам рынка конкретный срок на приведение помещений в соответствие с опубликованными нормативами. Это позволило бы, по крайней мере, избежать описанной выше ситуации с убыточной распродажей имущества и внезапным увольнением работников. У нас нет сведений о возможной отмене или о готовящихся изменениях в приказ Минздрава РФ от 4.03.2003 г. N 80. По нашему мнению, отмена этого приказа вряд ли возможна, хотя вполне вероятно, что Минздрав РФ может подготовить разъяснения или изменения в этот приказ, например, о продлении срока введения в действие нового стандарта в части требований к минимальной площади аптечных учреждений. Такое решение Минздрава РФ могло бы стать вполне приемлемым для многих участников фармацевтического рынка. В принципе, остается возможность обжаловать указанный нормативный акт в Верховном суде РФ, однако существует большая вероятность, что Верховный суд РФ оставит это приказ без изменений, поскольку в соответствии с п. 4 статьи 32 Федерального закона РФ от 22.06.98 г. (ред. от 10.01.2003 г.) правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются Минздравом России. То есть Минздрав РФ вправе устанавливать любые обоснованные правила розничной торговли лекарственными средствами. В случае обжалования в Верховном суде РФ указанных ограничений на площади аптечных организаций, введенных приказом Минздрава РФ N 80, последний, скорее всего, предоставит суду аргументированное обоснование установленных ограничений. Вероятнее всего, что суд скорее примет обоснование Минздрава РФ как специализированного и полномочного органа исполнительной власти, чем расчеты каких-либо других организаций или экспертов. Кроме того, возможна подача жалобы в Министерство по антимонопольной политике РФ, которое вправе поставить вопрос о правомерности введения нового стандарта, фактически ущемляющего права значительного количества субъектов фармацевтического рынка, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса. Возможно также политическое решение данного вопроса путем привлечения широкого круга заинтересованных лиц, включая общественных деятелей, депутатов Государственной Думы РФ и т.д. По какому пути пойдет решение вопроса и как он разрешится, покажет время. Во многом это будет зависеть от активности позиции заинтересованных участников рынка обращения лекарственных средств.

Директор юридической компании
«Юнико-94»
М.МИЛУШИН


Exit mobile version